Просмотр содержимого документа
«Методика работы над задачами, связанными с пропорциональными величинами. Задачи на пропорциональное деление.»
Методика работы над задачами, связанными с пропорциональными величинами. Задачи на пропорциональное деление.
Задачи на пропорциональное деление вводится в III классе. Эти задачи включают две переменные величины, связанные пропорциональной зависимостью, и одну или больше постоянных, причем даны два или более значений одной переменной и сумма соответствующих значений другой переменной, слагаемые этой суммы являются искомым.
В нач. кл. решаются задачи только на пропорциональное деление только с прямо пропорциональной зависимостью величин (представлены в таблице).
№ задач | Величины | Задачи |
Цена | Количество | Стоимость |
I | Постоянная | Даны два или более значений | Дана сумма значений, соответствующих количеству. Найти слагаемые. | Ученица купила по одинаковой цене 6 тетрадей в клетку и 4 тетради в линию. Всего она уплатила 30 коп. Сколько стоили тетради в клетку и в линейку отдельно? |
II | Постоянная | Дана сумма значений, соответствующих количеству. Найти слагаемые. | Даны два или более значений | Ученица купила по одинаковой цене тетради в клетку и в линейку, всего 10шт. За тетради в клетку уплатила 18коп, а за линейку 12коп. Сколько было куплено тетрадей в клетку и в линейку в отдельности? |
III | Даны два или более значений | Постоянная | Дана сумма значений, соответствующих количеству. Найти слагаемые. | В магазине продали одинаковое количество шапок и шарфов. Шапка стоила 5руб, а шарф 3руб. За все проданные вещи выручили 160руб. Сколько стоили все шапки и шарфы в отдельности? |
IV | Дана сумма значений, соответствующих количеству. Найти слагаемые. | Постоянная | Даны два или более значений | В магазине продали одинаковое количество шапок и шарфов. Шапка с шарфом стоили 8руб. За все шапки выручили 100руб, а за шарфы 60руб. Сколько стоили шапка и шарф в отдельности? |
В нач. кл. задачи на пропорциональное деление решаются только способом нахождения значения постоянной величины.
Подготовкой к решению задач на пропорциональное деление надо считать твердое умение решать задачи на нахождение четвертого пропорционального.
При ознакомлении с задачами на пропорциональное деление лучше предлагать их не в готовом виде, а составить вместе с детьми из задач на нахождение четвертого пропорционального.
Учащимся предлагается составить задачу по ее краткой записи:
Цена | Количество | Стоимость |
Одинаковая | 6 тетрадей 4 тетради | 18 коп ? |
После решения задачи, составленной по данному условию, учитель записывает вместо вопросительного знака число, полученное в ответе (12коп). Затем он предлагает найти сумму чисел, которые показывают стоимость тетрадей (30коп), и составить задачу по новому условию:
Цена | Количество | Стоимость |
Одинаковая | 6 тетрадей 4 тетради | 30коп ? ? |
Дети составляют задачу на пропорциональное деление, ставя два вопроса: «Сколько уплатил первый покупатель?» и «Сколько уплатил второй покупатель?» Учитель поясняет, что эти два вопроса можно заменить одним: «Сколько денег уплатил каждый покупатель?» В окончательном виде задача формулируется примерно так: «Два мальчика купили тетради по одинаковой цене. Первый купил 6 тетрадей, а второй – 4. Всего они уплатили 30коп. Сколько денег уплатил каждый мальчик?»
Решение задачи записывается в форме отдельных действий с пояснениями.
Далее включается решение готовых задач.
Для обобщения способа решения в дальнейшем включаются задачи на пропорциональное деление I вида с другими группами величин, после чего вводятся задачи II вида, а несколько позднее III и IV видов.