ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат»
Методика работы над новым словарным словом
Выступила:
Пятакова Ю.В.
2018-2019 учебный год
Цель: поделиться с коллегами методикой работы над новым словарным словом.
Задачи: сформировать приёмы представления новых словарных слов через различные виды деятельности; заинтересовать коллег предложенным видом работы.
Традиционно методика предлагает следующую последовательность знакомства с новым словарным словом.
1. Учитель предлагает учащимся рассмотреть карточку-картинку с изображением предмета. Ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Можно избирать и другой вариант начала работы над словом: учитель читает одну из загадок, дети отгадывают ее, объясняют отгадку к загадке. Изучаемое слово может быть выделено и из текста, написанного на доске или воспринятого детьми на слух.
2. Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.
3. Ученики читают словарное слово орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
4. Учитель предлагает решить какую орфограмму в слове нужно запомнить?
5. Под руководством учителя дети подбирают к изучаемому слову однокоренные.
6. С данным словом учащиеся составляют и записывают свое предложение.
В силу недостаточной разработанности вопроса представление нового слова из «Словарика» осуществляется однообразно, неинтересно. Но можно рекомендовать ряд приемов, позволяющих не только заинтересовать, но и активизировать учащихся.
Первый прием - поиск предназначенного для ознакомления слова, связанный с работой по фонетике и повторением изученного учебного материала, осуществляемый на основе точных установок учителя. Например, учитель на доске помещает следующее изображение и предлагает детям выполнить задание: «Уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данном слове, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?»
Этот прием, наряду с формированием лингвистических знаний и умений, обеспечивает углубление сосредоточенности внимания, его оптимальное распределение, развитие аналитико-синтетического мышления и оперативной памяти.
Второй прием заключается в уменьшении количества конкретных указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово. Например: «Вы прочитаете новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если расположите прямоугольники по возрастанию. Какое слово вы прочитали?»
Третий прием состоит в полном отсутствии указаний учителя, координирующих действия учащихся. Например: «Внимательно посмотрите на данную запись и определите слово, с которыми мы познакомимся на уроке:
МИРТНУСЕНТ
Какое это слово»
С помощью второго и третьего приемов продолжается дальнейшее совершенствование интеллектуальных качеств учащихся, развитие которых обеспечивалось использованием первого приема. Вместе с тем уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляет детей более напряженно и сосредоточенно мыслить, мобилизовывать свою волю, сообразительность, наблюдательность, развивает их речь. Это диктуется необходимостью во время ответа характеризовать свои действия, связанные с определением слова, так как на поставленный учителем вопрос (или вопросы) дети должны ответить небольшим, логически построенным рассуждением или умозаключением.
Специфика четвертого приема заключается в применении для определения нового слова разнообразных шифров и кодов с конкретными указаниями учителя и без них. Например:
«Внимательно посмотрите на данный шифр:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/18/s_5c6b02f63f758/1092262_1.png)
Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке».
Систематическая работа с символами, кодами, шифрами позволяет формировать абстрактное мышление и, наряду с ним, совершенствовать ряд других качеств интеллекта.
В пятом приеме органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, деление слов на слоги, орфографическая работа и т.д., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа, развиваются объем и сосредоточенность внимания, оперативная память. Например, учитель сообщает: «Чтобы узнать слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке, вы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы искомого слова.
Задание 1. первая буква искомого слова является согласной в последнем слоге слова комната.
Задание 2. вторая буква - последняя согласная в корне слова север.
Задание 3. третья буква - непроверяемая безударная гласная в слове завтрак.
Задание 4. четвертая буква обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в слове малина.
Задание 5. с пятой буквы начинается второй слог в слове овес.
Задание 6. шестая буква является окончанием в слове солома.
Задание 7. седьмая буква обозначает всегда звонкий мягкий согласный звук, который есть в слове урожай».
В шестом приеме основной акцент делается на развитие оперативной памяти учащихся, их аналитико-синтетических способностей, произвольного внимания. Учащимся делается установка запомнить слова, которые используются во время этапа урока, предшествующего словарно-орфографической работе. К ним ученики возвращаются вновь через 4-5 минут. Учитель предлагает задание: «Слово, с которым вы познакомитесь на уроке, вам надо составить самостоятельно. Для этого вспомните слова, которые были задействованы во время повторения изученного в порядке их записи на доске, и сложите их первые буквы».
Важное значение в системе работы над словарным словом является толкование его лексического значения.
Обстоятельно организованная, продуманная, систематическая словарно-орфографическая работа такого плана является эффективным средством интенсивного развития интеллектуальных качеств ребенка и базой для успешного проведения последующих этапов русского языка.