Кубрак С.Н.
Методика разработки, организации и проведения интегрированных уроков
Всё в мире цепью связано нетленной,
Всё включено в один круговорот:
Сорвёшь цветок,
А где-то во Вселенной
В тот миг звезда взорвётся и умрёт…
Л. Куклин
Понятие «интеграция»
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Понятие «интеграция» может иметь два значения:
а) создание у обучающихся целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
б) нахождение общей платформы сближения знаний (здесь интеграция – средство обучения).
Что такое интегрированный урок?
В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков на основе решения одного и того же вопроса интегрированного курса.
Урок преподаватели могут проводить вместе или раздельно, но результат достигается только их совместными, объединенными усилиями.
Решаемые задачи
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.
Вот некоторые из таких задач:
повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы;
рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
показ межпредметных связей и их применение при выполнении разнообразных заданий.
Начало интеграции обучения
В рамках интегрированного курса преподаватели, договорившись между собой, могут заранее определить, что считать важным, а что второстепенным, чтобы научить своих студентов рационально оформлять работу в тетради, правильно строить устные ответы, привить им навыки самоконтроля и самооценки. Уроки, основанные на подобном взаимодействии преподавателей, также относятся к интегрированным, хотя материал, изучаемый на них, может никак не перекликаться между собой.
Уровни интеграции
Есть три уровня интеграции:
внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных дисциплин;
межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин, что и должен использовать педагог при подготовке интегрированного урока;
транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Типы и формы интегрированных уроков
Урок усвоение новых знаний
формы организации обучения:
лекции,
беседы,
конференции,
семинары,
комбинированные уроки.
Урок должен охватывать большой теоретический материал смежных курсов. Лекции могут быть обобщающими (например, "Европейская культура и культура России на рубеже веков (конец XIX-начало ХХ века), диалог культур").
На таких уроках рационально использовать: самостоятельную работу учащихся с научно-популярной, справочной литературой, составление таблиц, транспарантов
Новый материал в течение урока ребята сравнивают с уже имеющимися знаниями, сопоставляют их, синтезируют, добавляют из ранее известного на основе ассоциативного мышления.
Тип урока: применение знаний на практике
Основные формы уроков данного типа:
ролевые и деловые игры;
практикумы;
уроки защиты проектов;
путешествие;
экскурсия;
урок творческого поиска
На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, учащиеся включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность.
У ребят формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
Урок творческого поиска
Урок творческого поиска предполагает, что учащиеся самостоятельно ищут решение поставленной проблемы, информацию для ответа на вопрос , дополнительные сведения по данной теме.
Методы поиска должны быть предварительно хорошо продуманы преподавателями и освоены учащимися на предыдущих занятиях.
Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний,
закрепления умений
Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
Формы данного типа урока:
повторительно-обобщающий ;
диспут;
игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
театрализованный урок (урок-суд, урок-литературное кафе);
урок-совершенствование;
заключительная конференция;
заключительная экскурсия;
обзорная лекция;
обзорная конференция;
урок-беседа.
Урок повторения и обобщения
Может использоваться при возможности генерализации материала смежных дисциплин вокруг одной цели, совмещения тем, повторения и закрепления знаний, умений и навыков по различным дисциплинам на одном уроке или параллельных уроках. Например, интегрированный урок по литературе и мировой художественной культуре «Содружество поэзии и живописи: В.В. Маяковский и кубофутуризм».
Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений
Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.
Формы урока:
урок-зачет;
викторина;
конкурсы;
смотр знаний;
защита творческих работ, проектов;
творческий отчёт;
выпуск газеты.
Такие уроки требуют особого сотрудничества преподавателей по составлению заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающим миром, а учащиеся в результате видели бы целостность знаний, их взаимосвязь при решении конкретных проблем в реальной жизни.
Урок – издание газеты или научного альманаха
Для такого урока группам учащихся или отдельным учащимся даются задания творческого или поискового характера по определённым темам.
Результаты работы и составляют содержание предполагаемой газеты или альманаха.
Контрольные уроки по курсу могут проходить как защита творческих работ (проектов, рефератов)или зачёта (тестов + развёрнутых ответов на вопросы).
Интересны зачёты не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование по проблеме, решение заданий проблемного характера, зачёт-конкурс или аукцион знаний.
Этапы разработки и подготовки интегрированных уроков
Первым этапом данной работы является:
изучение и согласование учебных программ по дисциплинам;
рассмотрение интегрируемого содержания взаимосвязанных тем по дисциплинам ;
выбор темы и цели урока с межпредметным содержанием.
Учебные программы необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем; обсудить и сформулировать общие понятия, согласовать время их изучения; для этого необходимы взаимные консультации преподавателей.
Главная задача - обозначить цель будущего интегрированного урока.
Второй этап:
Выбор формы интегрированного урока.
Составление плана урока.
Определение методов контроля и оценки, методов и средств обучения.
Особое внимание уделяется взаимодействию (взаимоувязке) содержания обучения, проведению предварительного хронометража времени будущего урока. При составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента.
Каждый преподаватель готовит свою часть урока с учетом выделенного времени (презентацию для учеников; раздаточный материал; задания для урока; вопросы для самопроверки и т.д.), а затем весь собранный материал объединяют в единое целое.
Третий этап:
следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока;
продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы;
заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал.
Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.
Какие предметы легко интегрировать между собой?
Русский, украинский, иностранные языки с литературой;
Литература с мировой художественной культурой, историей, географией;
Мировая художественная культура с историей ;
Черчение с информатикой;
Биология с химией, географией;
Математика с физикой;
Информатика практически с любым предметом
Литература
1.Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004
2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе.// Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 150-154.
3. Глинская Е. А. , Титова 6.В. Межпредметные связи в обучении. – Тула. -1980. - 44 с.
4. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в связи в современной школе- М.: Педагогика. - 1981. - 195 с.
5. Кирков Г.И. Музыка на уроках русского языка и литературы. // Русский язык в национальной школе. - 1985. ~ № 10 -С. 76.
6. Ливанский В.М. «Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства // Завуч. -2006г.-5.
7. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. - М.: Просвещение. - 1994. - 142 с.