Научно-исследовательская работа
на тему – «Методика развития ловкости гандболистов при помощи упражнений в парах»
Исполнитель: тренер-преподаватель Дорофеева Анна.
Актуальность. Высокая скорость передвижения без мяча и с мячом в процессе игры, прыжки, мощные броски с широкой амплитудой движения, длительный и интенсивный бег со сменой направления, резкими остановками, поворотами требуют наличия всех физических качеств
Ловкость гандболиста проявляется в способности выполнять сложные приемы игры во внезапно меняющейся ситуации.
Развивать ловкость (общую и специальную) необходимо систематически.
Для этого используют упражнения с мячом и без мяча на ограниченном пространстве, подвижные игры, акробатические упражнения, спортивные игры и упражнения из других видов спорта, специальные упражнения в необычных условиях (с внезапной сменой ситуаций, усложнением противодействия соперника и др.).
Упражнения в парах одно из тех средств, которые могут обеспечить, как внезапную смену ситуаций, так и усложнение противодействия соперника.
Объект исследования: процесс развития ловкости гандболистов.
Предмет исследования: комплекс упражнений в парах для развития ловкости гандболистов.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретическое обоснование развития ловкости в подготовке гандболистов», представляет собой - анализ научно-методических источников по выбранной теме, он показывает, что качественно новый уровень развития гандбола требует нового уровня развития физических качеств спортсмена и в тоже время постоянный уровень развития физических качеств является непременным условием для повышения тренировочных нагрузок.
Одной из важнейших сторон физической подготовки является комплексное воздействие на физическую подготовленность юных спортсменов. Специальные упражнения в парах должны способствовать функциональному совершенствованию организма, развитию физических качеств и формированию двигательных умений и навыков.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение методики использования упражнений в парах для развития ловкости в процессе физической подготовки гандболистов» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом этапе практической деятельности необходимо изучить способы определения уровня развития ловкости гандболистов. Как показывает анализ самый эффективный метод для этого – тестирование.
На втором этапе практической деятельности для проведения тестирования уровня развития ловкости были подготовлены тесты, которые дадут возможность определить их уровень, на текущий момент:
1. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки).
2. Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные возможности детей).
Ребенок встает в стойку – носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги – и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируется лучший результат.
3. Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию).
Ребенок принимает исходное положение (ноги на ширине плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно большее количество раз. Ребенку предлагается сделать 2 попытки. Фиксируется лучший результат.
4. Отбивание мяча от пола (тестируются ловкость, скорость реакции, устойчивость позы).
Ребенок стоит в исходном положении (ноги на ширине плеч) и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз (руки можно чередовать). При выполнении задания не разрешается сходить с места. Даются две попытки. Фиксируется лучший результат из двух попыток.
5. Прыжки через скакалку (тестируется ловкость).
На третьем этапе исследовательской деятельности подобраны упражнения в парах. Они всегда выполняются очень эмоционально. Положительные эмоции вполне естественны, но они могут быть причиной шума, баловства. Невнимательное отношение к объяснениям и замечаниям руководителя и нарушение установленных правил выполнения упражнений иногда могут привести к травмам. Поэтому первое обязательное условие проведения парных упражнений – четкая организация и разумная дисциплина, основанные на точном соблюдении всех команд, распоряжений и указаний преподавателя.
Анализ научно-методических источников и изучение опыта тренеров-преподавателей по гандболу помогли подобрать комплекс упражнений в парах с мячом, который станет хорошим средством развития ловкости юных гандболистов.
Комплекс упражнений с мячом в парах
Задание 1.
1. Игроки в парах, стоя (сидя) друг к другу спиной на расстоянии 0,5 м, владеют одним мячом. Игрок, владеющий мячом, поворачиваясь вправо, передает мяч партнеру из рук в руки, партнер выполняет поворот влево.
2. Игроки в парах стоят спиной друг к другу вплотную, ноги шире плеч. Один из игроков владеет мячом. Он передает мяч между ног своему партнеру, а тот возвращает ему мяч над головой.
3. И.п. – сед лицом друг к другу, руки вверх, у одного в руках мяч. Лечь на спину, держа мяч на вытянутых руках вверху, выпрямиться, передать мяч партнеру т. д.
4. И.п. – сед спиной друг к другу на расстоянии 1,5–2 м. У одного в ногах мяч, он ложится на спину, кладет мяч за головой и возвращается в исходное положение. Партнер берет ногами, ложась на спину, и принимает и.п.
5. И.п. – стойка ноги врозь, левая нога вперед, мяч впереди в руках у обоих партнеров. Сильный толчок мяча от груди. Руки от мяча не отрывать.
Задание 2.
1. И.п. – стоя лицом друг к другу. Передачи двумя руками от груди набивного мяча массой 2 кг.
2. И.п. – стоя спиной. Передачи набивного мяча массой 1–2 кг с поворотом в сторону направления передачи, партнер принимает мяч (ловит), повернувшись боком.
3. И.п. – сидя лицом друг к другу. Передача набивного мяча массой 2 кг, ловля мяча сидя и стоя.
4. И.п. – стоя спиной друг к другу. Первый игрок передает мяч между ног, второй ловит лицом вперед, далее этот игрок поворачивается спиной, и передает мяч первому игроку через голову. Через 10 передач игроки меняются ролями.
В процессе освоения упражнений комплекса, необходимо постепенно подводить занимающихся к освоению новых заданий, сложные упражнения разучивать отдельно в основной части занятия.
Тренер-преподаватель должен удобно и рационально размещать занимающихся на площадке или в зале, чтобы пары не мешали друг другу при выполнении упражнений и сразу указывать, в каких исходных положениях находятся первые и вторые номера: место, направление и пр.
Заключение
Специалисты разных стран ведут усиленный поиск путей и методов совершенствования всех составляющих системы спортивной подготовки гандболистов. Постоянно улучшается организационная основа, материально-техническая оснащенность процесса подготовки спортсменов, совершенствование методики спортивной тренировки. Однако, никто не задумывался, что одну из ведущих ролей занимают специальные упражнения с мячом, в парах, игровые задания и др.
Для достижения высокого мастерства в гандболе важен уровень физического развития, развития всех физических качеств: силы, ловкости, гибкости, быстроты, выносливости. Специальные упражнения в парах на занятиях по гандболу могут стать действенным средством развития всех выше перечисленных качеств. Ведь главная особенность их в том, что они всегда принимаются с радостью, выполняются на высоком эмоциональном уровне.