СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика развития и тренировки координации

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: методика тренировки и развития координации.

Просмотр содержимого документа
«Методика развития и тренировки координации»

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ И МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ И МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ

Координация – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.
  • Координация – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.

Виды координационных способностей: *способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений; *способность к сохранению равновесия; *чувство ритма; *способность к ориентированию в пространстве; *способность к произвольному расслаблению мышц; *координированность движений.

Виды координационных способностей:

  • *способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений;
  • *способность к сохранению равновесия;
  • *чувство ритма;
  • *способность к ориентированию в пространстве;
  • *способность к произвольному расслаблению мышц;
  • *координированность движений.

Способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений обуславливается точностью двигательных ощущений и восприятий, которые часто дополняются слуховыми и зрительными. может проявляться в статических и динамических условиях, при наличии опоры или без неё. обуславливается совокупной мобилизацией возможностей зрительной, слуховой, вестибулярной и соматосенсорной систем.

Способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений

  • обуславливается точностью двигательных ощущений и восприятий, которые часто дополняются слуховыми и зрительными.
  • может проявляться в статических и динамических условиях, при наличии опоры или без неё.
  • обуславливается совокупной мобилизацией возможностей зрительной, слуховой, вестибулярной и соматосенсорной систем.

Чувство ритма это способность человека совершать определённые двигательные действия в пространстве и времени. Проявляется в последовательности изменения направлений, скоростей и ускорений двигательных действий, точности приложения усилий, чередовании напряжения и расслабления мышц.

Чувство ритма

  • это способность человека совершать определённые двигательные действия в пространстве и времени.
  • Проявляется в последовательности изменения направлений, скоростей и ускорений двигательных действий, точности приложения усилий, чередовании напряжения и расслабления мышц.

Способность к ориентированию в пространстве определяется умением человека оперативно оценить сложившуюся ситуацию относительно пространственных условий и отреагировать на неё адекватными действиями, обеспечивающими эффективное выполнение двигательной задачи.

Способность к ориентированию в пространстве

  • определяется умением человека оперативно оценить сложившуюся ситуацию относительно пространственных условий и отреагировать на неё адекватными действиями, обеспечивающими эффективное выполнение двигательной задачи.

Способность к произвольному расслаблению мышц важнейший фактор обеспечения эффективного выполнения бытовых, производственных и спортивных движений

Способность к произвольному расслаблению мышц

  • важнейший фактор обеспечения эффективного выполнения бытовых, производственных и спортивных движений

Координированность движений это способность к рациональному проявлению физических качеств и перестройке двигательных действий в конкретных условиях на основе имеющегося запаса двигательных умений и навыков.

Координированность движений

  • это способность к рациональному проявлению физических качеств и перестройке двигательных действий в конкретных условиях на основе имеющегося запаса двигательных умений и навыков.

В реальной двигательной деятельности все названные координационные способности проявляются в сложном взаимодействии.

В реальной двигательной деятельности все названные координационные способности проявляются в сложном взаимодействии.

Факторы, обуславливающие проявление координационных способностей

Факторы, обуславливающие проявление координационных способностей

Оперативный контроль параметров движений и его результатов.  В этом механизме особую роль играет эффективность оценивания ЦНС афферентных импульсов, поступающих от рецепторов мышц, сухожилий, связок, суставных хрящей, от зрительного и вестибулярного анализаторов. А также точность и рациональность эфферентных импульсов, которые обеспечивают качество выполняемых движений.

Оперативный контроль параметров движений и его результатов.

В этом механизме особую роль играет эффективность оценивания ЦНС афферентных импульсов, поступающих от рецепторов мышц, сухожилий, связок, суставных хрящей, от зрительного и вестибулярного анализаторов. А также точность и рациональность эфферентных импульсов, которые обеспечивают качество выполняемых движений.

Моторная (двигательная) память способность ЦНС запоминать движения и при необходимости воссоздавать их. Наличие эффективных двигательных заготовок в моторной памяти обуславливает быстрые и эффективные двигательные действия в ситуациях, когда ЦНС не успевает обрабатывать информацию, которая поступает от рецепторов.

Моторная (двигательная) память

  • способность ЦНС запоминать движения и при необходимости воссоздавать их. Наличие эффективных двигательных заготовок в моторной памяти обуславливает быстрые и эффективные двигательные действия в ситуациях, когда ЦНС не успевает обрабатывать информацию, которая поступает от рецепторов.

Внутримышечная и межмышечная координация способность быстро активизировать необходимое количество двигательных единиц, обеспечивать оптимальное взаимодействие мышц синергистов и антагонистов, быстрый и эффективный переход мышц от напряжения к расслаблению.

Внутримышечная и межмышечная координация

  • способность быстро активизировать необходимое количество двигательных единиц, обеспечивать оптимальное взаимодействие мышц синергистов и антагонистов, быстрый и эффективный переход мышц от напряжения к расслаблению.

эффективность психической регуляции работы мышц, толерантность к эмоциональному стрессу, оптимальное психическое напряжение во время занятий,  понимание человеком поставленной перед ним двигательной задачи, способность к формированию плана и конкретного способа решения соответствующей двигательной задачи.
  • эффективность психической регуляции работы мышц,
  • толерантность к эмоциональному стрессу,
  • оптимальное психическое напряжение во время занятий,
  • понимание человеком поставленной перед ним двигательной задачи,
  • способность к формированию плана и конкретного способа решения соответствующей двигательной задачи.

Возрастная динамика естественного развития координационных способностей

Возрастная динамика естественного развития координационных способностей

Дети 4 – 6 лет обладают низким уровнем развития координационных способностей. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакции, а способность к дифференцировке усилий – низкая.
  • Дети 4 – 6 лет обладают низким уровнем развития координационных способностей. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакции, а способность к дифференцировке усилий – низкая.

В возрасте 7 – 8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.
  • В возрасте 7 – 8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.

Наиболее высокие темпы естественного прироста координационных способностей приходятся на предпубертатный возраст 6 – 12 лет. Этот возрастной период является наиболее благоприятным для развития координационных способностей с помощью специально организованной двигательной активности. В уровне развития координационных способностей, в отличие от силы, быстроты, и выносливости, одарённые дети практически не уступают взрослым людям.
  • Наиболее высокие темпы естественного прироста координационных способностей приходятся на предпубертатный возраст 6 – 12 лет. Этот возрастной период является наиболее благоприятным для развития координационных способностей с помощью специально организованной двигательной активности. В уровне развития координационных способностей, в отличие от силы, быстроты, и выносливости, одарённые дети практически не уступают взрослым людям.

В возрасте 14 – 15 лет наблюдается некоторое снижение способности ориентироваться в пространстве и координированности движений.
  • В возрасте 14 – 15 лет наблюдается некоторое снижение способности ориентироваться в пространстве и координированности движений.

В период 16 – 17 лет продолжается совершенствование координационных способностей. Дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.
  • В период 16 – 17 лет продолжается совершенствование координационных способностей. Дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.

В дальнейшем уровень естественного развития координационных способностей сначала стабилизируется, а с 40 – 50 лет начинает ухудшаться.
  • В дальнейшем уровень естественного развития координационных способностей сначала стабилизируется, а с 40 – 50 лет начинает ухудшаться.

Средства развития координационных способностей

Средства развития координационных способностей

Для развития координационных способностей физические упражнения должны выполняться при дефиците пространства и времени, недостаточной или чрезмерной информации. Они должны быть по возможности разнообразными и достаточно сложными по координации.
  • Для развития координационных способностей физические упражнения должны выполняться при дефиците пространства и времени, недостаточной или чрезмерной информации. Они должны быть по возможности разнообразными и достаточно сложными по координации.

бег по пересечённой местности с преодолением естественных препятствий; беговые упражнения с преодолением барьеров, гимнастических скамеек, перепрыгивания через мячи и т.п.; единоборства; гимнастические и акробатические упражнения; спортивные и подвижные игры (в особенности на уменьшенных площадках и с увеличенным количеством игроков).
  • бег по пересечённой местности с преодолением естественных препятствий;
  • беговые упражнения с преодолением барьеров, гимнастических скамеек, перепрыгивания через мячи и т.п.;
  • единоборства;
  • гимнастические и акробатические упражнения;
  • спортивные и подвижные игры (в особенности на уменьшенных площадках и с увеличенным количеством игроков).

упражнения с частичным или полным исключением определённых анализаторов :  прохождение или пробегание определённого расстояния с закрытыми глазами; броски мяча в баскетбольную корзину с закрытыми глазами; выполнение разнообразных гимнастических упражнений с ограничением или полным исключением зрения; выполнение упражнений с ограничением слуха или при искусственно созданном чрезмерном шуме; прыжки с поворотами на указанное количество градусов; пробегание или проплывание определённых дистанций за установленное время; выполнение силовых упражнений с вариативными отягощениями и т.п.

упражнения с частичным или полным исключением определённых анализаторов :

  • прохождение или пробегание определённого расстояния с закрытыми глазами;
  • броски мяча в баскетбольную корзину с закрытыми глазами;
  • выполнение разнообразных гимнастических упражнений с ограничением или полным исключением зрения;
  • выполнение упражнений с ограничением слуха или при искусственно созданном чрезмерном шуме;
  • прыжки с поворотами на указанное количество градусов;
  • пробегание или проплывание определённых дистанций за установленное время;
  • выполнение силовых упражнений с вариативными отягощениями и т.п.

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют ценность.
  • Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют ценность.

Методика развития координационных способностей

Методика развития координационных способностей

 Для спортсменов Сложность движений должна колебаться в диапазоне 75 – 90% индивидуально доступного уровня.  Для детей, подростков, а также взрослых, физически слабо подготовленных  Задания невысокой 40 – 60% индивидуального максимума и умеренной 60 – 70% индивидуального максимума координационной сложности

Для спортсменов

  • Сложность движений должна колебаться в диапазоне 75 – 90% индивидуально доступного уровня.

Для детей, подростков, а также взрослых, физически слабо подготовленных

  • Задания невысокой 40 – 60% индивидуального максимума и умеренной 60 – 70% индивидуального максимума координационной сложности

Интенсивность работы на начальных этапах развития координационных способностей - невысока. По мере повышения функциональных возможностей организма человека интенсивность выполнения упражнений возрастает. Для спортсменов - упражнения выполняются с высокой и близкой к индивидуальному максимуму интенсивностью.
  • Интенсивность работы на начальных этапах развития координационных способностей - невысока.
  • По мере повышения функциональных возможностей организма человека интенсивность выполнения упражнений возрастает.
  • Для спортсменов - упражнения выполняются с высокой и близкой к индивидуальному максимуму интенсивностью.

Продолжительность непрерывной работы в отдельном упражнении, подходе, серии повторений одного и того же движения колеблется в широком диапазоне от 10 до 200 секунд.  Работа прекращается при появлении признаков усталости
  • Продолжительность непрерывной работы в отдельном упражнении, подходе, серии повторений одного и того же движения колеблется в широком диапазоне от 10 до 200 секунд.

Работа прекращается при появлении признаков усталости

Количество повторений упражнения, подходов, заданий обуславливается планом занятия, его конкретными задачами. Некоторые из них необходимо повторять многократно. Отдельные же являются результатом реакции на неожиданную ситуацию и в чистом виде воспроизвести их невозможно.
  • Количество повторений упражнения, подходов, заданий обуславливается планом занятия, его конкретными задачами. Некоторые из них необходимо повторять многократно. Отдельные же являются результатом реакции на неожиданную ситуацию и в чистом виде воспроизвести их невозможно.

Продолжительность интервалов отдыха между выполнением отдельных упражнений от 1 до 3 минут, когда отдых должен обеспечить восстановление работоспособности, а также психологическую настройку занимающихся на эффективное выполнение очередного задания. В отдельных случаях, если задачей является выполнение работы в условиях утомления, то интервалы отдыха могут быть значительно меньшими до 10 – 15 секунд, что обеспечивает выполнение тренировочного задания в условиях прогрессирующего утомления.  По характеру отдых между упражнениями может быть активным, пассивным и комбинированным.
  • Продолжительность интервалов отдыха между выполнением отдельных упражнений от 1 до 3 минут, когда отдых должен обеспечить восстановление работоспособности, а также психологическую настройку занимающихся на эффективное выполнение очередного задания.
  • В отдельных случаях, если задачей является выполнение работы в условиях утомления, то интервалы отдыха могут быть значительно меньшими до 10 – 15 секунд, что обеспечивает выполнение тренировочного задания в условиях прогрессирующего утомления.

По характеру отдых между упражнениями может быть активным, пассивным и комбинированным.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!