Научно-исследовательская работа
«Методика развития выносливости в тхэквондо».
Исполнитель: Сивоконь Андрей.
Актуальность достижения спортивного мастерства в любом виде спортивной деятельности, в частности, в тхэквондо, связано с уровнем развития двигательных способностей (силы, быстроты, выносливости) и эффективностью их взаимодействия и взаимосодействия.
Тхэквондо также как каратэ, кунг-фу, кикбоксинг и бокс – это работа большой и субмаксимальной мощности. Большие мгновенные физические напряжения в бою на различных дистанциях (средней, ближней и дальней) сменяются полной мышечной расслабленностью в интервалах боя или же изнурительной работой требующей значительных физических затрат для преодоления атакующих действий противника в бою.
Для этого тхэквондист должен обладать хорошей общей и специальной физической подготовкой. Среди многих факторов определяющих достижения тхэквондистов, является высокий уровень физических качеств. Тхэквондо состоит из приемов, в которых движения тела выполняются с максимальной силой, скоростью, точностью и равновесием. Тхэквондо – это не только способ самообороны, но и наука, образ жизни, способ достижения умственного и физического совершенства. Имея в высшей степени дисциплинированное тело, мы можем быть готовыми к любой ситуации. В процессе тренировок отдельные составные движения тела, сливающиеся воедино для большей эффективности, оттачиваются путем систематического повторения.
Воспитание и совершенствование таких физических качеств, как быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость должно осуществляться в тренировке систематически, особенно в общеподготовительном периоде тренировки.
Высокий уровень теоретической и методической подготовленности преподавателей и тренеров, осуществляющих начальное обучение юных ребят, в значительной мере обуславливает их спортивную деятельность. Преподаватели, тренеры, учителя физической культуры обязаны глубоко изучать теорию и методику подготовки юных спортсменов, систему подготовки спортивных резервов.
Объект исследования: процесс развития выносливости в тхэквондо.
Предмет исследования: комплексы упражнений для повышения уровня развития выносливости тхэквондистов.
Цель исследования: практическое изучение методики развития выносливости в тхэквондо.
Задачи исследования:
Подобрать и изучить научно-методические источники по выбранной теме.
Изучить способы и подобрать тесты для определения уровня развития выносливости тхэквондистов.
Разработать комплексы упражнений для повышения уровня развития выносливости тхэквондистов.
Сделать заключение.
Методы исследования:
Анализ научно-методических источников.
Анализ документов и материалов.
Метод проекта.
Метод логического заключения.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретическое обоснование процесса развития выносливости в тхэквондо», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.
Анализ научно-методических источников показал, что главным содержанием физической подготовки в тхэквондо является: развитие физических возможностей человека – силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости.
Тхэквондисту необходима как общая выносливость, так и специальная. Общая выносливость, развиваемая длительной ходьбой, бегом, спортивными играми и т.д., Средствами развития специальной выносливости являются сами боевые упражнения.
Спeциaльнaя выносливocть рaзвивaeтcя при пoмoщи имитaциoнныx упрaжнeний, при рaбoтe нa cнaрядax, a тaкжe в учeбныx, уcлoвныx и вoльныx пoeдинкax.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение методики развития выносливости в процессе физической подготовки тхэквондистов» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом этапе исследовательской деятельности необходимо изучить методику определения уровня развития выносливости тхэквондистов.
Как показывает практика самым эффективным методом является тестирование.
На втором этапе исследовательской деятельности для проведения тестирования подготовлена батарея тестов, которая дает возможность определить уровень выносливости занимающихся:
1. 12-минутный беговой тест Купера, испытуемый должен пробежать как можно большее расстояние за 12 минут.
Таблица оценки физической подготовленности
по 12-минутному беговому тесту Купера
Физическая подготовленность | Девушки 13-19 лет | Юноши 13-19 лет |
очень плохая | | |
плохая | 1600-1900 | 2100-2200 |
удовлетворительная | 1900-2100 | 2200-2500 |
хорошая | 2100-2300 | 2500-2750 |
отличная | 2300-2400 | 2750-3000 |
превосходная | 2400 | 3000 |
2. Гарвардский степ-тест
Гарвардский степ-тест - заключается в подъемах на скамейку высотой 50 см для мужчин и 43 см для женщин в течение 5 мин в заданном темпе. Темп восхождения постоянный и равняется 30 циклам в 1 мин. Kаждый цикл состоит из четырех шагов. Темп задается метрономом 120 ударов в минуту. После завершения теста обследуемый садится на стул и в течение первых 30 с на 2-й, 3-й и 4-й минутах подсчитывается ЧСС. Если обследуемый в процессе тестирования отстает от заданного темпа, то тест прекращается.
О физической работоспособности спортсмена судят по индексу гарвадского степ-теста (ИГСТ), который рассчитывается, исходя из времени восхождения на ступеньку и ЧСС после окончания теста. Высота ступеньки и время восхождения на нее выбираются в зависимости от пола и возраста обследуемого (см. табл. Высота ступеньки и время восхождения в гарвадском степ-тесте).
Высота ступеньки и время восхождения в гарвадском степ-тесте
Обследуемые | Возраст, лет | Высота ступеньки, см | Время восхождения, мин |
Юноши и подростки | 12—18 | 50 | 4 |
Девушки и подростки | 12—18 | 40 | 4 |
Индекс гарвардского степ-теста рассчитывают по формуле:
ИГСТ = (t x 100) / [(f1 + f2 + f3) х 2]
где t — время восхождения в секундах, f1, f2, f3 — частота сердечных сокращений (ЧСС) за 30 с на 2-й, 3-й и 4-й минутах восстановления соответственно.
Kритерии оценки результатов гарвадского степ-теста приведены в табл.
Оценка результатов гарвадского степ-теста
Оценка | ИГСТ |
Отлично | 90 |
Хорошо | 80—89,9 |
Средне | 65—79,9 |
Слабо | 55—64,9 |
Плохо | 55 |
3. Бег 1000 м – фиксируется результат по дистанции. [16,21]
Нормативы физической подготовленности легкоатлетов-стайеров
Контрольное упражнение (тест) | 15-16 лет | 17-18 лет |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Бег 1000м, мин.сек. | 3,19 | 3,44 | 4,04 | 3,04 | 3,29 | 3,49 |
4. Определение индекса Руффье.
Применяется для определения адаптации к нагрузке. Измеряется ЧСС сидя (Р1), затем выполняется 30 глубоких приседаний за 30 сек. Считают ЧСС стоя (Р2), еще ЧСС через 1 мин. отдыха (Р3).
Ир = [(Р1 + Р2 + Р3) - 200] / 10
Оценка результата:
менее 0 - отличный результат;
1...5 – хороший;
6...10 – удовлетворительный;
11...15 – слабый;
свыше 15 – неудовлетворительный.
На последнем этапе исследовательской деятельности изучение литературных источников и анализ опыта специалистов помогли составить характеристику комплекса упражнений для развития выносливости в тхэквондо.
Отличительным видом тренировки для развития выносливости в тхэквондо является «Работа на дороге» который направлен на развитие общей выносливости, функциональной выносливости, силы, быстроты, практически всех физических качеств, необходимых бойцу. Но главное все-таки в нем — работа на выносливость. Основное упражнение в «Работе на дороге» — бег (лучше по пересеченной местности). Но ты не просто бежишь, а разбиваешь всю тренировку на временные отрезки: раунд — отдых — раунд. Допустим, раунд у тебя две минуты. Значит, у тебя две минуты интенсивного бега. Интенсивный бег — это бег в высоком темпе, в который включаются прыжки, различные виды усложненных передвижений, «бой с тенью» на бегу, короткие спурты (ускорения), преодоления препятствий и так далее, насколько хватит фантазии.
Главное условие — высокая интенсивность, разнообразие нагрузок, ни секунды отдыха. Потом — минута спокойного бега трусцой. После отдыха — снова две минуты интенсивного бега. Каждый интенсивный отрезок целесообразно наполнять определенным видом упражнений.
Например, первый раунд ты бежишь в высоком темпе, делая через каждые двести метров резкие ускорения. Второй раунд — высокий темп плюс усложненные виды передвижений: приставные шаги, прыжки, ходьба «утиным шагом» и так далее. Третий раунд — «бой с тенью» на ходу. Четвертый — преодоление препятствий или поднимание и метание тяжелых камней. Ну, в таком вот ключе.
Сколько всего должно быть раундов — вопрос твоей подготовки. Начни с пяти. Потом постепенно увеличивай нагрузку. Но учти, что «Работу на дороге» лучше выносить на день, когда у тебя нет вечерней тренировки в зале.
Данное упражнение рекомендуется выполнять утром или днем, если основная тренировка планируется вечером.
Характер воздействия: упражнение эффективно развивает общую выносливость, а также скоростно-силовую выносливость.
Заключение
Анализ научно-методических источников показал, что необходимость проведения отдельных занятий по физической подготовке продиктована спецификой деятельности тхэквондистов. Основная тренировка предусматривает многократное выполнение технических элементов с целью совершенствования техники ударов.
Во время такой тренировки спортсмен в основном использует имеющийся у него запас физических качеств, а прироста их в данных условиях не происходит, т.к. усилия, развиваемые во время упражнения, хотя и весьма интенсивны, но непродолжительны. Поэтому тхэквондисты проводят отдельные занятия по общей и специальной физической подготовке, объем которых порой достигает более 50% общего тренировочного времени.
Воспитание выносливости тхэквондиста рассматривается как повышение, во-первых, общей выносливости, предусматривающей повышение функциональных возможностей мышц и сердца; во-вторых, специальной выносливости, т.е. способности к многократному выполнению упражнений без снижения качества.
Средством воспитания общей выносливости служат упражнения общей физической подготовки в основном циклического характера (бег, ходьба, плавание, спортивные игры).
Средствами воспитания специальной выносливости являются упражнения со снарядами, упражнения, выполняемые до отказа, с партнёром в парах, условные и вольные 1 поединки.
При воспитании выносливости необходимо следить, чтобы занятия не привели к стойкому нервному переутомлению, которое выражается в ухудшении и потере сна, эмоциональным спадам и т. д. Для этого необходимо при первых признаках чрезмерного утомления и нарушениях сна снизить специальную нагрузку и применить восстановительные средства.