СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИКА РАБОТЫ со статистическими материалами по учебной БД.11 ГЕОГРАФИЯ по специальности среднего профессионального образования

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИКА РАБОТЫ со статистическими материалами по учебной БД.11 ГЕОГРАФИЯ по специальности среднего профессионального образования»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Московский областной политехнический колледж–

филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(МОПК НИЯУ МИФИ)




УТВЕРЖДАЮ


Зам. директора по УР


_________________ Е. В. Бугреева


«_____» ________________ 2022 г.





МЕТОДИКА РАБОТЫ

со статистическими материалами

по учебной дисциплине


БД.11 ГЕОГРАФИЯ


по специальности

среднего профессионального образования

18.02.03 «Химическая технология неорганических веществ»











2022 г.

Рассмотрен и одобрен Составлен в соответствии с ФГОС 3+ СПО

цикловой комиссией по специальности 18.02.03

гуманитарных и социально-

экономических дисциплин

Протокол № ___ от «__»______20___ г.



Председатель комиссии

Ф.И.О. Ершова Н. Е.__________________________________

Разработчик:

преподаватель МОПК НИЯУ МИФИ_____________________ Салькова Н. С.

Учебное пособие содержит указания по выполнению работы со статистическими материалами по БД.11 География, являющейся базовой дисциплиной.

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины и предназначены для студентов 1 курса, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена по специальности 18.02.03 «Химическая технология неорганических веществ».


















Содержание.

Введение. с.4

1.Статистика. История статистики. с.4

2. Классификация статистических методов. с.5

3. Статистика в географии. с.6

4. Предмет и задачи методики обучения географии. с.7

5. Использование статистических методов в обучении географии. с.9

6. Методики применения статистического метода. с.12

Заключение. с.20

Список литературы. с.22

Введение.

Использование статистических материалов на занятиях по географии является ведущей составляющей. Доказательством актуальности данной темы служит то, что статистические материалы очень широко распространены в географии. Они являются неотъемлемой её частью. К статистике в географии относятся всевозможные числовые данные. Такие, как высоты, глубины, численность населения, климатические показатели, различные коэффициенты (увлажнения, испаряемости, радиационного баланса) и многие-многие другие. Статистические данные затрагивают абсолютно все разделы географии. Соответственно, без изучения этих показателей не может быть и речи о полноценном усвоении географической науки обучающимися. Отсюда вытекает, что методика преподавания статистики в географии была, есть и будет актуальной. Так как, не владея различными методиками, просто невозможно донести до обучающихся такой объём информации, а тем более требовать его усвоения. Данная тема является довольно хорошо изученной. Есть множество статей по этой теме в различных изданиях (журналах, книгах, методических пособиях). На эту тему писали такие известные педагоги и методисты, как: Н.Н. Баранский, Л.М. Панчешникова, А.В. Даринский, В.А. Щенев, В.П. Максаковский, Н.Н. Петрова, С.А. Сухинин и другие. Однако, не смотря на изученность темы существуют и некоторые противоречия. Например, основные нормативные документы, регулирующие географическое образование, не раскрывают содержания статистических методов, что создаёт ряд проблем в преподавании географии. В данной работе решается проблема, которую можно сформулировать следующим образом: чем по сути является статистика, какова история её становления как науки, какое место она занимает в географии и каковы методики преподавания статистических методов и материалов в курсе географии на разных этапах её изучения. Кроме того, даётся общее понятие о применяемых методах обучения географии в целом. Объектом исследования работы является применение различных статистических методов и данных при изучении географии, а также методика преподавания этих методов обучающимся, сведением его в систему.

1.Статистика. История статистики.

Статистика - отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме. Слово «статистика» происходит от латинского status - состояние дел. В науку термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид Ахенвалль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины. Несмотря на это, статистический учёт вёлся намного раньше: проводились переписи населения в Древнем Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала государств, вёлся учёт имущества граждан в Древнем Риме и т.п. Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа статистических данных. Начало статистической практики относится примерно ко времени возникновения государства. Первой опубликованной статистической информацией можно считать глиняные таблички Шумерского царства (III-II тысячелетия до н.э.). Вначале под статистикой понимали описание экономического и политического состояния государства или его части. Например, к 1792 году относится определение: «статистика описывает состояние государства в настоящее время или в некоторый известный момент в прошлом». И в настоящее время деятельность государственных статистических служб вполне укладывается в это определение. Однако, постепенно термин «статистика» стал использоваться более широко. По Наполеону Бонапарту, «статистика - это бюджет вещей». Тем самым статистические методы были признаны полезными не только для административного управления, но и для применения на уровне отдельного предприятия. Согласно формулировке 1833 года, «цель статистики заключается в представлении фактов в наиболее сжатой форме». Во 2-й половине XIX - начале XX веков сформировалась научная дисциплина - математическая статистика, являющаяся частью математики. В XX веке статистику часто рассматривают прежде всего как самостоятельную научную дисциплину. Статистика есть совокупность методов и принципов, согласно которым проводится сбор, анализ, сравнение, представление и интерпретация числовых данных. В 1954 г. академик АН УССР Б.В. Гнеденко дал следующее определение: «Статистика состоит из трёх разделов: сбор статистических сведений, то есть сведений, характеризующих отдельные единицы каких-либо массовых совокупностей. Статистическое исследование полученных данных, заключающееся в выяснении тех закономерностей, которые могут быть установлены на основе данных массового наблюдения. Разработка приёмов статистического наблюдения и анализа статистических данных. Последний раздел, собственно, и составляет содержание математической статистики». Термин «статистика» употребляют ещё в двух смыслах. Во-первых, в обиходе под «статистикой» часто понимают набор количественных данных о каком-либо явлении или процессе. Во-вторых, статистикой называют функцию от результатов наблюдений, используемую для оценки характеристик и параметров распределений и проверки гипотез.

2. Классификация статистических методов.

Статистические методы анализа данных применяются практически во всех областях деятельности человека. Их используют всегда, когда необходимо получить и обосновать какие-либо суждения о группе (объектов или субъектов) с некоторой внутренней неоднородностью. Выделяют три вида научной и прикладной деятельности в области статистических методов анализа данных (по степени специфичности методов, сопряженной с погруженностью в конкретные проблемы): а) разработка и исследование методов общего назначения, без учёта специфики области применения; б) разработка и исследование статистических моделей реальных явлений и процессов в соответствии с потребностями той или иной области деятельности; в) применение статистических методов и моделей для статистического анализа конкретных данных.

3 Статистика в географии.

Статистические материалы являются основой статистического метода исследований в географии. Владимир Павлович Максаковский в своей книге «Географическая культура» относит этот метод к категории общегеографических методов. Вот цитата из этой книги: «И все же основу количественных методов составляют, по-видимому, статистические методы, представляющие собой совокупность количественных методов сбора, обработки и анализа массовых исходных данных. Стаж применения этих методов уже довольно велик. Достаточно упомянуть о так называемой камеральной статистике, которая сформировалась в Германии еще в ХVIII веке. Основная задача камеральной статистики заключалась в сборе и систематизации справочной информации для нужд управления феодально-крепостническим государством и подготовки чиновников государственного аппарата. В наши дни в зависимости от цели исследований и характера изучаемых объектов в географии применяются как методы математической статистики, так и методы социально-экономической статистики. Методы математической статистики позволяют оценивать надежность и точность выводов, сделанных на основе ограниченного статистического материала. В географии наиболее употребительны математико-статистические методы проверки гипотез, корреляционньий и регрессивный анализ, методы многомерной статистики (факторный анализ, метод главных компонент), статистическое моделирование и др. А социально-экономическая статистика применяется прежде всего при изучении различного рода социальных, экономических и других явлений и процессов, в том числе и в территориальном разрезе. В качестве примеров применения статистических (математико-статистических) методов в физической географии можно привести выведение этим методом среднегодовых и среднемесячных показателей температуры воздуха, количества осадков, расчеты рассеяния, дисперсии показателей, их группировки с использованием различных видов корреляции. В социально-экономической географии широко применяется экономическая и социальная статистика, характеризующая количественную сторону явлений и процессов размещения и территориальной организации производительных сил и шире - общества. Большую роль играет многофакторный анализ, сущность которого состоит в замене большого числа показателей, варьирующих по странам или районам, меньшим набором комплексных параметров. А изучение географии населения фактически целиком и полностью основывается на использовании статистических материалов с применением прежде всего метода группировок как первичной основы научной обработки всех данных о сети поселений. Это материалы демографической статистики, которая являет собой самостоятельную обширную область исследований.

4. Предмет и задачи методики обучения географии.

Методика обучения географии - одна из профилирующих дисциплин географического образования. Как отрасль научного знания она определяет цели и задачи географии как учебного предмета, разрабатывает содержание курса географии в целом и отдельных ее разделов, исследует процесс обучения географии, изучает формы организации процесса обучения, разрабатывает учебное оборудование и методику его использования, исследует методы и приемы обучения, разрабатывает наиболее рациональные способы обучения, развития студентов, вооружает будущих специалистов научно-обоснованными и практически проверенными методами обучения и воспитания применительно к специальным дисциплинам. Методика обучения географии дает ответы на вопросы: для чего учить? чему учить? как учить? с помощью чего учить? как учатся и развиваются обучающиеся? Немаловажное значение имеет изучение развития географии и методических идей в историческом аспекте, что дает возможность критически оценить опыт прошлого и использовать его положительные моменты. Методика обучения географии подразделяется на общую методику обучения географии и частные методики преподавания географии. Общая методика обучения географии исследует процесс обучения географии в целом, устанавливает закономерности процесса обучения, определяет цели и задачи, разрабатывает содержание, определяет формы, методы, средства обучения. Частные методики преподавания географии изучают особенности преподавания отдельных разделов географии, базирующихся на закономерностях и выводах общей методики обучения, исследуют отдельные вопросы методики (выработка умений и навыков, методика изучения климата и т.п.). Изучение вопросов физической и экономической географии имеет свои особенности. Существуют также так называемые рецептурные методики. Они представляют собой подробные разработки уроков по отдельным курсам. Составляются такие методики опытными учителями и отражают систему их работы. Поэтому не рекомендуется их копировать буквально. Любые методические советы нужно использовать творчески. Методика обучения географии тесно связана с целым комплексом наук - географических и педагогических. От географии как науки методика берет содержание обучения. География как учебный предмет - это основы географической науки, отобранные для целей обучения, воспитания, развития и приведенные в педагогическую систему. Учебная дисциплина география от географии как науки берет не только содержание обучения, но использует и методы географических исследований как методы обучения (картографический, метод наблюдения, сравнительный, статистический, элементы методов полевых исследований). В курс географии включены также знания из многих других отраслей, основы которых не изучаются в качестве самостоятельных учебных предметов, таких как геология, экология, демография, социология, экономика. Поэтому методика обучения географии связана с этими науками. Из них она отбирает содержание обучения, руководствуясь дидактическими принципами. Методика обучения географии - это частная, предметная дидактика. Общая дидактика исследует содержание образования, процесс обучения, воспитания, развития в целом, устанавливает закономерности процесса обучения, определяет цели, принципы отбора содержания обучения. Дидактика не касается особенностей обучения, воспитания и развития школьников в процессе изучения конкретных учебных предметов. Изучение отдельных предметов имеет свои особенности: одни служат для получения теоретических знаний, другие - для выработки умений, навыков и т.д. Поэтому особенности проявления общих закономерностей обучения и воспитания в процессе преподавания отдельных школьных предметов рассматривают методики обучения, или частные дидактики, в том числе методика обучения географии. Дидактика как общая теория обучения разрабатывает для методики общие методологические положения (общие принципы), которыми методика руководствуется при разработке содержания и структуры предмета, формах и методах его обучения. Методика в свою очередь дает дидактике материал для теоретического анализа и обобщения. Обучение географии предполагает дать не только прочные знания по предмету, но и содействовать воспитанию и развитию учащихся на географическом материале, способствовать формированию личности обучающегося. Теорию воспитания разрабатывает педагогика. Поэтому методика тесно связана с ней. Разработка вопросов воспитания на уроках географии основывается на положениях педагогики. Особая роль педагогической психологии принадлежит при разработке мотивов учения, познавательных интересов применительно к географии. В связи с возрастанием в содержании курса географии теоретических знаний усиливается связь методики обучения географии с логикой. Особая потребность в этом возникла и в связи с четким выделением в программе научных понятий, представляющих одну из форм мышления, а также с задачей учебного заведения «научить обучающихся учиться», привить им умения и навыки самообразования. Для овладения знаниями обучающиеся должны уметь пользоваться такими приемами логического мышления, как анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение и т.д. Как любая отрасль знания, методика обучения географии тесно связана с практикой, которая оказывает прямое влияние на развитие науки. Методика вооружает преподавателей теорией обучения и воспитания обучающихся. Изучение социально-экономических условий развития нашей страны, состояния базовой науки, практики обучения географии позволяет выделить актуальные проблемы, требующие научной разработки и решения.

5. Использование статистических методов в обучении географии.

В преподавании географии важное место занимает работа со статистическими данными. Количественные сведения ярко иллюстрируют географические объекты, процессы и явления, придают им определённость, дают представление о величине. Усвоение многих теоретических положений невозможно без привлечения статистических данных. Статистические методы являются одними из традиционных в географических исследованиях. Поэтому их использование в проектной деятельности обучающихся также необходимо. Методику статистических методов в курсе географии рассматривали Н.Н. Баранский, Л.М. Панчешникова, А.В. Даринский, В.А. Щенев, В.П. Максаковский, Н.Н. Петрова, С.А. Сухинин и другие. Статистические методы представляют собой совокупность приёма по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические объекты и явления. Овладение статистическими методами предполагает следующие умения: проводить сбор статистической информации, группировать объекты и явления (производить классификацию и типологию), вычислять обобщающие показатели - абсолютные, относительные, средние величины, выявлять различия между единицами наблюдения - вычислять показатели вариации, выявлять и измерять корреляционные связи между явлениями и процессами, выявлять тенденции развития явлений и процессов во времени - обрабатывать ряды динамики, представлять результаты обработки статистических данных в форме таблиц, диаграмм, картограмм и картодиаграмм. Работа со статистическими данными начинается с их сбора - статистического наблюдения. Для этого необходимо определить единицу наблюдения и признаки, по которым будет осуществляться сбор данных. Признаки регистрации выражаются в виде количественных и качественных показателей. Данные показатели достаточно многочисленны и разнообразны, но в то же время они взаимосвязаны и образуют систему. В основе данной системы должны лежать принципы последовательности, взаимосвязи, единства методики вычисления. «Определение и сравнение в численности, плотности и динамике населения различных регионов и стран мира», единицей наблюдения будет страна, признаками регистрации станут - численность населения за ряд лет, площадь территории, материк, на котором находится страна. Данные сведения обучающиеся могут найти в статистических таблицах, географических картах. Сбор информации -довольно долгий и трудоёмкий процесс. Поэтому целесообразно провести его в виде домашней работы. Полученные сведения обучающиеся заносят в таблицу. Далее полученные сведения подвергаются группировке - разделению совокупности единиц наблюдения на группы по определённому признаку. Если выбранный признак - качественный, то получаем типологию, если количественный - классификацию. Относительные показатели получаются путём деления одной абсолютной величины на другую. Например, при вычислении плотности населения необходимо общую численность населения разделить на общую площадь территории. Средние величины играют очень важную роль - они дают обобщающую характеристику явлениям и процессам. Также вычисляется средняя плотность по материкам и так далее. Следующий этап анализа данных - это выявление различий по выделенным признакам (изучение вариации признака). Наиболее простой показатель вариации - это размах вариации, вычисляемый как разность между максимальным и минимальным значениями признака. Следующий метод может довольно широко применяться в географии - это изучение корреляционных зависимостей. Самый простой способ - это аналитическая группировка. При этом группировка строится по факторному признаку, в полученных группах вычисляются средние значения результативного признака. К новым формам обучения статистическим методам можно отнести проектную деятельность обучающихся по географии, в процессе которой они проводят самостоятельное научное исследование по отдельной теме. Данная форма обучения предполагает следующие виды деятельности: составление программы исследования, статистического инструментария, сбор и обработку полученных данных. Всю процедуру исследований можно представить в виде схемы. Любое научное исследование начинается составлением программы исследования. В ней необходимо указать цель работы, задачи, объект исследования, единицу наблюдения, признаки регистрации, место и сроки сбора информации. На основе программы составляется статистический инструментарий - бланки (анкеты), методические инструкции к ним. Затем обучающиеся приступают к сбору информации в форме заполнения бланков. Существует достаточно большое количество методов получения информации. Обучающимся доступны следующие из них: документальный, опросный и непосредственное наблюдение. Сводка является следующим этапом исследования. Все сведения заносятся в единую таблицу. Затем они подвергаются группировке, то есть разделяются на группы по выбранному признаку. С помощью группировки можно решить ряд задач - провести типологию явления, взаимосвязи между явлениями и процессами, происходящими в совокупности. Для получения общей картины изучаемого признака рассчитываются средние показатели. Однако в совокупности редко можно встретить однородную картину, поэтому необходимо изучить вариацию-то есть колебания, возникшие в совокупности. Это делается с помощью ряда показателей вариации, основными из которых являются дисперсия и коэффициент вариации. В дальнейшем исследователь может задать себе вопрос: «Почему возникли колебания?» На этот вопрос можно ответить, изучив корреляционные связи между признаками. С помощью регрессионно-корреляционного анализа выявляются формы и теснота связей. Изучение динамики явлений и процессов - одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед исследователем. Что будет с данным явлением в будущем, по какому пути пойдёт развитие явления? Ответить на этот вопрос можно, проанализировав динамические ряды. Для этого следует вычислить темпы роста, прироста, средние уровни ряда динамики, а также провести аналитическое выравнивание. Таким образом, количественные данные можно обработать с помощью различных статистических методов. Их применение позволяет конкретизировать явления, выявлять географические закономерности, создавать проблемную ситуацию на занятии, организовывать частично поисковую и исследовательскую деятельность обучающихся. Результатом должно стать повышение интереса к географии, повышение качества обучения.

6. Методики применения статистического метода.

Основы методики применения статистического метода в обучении географии заложены Н.Н. Баранским в работе «Методика преподавания экономической географии». Отмечая большое значение статистической информации в преподавании экономической географии, Н.Н. Баранский советует «не злоупотреблять цифровым материалом, не обращать его в самоцель, не заменять им карты, не подменять экономическую географию экономической статистикой». Ему принадлежит и характеристика основных методических приёмов использования цифровых данных на занятиях географии, среди которых автор выделяет округление чисел, конкретизацию количественных представлений, применение графиков. Впоследствии вопросы методики применения статистических показателей в курсе географии были расширены и дополнены в своих работах А.В. Даринским, Л.М. Панчашниковой, В.А. Щеневым, Ю.Д. Дмитревским, В.П. Максаковским, Н.Н. Петровой, Р.А. Заездным, В.П. Головым, В.А. Жучкевичем и другими учёными-методистами. Использование статистического метода в обучении географии отличается последовательностью, в составе которой можно выделить следующие приёмы работы: ) статистическое наблюдение; ) группировку изучаемых объектов; ) вычисление статистических показателей; ) анализ полученных данных; ) представление статистических величин в графической, картографической, табличной или текстовой формах. Статистическое наблюдение представляет собой сбор количественных данных о признаках изучаемых географических объектов. Зарегистрированные данные будут являться основой для выявления особенностей природы рассматриваемой местности, а при большом числе наблюдений за несколько лет - для характеристики закономерностей развития изучаемых объектов. В курсе экономической и социальной географии мира статистическое наблюдение осуществляется в документальной форме, когда на основе отдельных источников статистической информации - таблиц, графиков, карт - обучающиеся отбирают необходимые для их работы данные, служащие информационной основой для дальнейшего анализа и выявления закономерностей, присущих рассматриваемой совокупности географических объектов. Примером такой работы является фиксирование в тетради обучающимися данных о величине добычи нефти в ряде стран мира или считывание с карты атласа «Воспроизводства населения мира» значений о величине естественного прироста (убыли) в некоторых государствах мира. Тем не менее нельзя полностью исключать возможности использования приёма непосредственного статистического наблюдения. Оно может быть использовано, к примеру, в демографических, этнографических и экологических исследованиях обучающихся под руководством преподавателя, в ходе которых, к примеру, по результатам социологического опроса людей, составляющих их ближайшее окружение, фиксируются данные о количестве детей в семьях различных поколений, миграциях, уровнях заболеваемости и характере занятости населения. Задача преподавателя при формировании у обучающихся приёма статистического наблюдения заключается в необходимости научить их определять наиболее важные и необходимые для дальнейшего анализа признаки, количественные значения которых у различных объектов будут регистрироваться непосредственно или отбираться из источников статистических данных. Собранные в процессе непосредственного или документального статистического наблюдения количественные данные подвергаются группировке. Она заключается в выделении в составе изучаемой совокупности географических объектов отдельных групп, однородных по рассматриваемому количественному признаку. Распределение объектов по выделенным группам позволяет выявить закономерности развития всей совокупности в целом. Таким образом, группировка, являющаяся одной из операций по обработке полученной информации, выступает вторым этапом применения статистического метода в обучении географии и позволяет, систематизировав материал, получить новые знания об изучаемых географических объектах и явлениях. При изучении социально-экономической географии применяется группировка стран мира по демографическим и экономическим показателям. Так, распределив страны по величине ВВП на душу населения можно определить уровень их социально-экономического развития, на отдельных «полюсах» которого будут находиться наиболее и наименее развитые страны. Знакомя обучающихся с приёмом группировки статистических данных, преподаватель должен обратить внимание на важный методический момент - выделение числа групп. Оно должно быть выбрано таким образом, чтобы в каждую группу попало такое число изучаемых объектов, на основании которого можно сделать вывод о наблюдающейся закономерности. Если такая закономерность по итогам группировки не наблюдается, то группировка не достигает своей цели и теряет свой смысл. Поэтому преподаватель должен научить школьников правильно проводить группировку и делать вывод на её основе о наблюдающейся закономерности развития географических объектов. Наиболее простым способом группировки объектов по их количественным признакам является выделение групп в форме разных интервалов. Для этого разность между наибольшим и наименьшим значением признака в изучаемой совокупности объектов делится на число выделяемых групп. Полученный результат и есть величина интервала, которая последовательно в виде «шага» прибавляется к наименьшему значению признака, образуя интервалы. Освоив методику проведения группировки, обучающиеся первоначально под контролем преподавателя, а затем самостоятельно могут подвергать ей различные объекты, а сформированные на основе полученного распределения выводы будут характеризовать закономерность их развития. Например, В.П. Максаковский в своём учебнике экономической и социальной географии мира предлагает обучающимся на основе карты, отображающей долю городского населения в странах мира, провести их группировку и выделить страны с высоким, средним, низким и очень низким уровнем урбанизации. На основе сгруппированных данных осуществляются расчёт и анализ обобщающих статистических показателей. Проведение вычислительных операций в географии отражает её межпредметную связь с математикой, поэтому успешное применение данного приёма на занятиях зависит от математической подготовки обучающихся и развивается постепенно, по мере изучения предмета. В последующем приём расчёта и анализа статистических показателей развивается и закрепляется на основе расчёта относительных показателей (коэффициентов, темпов прироста). Методика использования статистических показателей в курсе географии отличается сложностью и последовательностью. Задачей преподавателя при этом является не просто ввести в систему знаний тот или иной необходимый показатель как количественную характеристику рассматриваемого объекта, но и научить их его расчёту и продемонстрировать аналитическое значение, заключающееся в выявлении и раскрытии географических особенностей и закономерностей. Сложность методики обучения студентов работе со статистическими показателями позволяет выделить в ней несколько этапов: I этап - формализация показателя, которая состоит в ведении названия показателя его условного (буквенно-символьного) обозначения. Для облегчения запоминания изучаемого показателя наиболее удачно использовать буквенные обозначения, совпадающие с его названием. Например, естественный прирост населения можно обозначить как «ЕП», плотность населения - «ПН», грузооборот транспорта - «ГО». Это позволит обучающимся с буквенными обозначениями ассоциировать названия показателей, что будет способствовать укреплению их запоминания. В то же время можно использовать и обозначения, аналогичные известным обучающимся, из других дисциплин. Например, площадь территории в формуле плотности населения можно обозначить как «S». Научные названия некоторых статистических показателей, представленных в географии, следует также упростить. Так, среднюю ожидаемую продолжительность предстоящей жизни как важный показатель, отражающий уровень смертности и особенности возрастной структуры населения, возможно просто именовать как «средняя продолжительность жизни населения». II этап - определение показателя и раскрытие целей его применения, что позволит обучающимся уяснить его сущность и предназначение, то есть сделать его использование в практических целях осознанным. Определение показателя, так же как и его название, не должно быть громоздким и наукообразным, препятствующим пониманию и запоминанию его обучающимися. Напротив, необходимо его упростить и сделать доступным для запоминания и воспроизведения. Так, общий коэффициент рождаемости может быть обозначен как число родившихся за год в расчёте на 1000 человек годовой численности населения, а сальдо миграции - как разность между численностью иммигрантов и эмигрантов за год (или другой период). Важно подчеркнуть для учащихся и цели применения данного показателя в определённой учебной ситуации, конкретной теме занятия. Чаще всего они сводятся к определению величины (масштаба) или уровня какого-либо явления или признака в совокупности географических объектов, характеристики его территориальных различий или динамики. Поэтому преподаватель должен обозначить, к какой группе абсолютных или относительных показателей относится данный показатель, вместе с обучающимися определить его аналитическое значение, а впоследствии, на примере, разобрать его непосредственное использование. III этап - решение математической модели, на которой преподаватель должен представить ученикам формулу для исчисления вводимого показателя и определить его единицы измерения. При этом необходимо не только написать формулу соответствующего показателя, но и прочитать её, попросить обучающихся проделать то же самое. Так, формула для расчёта общего коэффициента рождаемости имеет вид: КР = (Р/ЧН) × 1000 а определение звучит как: «коэффициент рождаемости (Кр) - это отношение числа родившихся в стране за год (Р) к годовой численности населения (ЧН), умноженное на 1000, то есть выраженное в промилле (‰)». Весьма удачен приём не простого написания формулы в готовом виде, а выведения её, исходя из определения показателя. При этом необходимо помнить, что определение показателя и содержание его формулы далеко не совпадают, хотя и вытекают одно из другого. Зная определение, можно составить формулу и, наоборот, умея читать формулу, можно дать определение исчисляемого показателя. К примеру, общий коэффициент смертности - это число умерших за год, приходящееся на 1000 человек годовой численности населения. Зная это определение, учащиеся могут составить его формулу. Для его расчёта необходимо число умерших людей в стране за год (С) разделить на годовую численность населения (ЧН), и это отношение умножить на 1000, то есть выразить в промилле. Отсюда формула данного показателя имеет вид: Кс = (С/ЧН) × 1000, где: Кс - общий коэффициент смертности; С - число умерших за год; ЧН - среднегодовая численность населения. В формуле порядок написания символов обратен порядку следования элементов показателя в определении. Так, в приведённом примере при написании формулы коэффициента смертности сначала указывает смертность в абсолютном выражении как число умерших (С), потом делят её на численность населения (ЧН), а затем умножают на 1000, чтобы выразить данный показатель в промилле, то есть тысячных долях числа. Обозначим этот порядок написания формулы цифрами, обозначающими последовательность действий: Кс = (С1)/ЧН2)) × 10003) (‰). При выведении определения из представленной формулы порядок «чтения» символов будет обратным: 1), 3), 2), то есть на первом месте в определении указывают «число умерших», затем «1000 человек годовой численности населения». Аналогичным образом, путём выведения формулы, можно вместе с обучающимися определить единицы измерения, в которых выражают тот или иной показатель. Если в коэффициенте отношение умножают на 100, то он выражается в процентах (%), если же на 1000 - в промилле (‰). Если же показатель выражается в иных единицах измерения, то их также можно определить вместе с учащимися путём логических размышлений. IV этап - географическая интерпретация статистического показателя, при которой происходит переход от математической модели к реальным географическим условиям. Этот этап является важным в методике обучения статистическим показателям, поскольку в ходе него осуществляется их своеобразная апробация на практике, то есть вычисление конкретных значений показателя по представленным преподавателем или в учебнике данным. Это позволяет не только закрепить теоретические знания, но и сформировать умения расчёта и анализа показателей учениками первоначально совместно с преподавателем, а затем самостоятельно. Для этого необходимо подобрать несколько простейших заданий (можно в нескольких вариантах, используя групповую форму обучения), которые можно представить в виде элемента практической работы. Например, рассчитать по выведенной формуле плотность населения крупных регионов (материков или частей света) и сравнить их между собой и со среднемировой величиной. Помимо расчёта, обучающимся можно предложить отобразить найденные величины в графической или картографической форме. Одним из эффективных способов использования приёма расчёта статистических показателей в курсе географии являются вычислительные географические задачи. Цель их применения - ознакомить обучающихся с методами географического анализа на основе расчёта статистических показателей, характеризующих изучаемые явления и объекты. При этом возможно выделить несколько принципиальных типов таких задач: расчёт относительных показателей, исходя из абсолютных величин; перевод относительных данных в абсолютные; определение изменения величины статистического показателя при реализации заданных условий. Использование демографических задач в качестве одной из форм приёма по расчёту статистических показателей - средство не только закрепления знаний обучающихся по географии, но и расширение их научного кругозора. Оно вносит в процесс обучения элементы микрогеографических исследований. При этом все типы задач должны быть адаптированы к уровню знаний обучающихся и могут при необходимости усложняться, комбинируя несколько показателей одновременно. Логическим продолжением приёма расчёта статистических показателей в курсе географии является их анализ, в ходе которого на основе найденных величин делают вывод о состоянии изучаемого географического объекта и его развитии. Анализ статистических показателей базируется на сравнении их значений, с выделением черт сходства и различий в них. Сравнению в географии подвергаются как абсолютные, так и относительные показатели, причём как по отдельности, так и между собой. Последовательное сравнение величин показателей за разные периоды или моменты времени позволяет выявить общую тенденцию развития рассматриваемого явления, определить особенности его динамики и её территориальные различия. При этом абсолютные данные будут отражать масштабы изучаемых объектов, а относительные - их уровни. Например, численность городского населения характеризует преобладание величины горожан в стране по сравнению с сельскими жителями, а его доля в общей численности населения будет являться количественным выражением уровня урбанизации, а, следовательно, указывать на степень развития городского образа жизни в государстве. Сравнение отдельных значений статистического показателя с его средней величиной даёт возможность установить специфические черты вариации изучаемого признака. Наибольшую сложность представляет собой сравнение абсолютных и относительных показателей между собой, которое позволяет определить наличие связи между несколькими признаками и явлениями. Такой сопряжённый анализ нескольких статистических величин должен включать в себя выявление направления изменения одного показателя при изменении другого, установление связи между показателями, которую можно перенести и на взаимосвязь признаков объектов, которые они количественно отображают. Пример такого сравнительного анализа - установление типа климата на основе данных о распределении количества осадков и среднемесячных температур воздуха по сезонам года или же выявление перспективных изменений численности населения по данным динамики уровней рождаемости, смертности и величины средней продолжительности жизни. Собранные и обработанные статистические данные необходимо отобразить в текстовом, табличном, графическом и картографическом виде. Наглядное представление величины статистических показателей позволяет посредством зрительных ассоциаций сделать их более выразительными для анализа и придать отображаемым величинам конкретную количественную определённость. Текстовой способ представления статистической информации заключается в письменном анализе величин найденных показателей. Он является достаточно громоздким и трудоёмким, так как требует от обучающихся много учебного времени, но в то же время развивает логические способности, учит их последовательно и научно грамотно излагать свои мысли, делать выводы, основываясь на значениях определённых ими статистических показателей. Наиболее компактной и более употребимой формой изложения количественных данных в курсе географии являются статистические таблицы. Они представляют собой систему строк и столбцов (граф), в которых в определённом порядке излагается статистическая информация. Они дают возможность проследить степень влияния отдельных признаков на изучаемый объект, определить их взаимосвязь и взаимоотношение. Наиболее наглядной формой отображения статистических данных является графическая, выраженная графиками и диаграммами. Представление о них закладывается у обучающихся при изучении математики и черчения, а развивается и дополняется при изучении географии. Графики иллюстрируют положение объекта и его параметров в системе координат. Наиболее употребимы они для отображения динамики величины статистических показателей, характеризующего определённый признак во времени, например, рост численности населения, изменение среднемесячной температуры воздуха в течение года. В диаграммах рассматриваемый показатель отображается посредством диаграммной фигуры. В зависимости от её вида различают линейные (в виде линий, полос одинаковой ширины), плоскостные (в виде геометрических фигур) и изобразительные (содержат художественные элементы - рисунки, силуэты объектов, их фотографии, что придаёт наглядность и вызывает интерес обучающихся при работе с ними) диаграммы, которые могут быть использованы для сравнения, выявления структуры, анализа динамики объекта и его признаков. Диаграммы отличаются сравнительной простотой построения и анализа, позволяют посредством зрительных ассоциаций создать у обучающихся наглядное представление об особенностях изучаемых явлений и легко запомнить выявленные закономерности их развития. Половозрастная пирамида также имеет важное аналитическое значение, поскольку наглядно показывает соотношение полов по возрастным группам населения, а, следовательно, на их основе отражает особенности как половой, так и возрастной структуры населения. Для её построения по вертикальной оси через равные промежутки откладывают возраст в виде возрастных интервалов (например, 0 - 5, 5 - 10, 10 - 15 и так далее), а по горизонтальной - влево численность или долю мужчин, а вправо - женщин (в одинаковом масштабе). Для каждой возрастной группы в соответствии с имеющимися данными откладывают свою линейную диаграмму, «нанизывая» их друг за другом снизу доверху - от основания пирамиды до её вершины. По форме построенной пирамиды обучающиеся определяют тип возрастной структуры населения, выявляют его взаимосвязь с типом воспроизводства населения, характеризуют особенности соотношения полов в различных возрастных группах. Возможность применения половозрастных пирамид в курсе географии связано также с тем, что считанные с неё количественные данные о соотношении полов и возрастных групп населения могут быть использованы для дальнейших расчётов обобщающих демографических показателей (например, коэффициентов демографической нагрузки населения), их анализа и интерпретации. Построенные в одной системе координат графики разнонаправленных, но взаимосвязанных процессов, например, уровень рождаемости и смертности, величины эмиграции и иммиграции, экспорта и импорта товаров, позволяют не только проследить их динамику, но и выявить соотношение между ними, выражающееся, соответственно, в естественном приросте или убыли населения, сальдо миграции, сальдо (балансе) внешней торговли. Среди картографических изображений для представления статистических данных наиболее широко используются картограммы и картодиаграммы. Картограммы находят своё применение при отображении, в основном, относительных статистических показателей, характеризующих, к примеру, плотность населения по отдельным административно-территориальным единицам государства, уровня урбанизации, обеспеченность пашней или транспортной сетью, среднедушевое производство электроэнергии. В них статистические данные отображаются с помощью различной штриховки или окраски территориальных единиц в соответствии с выбранной шкалой распределения величины количественного показателя. Картодиаграммы, напротив, в основном отображают абсолютные данные - численность населения отдельных административно-территориальных единиц, объём добычи нефти, выплавку чугуна. При их построении внутри каждой территориальной единицы величина соответствующего показателя отображается посредством диаграммной фигуры, размер которой пропорционален размеру изучаемого признака. При работе со статистическими картами обучающиеся должны освоить приёмы их чтения и построения по заданным цифровым значениям показателя, что позволяет активно их использовать в курсе географии. Рассмотренные приёмы работы со статистическими показателями широко используются в заданиях единого государственного экзамена (ЕГЭ) по географии. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ содержат вопросы, задания, практические работы, а также методические рекомендации для лучшего усвоения и грамотного применения статистических материалов.

Заключение.

Итак, в ходе проделанной работы решены следующие задачи: приведена история статистики. Становление её как науки от довольно древних времён и до наших дней. Рассмотрено изменение взглядов на значение и роль статистики в современном обществе. Дана классификация статистических методов. Рассмотрена роль статистики и статистических материалов и методов при изучении современной географии. Выявлены предмет и задачи методики обучения географии в целом. Изучено использование статистических методов в обучении географии, намечено решение ряда проблем в преподавании географии. Приведены различные методики применения статистического метода. Обучение статистическим методам должно проходить от простого к более сложному, должно быть увязано с уровнем подготовки обучающихся по другим, имеющим прямое отношение к решению статистических задач предметам. Кроме того, статистические методы необходимо использовать в системе. Не достаточно оперировать одними лишь голыми цифрами. Это приведёт к низкому уровню подготовки, так как цифры сами по себе запоминаются довольно сложно. Необходимо применять наряду с цифровыми данными и наглядные методы обучения: диаграммы, картограммы, климатограммы и так далее. Наглядное представление величин позволяет проще осмыслить и понять смысл приводимых статистических данных. Также помогает намного лучше понять и запомнить новый материал использование разнообразных приёмов подачи этого материала, что хорошо видно на примере прочтения и написания различных формул. Разный подход к одной и той же проблеме позволяет обучающимся наиболее полно задействовать свой разум, не просто отмахнуться от задачи, а пропустить её через себя, посмотрев на неё под разными углами. А то, что осмыслено самостоятельно, остаётся в памяти на долго, практически навсегда. На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что статистический материал в географии имеет огромное значение на протяжении всего её курса. И задача педагога научить правильно и грамотно пользоваться статистическими данными и методами. Чтобы на их основе обучающиеся могли не только анализировать происходящие явления, но и делать выводы о возможном развитии процессов в будущем.

Список литературы.

1. Википедия #"justify".

2. Галай И.П. Учебное пособие по курсу «Методика преподавания географических дисциплин».

3. Иванова С.А., старший преподаватель кафедры географии биолого-географического факультета ЯГУ им. М.Н. Аммосова. «Использование статистических методов в обучении географии» // «География и экология в школе 21 века». - 2007 г. - №5. - С. 64-67.

4. Максаковский В.П. «Географическая культура», М., 1998 г. с. 212-213 .