СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы над задачами, связанными с пропорциональными величинами: на пропорциональное деление.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика работы над задачами, связанными с пропорциональными величинами: на пропорциональное деление.

Просмотр содержимого документа
«Методика работы над задачами, связанными с пропорциональными величинами: на пропорциональное деление.»

10. Методика работы над задачами, связанными с пропорциональными величинами: на пропорциональное деление.

Методика работы над задачами на пропорциональное деление.

1.Структура задач

-даны две переменные величины, связанные прямо или обратно пропорциональной зависимостью и одна постоянная;

-даны два или более значений одной переменной и сумма соответствующих значений другой переменной;

-слагаемые этой суммы являются искомыми.

2.Классификация задач.

     В начальной школе решаются задачи только с прямо пропорциональной зависимостью величин. Эти задачи представлены в таблице 2

3.Способы решения задач.

В начальных классах задачи на пропорциональное деление решаются только способом нахождения значения постоянной величины

4.Организация подготовительной работы.

Подготовкой к решению задач на пропорциональное деление является твердое умение решать задачи на нахождение четвертого пропорционального.

5.Ознакомление с решением задач.  

        Начинаем работу с решения задачи на нахождение четвертого пропорционального. Это поможет детям увидеть связь между задачами этих видов, что позволит обобщить способы их решения.

Цена

Количество

Стоимость

Одинаковая

6 тетрадей

4 тетради

18 руб.

?

        Предлагаем детям составить задачу по краткой записи:        

После ее решения учитель записывает вместо вопросительного знака число, полученное в ответе (12 руб.) Затем он предлагает найти стоимость всех тетрадей (30 руб.), и составить задачу по новому условию:

Цена

Количество

Стоимость

Одинаковая

6 тетрадей

4 тетради

?         

                     30 руб.

?

Дети составляют задачу на пропорциональное деление, ставя два вопроса: «Сколько уплатил первый покупатель?» и «Сколько уплатил второй  покупатель?» учитель поясняет , что эти два вопроса можно заменить одним: «Сколько денег уплатил каждый покупатель?» Задача формулируется в окончательном виде.

У: - Что требуется узнать в задаче?

     -Что значит «каждый»?

     - Можно ли сразу узнать, сколько уплатил первый мальчик?

    -  Почему нельзя?

     - Можно ли сразу узнать цену тетради?

       -Почему нельзя?

      -Можно ли сразу узнать, сколько купили тетрадей на 30 руб.?

       -Почему можно?

      -Что узнаем первым действием; вторым; третьим; четвертым?

      Далее решаются готовые задачи. При этом надо сначала расчленить вопрос задачи на два вопроса; выяснить, которое из искомых чисел должно быть больше и почему.

Затем переходят к составлению  плана решения, ведя рассуждение от вопроса к числовым  данным.

      Проверка решения выполняется установлением соответствия между числами, полученными в ответе, и данными: надо сложить числа, полученные в ответе, и должно получиться число, данное в задаче.

 

 6.Закрепление умения решать задачи.

Для  обобщения способа решения предлагаются задачи 1-го вида с другими группами величин, затем вводятся задачи 2-го вида и несколько позднее 3-го и 4-го видов.

Методика работы над задачами на нахождение неизвестных по двум разностям.

1.Структура задач

-даны две переменные и одна постоянная величина;

-даны два значения одной переменной и разность соответствующих значений другой переменной;

-сами значения этой переменной являются искомыми.

2.Классификация задач.

     В начальной школе решаются задачи только двух видов. Эти задачи представлены в таблице 3.

3.Способы решения задач.

В начальных классах эти задачи решаются только способом нахождения значения постоянной величины

4.Организация подготовительной работы.

Подготовкой к решению задач этого типа  предлагают задачи-вопросы и простые задачи, которые помогут детям уяснить соответствие между двумя разностями. Например:

1)Сестра купила 5 одинаковых тетрадей, а брат 8 таких же тетрадей. Кто из них уплатил больше денег? Почему? За сколько тетрадей брат уплатит столько же денег, сколько уплатила сестра?

2)Брат и сестра купили тетради по одинаковой цене. Брат купил на 3 тетради больше, чем сестра, и уплатил на 9 руб. больше, чем сестра. Сколько стоила одна тетрадь?

5.Ознакомление с решением задач.  

Методика  работы по ознакомлению с задачами на нахождение неизвестных по двум разностям аналогична методике введения задач на пропорциональное деление: сначала предлагается задача не в готовом виде, а составляется из задачи на нахождение четвертого пропорционального, затем включают готовые задачи.

Рассмотрим это на конкретном примере.

Детям предлагается составить задачу по ее краткой записи:

Цена

Количество

Стоимость

Одинаковая

I-6 м

II-4 м

180 руб.

?

После ее решения в краткую запись подставляется число, полученное в ответе,-120 руб.

Учитель предлагает найти разность стоимостей (60 руб.) Выясняется, что показывает это число. Учитель выполняет новую краткую запись, по которой дети составляют задачу:

 

Цена

Количество

Стоимость

Одинаковая

I-6 м

II-4 м

?на 10 руб. больше

         ?

На доске и в тетрадях можно выполнить иллюстрацию:

I

 






II





Выясняется, почему 1-й покупатель заплатил больше, чем 2-й; за сколько метров 1-й уплатил столько же денег, сколько 2-й; за какую материю он уплатил 10 руб.

На чертеже появляется запись:

I

 





                                                                                                                                  10 руб.

II





Затем составляется план решения.

6.Закрепление умения решать задачи.

      1) решение задач 1-го вида с различными группами величин;

      2) решение задач 2-го вида

      3) упражнения на преобразования задач (например, по задаче на нахождение четвертого пропорционального составить две задачи на нахождение неизвестных по двум разностям и сравнить их решение.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!