Методика разработки и проведения поэтапной игры
«По дорогам Рождества»
Одной из эффективных форм работы по духовно-нравственному воспитанию детей во внеурочной деятельности является поэтапная игра. Существует множество ее вариантов. Как правило, при проведении поэтапной игры дети индивидуально или командой переходят с одного этапа на другой, выполняя на каждом какие-либо задания. Выигрывают те участники игры или команды, которые набрали большее количество баллов. Я предлагаю рассмотреть такой вариант поэтапной игры, при котором движение осуществляется игровыми фишками по игровому полю, как в настольной игре «Ходилки». При этом игровое поле, в зависимости от количества играющих, может располагаться как на столе, так и на стене. Играть в такую игру можно как индивидуально, так и командами. Несомненным преимуществом этой игры является следующее:
Педагог может изготовить такую игру сам, исходя из потребностей детей и изучаемого материала. В этом случае содержание игры будет совпадать с содержанием предмета, а особенности его подачи будут зависеть от того, на каком этапе учебной деятельности данная игра будет использоваться – освоения нового знания, закрепления пройденного материала или проверки знаний.
Можно включать детей не только в саму игру, но и ее создание. Делать это необходимо поэтапно. На первом этапе педагог сам выбирает содержание игры, подбирает материал, изготавливает игровое поле и разрабатывает правила. На втором этапе дети могут сами, консультируясь с педагогом, изготовить игровое поле , совместно с педагогом подобрать задания и разработать игровые правила. На третьем этапе дети самостоятельно изготавливают игру, педагог становится равноправным ее участником. При этом от педагога требуется разработать такой метод проверки содержания игры, корректность игровых правил, при котором дети психологически не будут чувствовать себя в ситуации первого этапа. Это может быть введение дополнительной роли эксперта, разработка подробных критериев для анализа игры, поэтапная система оценки игры и т. Д.
Игру как форму работы с детьми можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Например , при проведении праздников.
Примером игры, которую можно использовать в работе по духовно-нравственному воспитанию детей, может служить игра «По дорогам Рождества».
Цель игры – через заинтересованное знакомство с евангельской историей и традициями празднования Рождества Христова помочь детям найти, осознать смысл этого события.
Приближение к смыслу события Рождества Христова может быть постепенным, в зависимости от возраста детей.
Так , в 7-9 лет ребенок может уяснить для себя о Рождестве Христовом следующее:
- Что нужно делать в Рождество? (Добрые дела)
- Христос родился в пещере, Ему не нашлось места в доме, Он был никому не нужен – и сейчас много таких людей. Как мы можем им помочь?
- Рождение Спасителя – радость. Как мы можем порадовать близких? Чему мы сами радуемся?
В 10-11 лет ребёнку доступно понимание смысла ответов на такие сложные вопросы, как:
- Почему Христа называют Спасителем? Как он спас людей?
- Что главное в праздновании Рождества?
Правила игры.
В игре могут принимать участие 2-4 человека или 2-4 команды. Игровое поле может располагаться на столе, если число участников игры мало, или на стене, если играют команды.( Приложение 1)
Игровая цель.
Победителем становится тот участник игры, чья игровая фишка первой достигнет кружочка с цифрой «100».
Подготовка к игре.
В начале игры играющие знакомятся с правилами игры, выбирают себе игровые фишки и определяют очередность хода. Если в игре участвуют команды, то перед игрой определяется их состав и распределяются роли внутри команды. Игровые фишки устанавливаются перед кружком с цифрой «1».
Ход игры.
Участники игры по очереди бросают кубик и перемещают фишку на такое количество кружков, которое выпало на кубике.
° Если участнику игры выпадает встать на кружок со знаком «?», то он отвечает на вопрос, предложенный ведущим (педагогом). Если играющий выполняет задание, то перемещается на шесть ходов вперед. Если не выполняет, то на тять ходов назад. Если в игру участвуют команды, то при подготовке ответа на вопрос можно совещаться. Время на подготовку – 3 минуты.
° Если участник игры оказался на кружочке со знаком «Снежинка», то он загадыает загадку о зиме другим игрокам. Если играющий выполняет задание, то перемещается на три шага вперед. Если не выполняет, то пропускает ход. Загадку отгадывают другие участники игры. Отвечает тот, кто первым поднимает руку. Участник игры, отгадавший загадку, перемещается на три шага вперед. Если в игре участвуют команды, то время на подготовку – 3 минуты.
° Если участник оказался на кружке со знаком «Звезда», то он исполняет рождественскую колядку или рассказывает стихотворение о Рождестве. Если выполняет задание, перемещается на четыре шага вперед. Если не выполняет, перемещается на три шага назад. Если в игре участвуют команды, то время на подготовку – 3 минуты.
° Если участник игры оказывается на кружке со знаком «Ёлочка», то он придумывает поздравление всем присутствующим с Рождеством. Если выполняет задание, то перемещается на четыре шага вперед. Если не выполняет, то остается на месте. Если в игре участвуют команды, то время на подготовку – 3 минуты.
° Если при перемещении вперед в случае правильного выполнения задания игровая фишка попадает на кружок с новым заданием, то играющий ждет следующего хода и уже не бросает кубик, а сразу выполняет задание.
Рекомендации по организации и проведению игры.
Перед началом игры необходимо познакомить ее участников с правилами игры. Можно распечатать правила и вывесить рядом с игровым полем.
Оптимальный размер игрового поля А2 для игры на столе, А1 для размещения игрового поля на стене (школьной доске). В этом случае фишки должны иметь магнитную основу.
Игровой кубик можно заменить вращающейся по секторам от 1 до 6 стрелкой.
Если игра проводится с небольшим количеством детей, то игровое поле целесообразно разместить на столе, а детям расположиться вокруг. Если игра проводится со всем классом, то можно поместить игровое поле на доске, а детей разделить на три команды по рядам. В этом случае они могут оставаться на своих местах во время игры. Бросать кубик участники игры могут по очереди, выходя к специально оборудованному месту (например к столу перед игровым полем). Передвигать фишки и бросать кубик может и специально выбранный для этого игрок. Тогда остальные члены команды будут выполнять задания – отвечать на вопросы. Если детей в классе много, то можно разделить их на две части – играющих и болельщиков. При роведении следующей игры болельщиков и игроков целесообразно поменять ролями. Распределение детей на играющих и болельщиков необходимо проводить заранее, до начала игры.
Вопросы по смыслу разделены на этапы. Если фишки играющих переместились на игровом поле на следующий этап, то не заданные в предыдущем этапе вопросы в игре уже не используются. На каждом этапе вопросы задаются в логической (хронологической) последовательности. Вопросы повторяются только в том случае, если игроки на них не ответили.
Правильность ответов на вопросы могут оценивать ведущий (педагог), эксперты из болельщиков или гостей (например , родителей.) если ответы оценивают эксперты, то необходимо перед игрой подготовить их к этой роли, проверить , насколько точно они сами знают ответы на вопросы.
Для награждения необходимо приготовить призы. Правильно будет подарить небольшие подарки всем участникам игры, а победителям еще и дополнительные – за победу в игре. Можно приготовить индивидуальные призы тем, кто хорошо играл: подробно отвечал на вопросы, загадывал интересные загадки, исполнял колядки. Особые призы тем, кто знает тропарь и кондак праздника.
Вопросы к игре «По дорогам Рождества»
Первый этап – «Вифлеем».
Из какого города шли Мария с Иосифом в Вифлием? ( Из Назарета)
Зачем Мария с Иосифом оправились в дальнее путешествие? ( В то время Иудея находилась под властью Рима. И римский император Август повелел провести перепись населения. Каждый житель должен был явиться в тот город, откуда он был родом)
Почему Мария с Иосифом не остались ночевать в Вифлиеме? ( Когда они пришли в город, мест для ночлега уже не было)
В каком году происходили все эти события? ( С Рождества Христова ведется отчет нашего времени)
Второй этап – «Вертеп»
Где родился Спаситель? (В вертепе, недалеко от города Вифлеема)
Что обозначает слово «Вертеп» ? ( Пещера)
Что служило колыбелью для Божественного Младенца? ( Ясли – кормушка для животных, в которой лежало сено)
Что произошло в момент рождения Иисуса Христа? ( В небе вспыхнула яркая Рождественская звезда)
Третий этап – «Ангелы и пастухи»
Кто первым узнал о рождении Спасителя? (Пастухи, которые неподалеку пасли стада овец)
Что сообщили ангелы пастухам? (Что ныне родился Спаситель, Который есть Христос Господь)
Какую песнь пели ангелы? Можно ли услышать ее сегодня? («Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» Это песнопение можно услышать сегодня в православном храме на богослужении в начале утрени)
Что сделали пастухи, узнав о рождении Спасителя? (Поспешили в Вифлеем и поклонились в вертепе родившемуся Младенцу)
Четвертый этап – «Волхвы»
Как волхвы узнали о рождении Иисуса Христа? (Увидели необыкновенно яркую, чудесную звезду, вспыхнувшую на небе. Волхвы верили, что появление такой звезды означало рождение необыкновенного, великого человека)
Как волхвы нашли Божественного младенца? ( Волхвы шли с востока за звездой. Она указывала им путь)
Где сначала волхвы искали Христа? ( В Иерусалиме, во дворце Ирода, правителя Иудеи)
Какие подарки принесли волхвы Младенцу? Что они означают? ( Золото – символ царской власти, ладан – символ священства, смирну – символ предстоящих страданий и смерти)
Как волхвы встретились с царем Иродом? Что они ему обещали? ( Царь Ирод боялся потерять царскую власть и убивал всех, кто мог занять его место. Услышав от волхвов о рождении Младенца, Ирод захотел убить и его. Он решил обманом выведать у волхвов, где находится Младенец, сказав, что тоже хочет поклониться Ему)
Выполнили ли волхвы обещание, данное царю Ироду? Почему ? ( Волхвы узнали про злой умысел и ничего не рассказали Ироду. Найдя младенца и поклонившись Ему, они вернулись домой другой дорогой)
Пятый этап – «Рождественское богослужение»
Чем Рождественская служба отличается от других богослужений? ( Обычно Рождественское богослужение совершается ночью. Ему предшествует особая служба – Рождественский сочельник)
Кто изображен на иконе Рождества? ( Младенец Христос, Богородица, Иосиф, ангелы, волхвы, пастухи)
Как украшают храм к Рождеству? ( Устанавливается вертеп, икона Рождества Христова украшается еловыми ветвями)
Какие песнопения повторяются чаще всего во время Рождественской службы? ( Тропарь и кондак Рождества. Тропарь Рождества : «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока : господи, слава Тебе!». Кондак : «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп неприступному приносит. Ангелы с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися ОтрочаМладо, Превечный Бог»)
Шестой этап – «Домашний праздник»
Как празднуют Рождество? ( На Рождество всей семьей ходят в храм – участвуют в Рождественском богослужении. После службы все собираются за праздничным столом – разговляются, то есть первый раз после поста едят не постную пищу. Все поздравляют друг друга с праздником, дарят подарки.)
На Рождество принято украшать елку. Какие елочные украшения связаны с этим праздником? ( Восьмиконечная звезда, ангелы, пастухи, овечки, виноград – символ Церкви, яблоки или шары – символ плода с древа познания добра и зла в раю, птица – символ райской птицы, зайчик – символ человека, подверженного греху)
Как можно украсить дом к Рождеству? ( На самом видном месте разместить икону Рождества или самодельный вертеп, елку или еловые ветки, фигурки ангелов, другие елочные украшения)
Чем рождественское угощение отличается от трапезы предыдущих дней? ( Закончился рождественский пост, в пищу можно употреблять все продукты. Угощение праздничное)
Какое блюдо главное в рождественский сочельник? Как оно готовится? ( Сочиво. Готовится из пшеничных зерен, которые долго варятся. Затем к ним добавляют мед, мак, сухофрукты. Существует традиция – в рождественский сочельник держать строгий пост до появления первой звезды и уже после ее появления вкушать сочиво в кругу семьи)
Седьмой этап – «Традиции Рождества»
Какие добрые дела принято делать на Рождество? ( На Рождество принято дарить подарки не только близким, но и нуждающимся в нашей помощи, нищим. Христиане посещают больницы, тюрьмы, дома престарелых, оказывают им помощь. На Руси было принято во второй день Святок в каждой семье накрывать стол для нищих)
Как во время Рождественских праздников принято славить Христа? ( Славят Христа христославы специальными песнями – колядками. Мы славим Христа своими добрыми делами)
Кто может быть христославом? ( Христославы ходят во время святок по домам с яркой рождественской звездой и поют песни, прославляющие Христа. Христославом может быть любой человек, желающий прославить Христа и знающий колядки)
Приложение 1
|
2 |
? |
? |
? |
? |
? |
8 |
9 |
10 |
| | | | | |
46 |
? |
? |
? |
? |
47 | |
48 |
49 |
50 |
* |
57 |
56 |
* |
* |
* |
* |
58 | |
* |
* |
* |
77 |
59 |
* | |
60 |
* |
? |
71 |
? |
70 |
? | | | |
67 |
68 |
69 |
11 |
12 |
* |
* |
* |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
| | |
35 36 34 37 38 |
? |
? |
40 |
39 |
? |
|
? |
? |
? |
26 |
| | |
30 |
29 |
28 |
27 |
| | | | | | |
78 |
79 |
80 |
81 | | |
100 |
99 |
98 |
97 |
|
? | | |
? | |
? | |
? | |
? |
87 |
88 |
89 |
90 |
91 | |