СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика Рене Жиля

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью детской  проективной  методики Рене Жиля исследуется  отношение младшего школьника к внутрисемейным отношениям и его сфера межличностных отношений.

Просмотр содержимого документа
«Методика Рене Жиля»

Методика Рене Жиля

С помощью детской проективной методики Рене Жиля исследуется отношение младшего школьника к внутрисемейным отношениям и его сфера межличностных отношений.

Цель методики: изучить социальную приспособленность ребенка и его взаимоотношения с окружающими людьми.

Методика визуально-вербальная, она состоит из 42 картинок с изображением детей или взрослых и детей. Кроме картинок есть текстовые задания. Направленность методики Рене Жиля - выявить особенности поведения младших школьников в разных жизненных ситуациях, которые важны для ребенка и затрагивают его отношения с другими людьми: детьми, взрослыми, родителями, родственниками.

Перед тем, как начать работу с методикой, ребенку необходимо сообщить, что ему нужно ответить на вопросы по картинкам.

Младший школьник рассматривает рисунки к заданию, слушает учителя или читает вопросы самостоятельно и отвечает на них.

Среди изображенных на картинке людей, ученик должен выбрать место для себя или представить себя в виде персонажа, который занимает определенное место в группе. Младший школьник выбирает себе место ближе или дальше от какого-либо персонажа. Ребенку предлагается выбрать обычную форму поведения при выполнении текстовых заданий, есть задания, которые строятся по типу социометрических. Применив методику можно получить информацию о том, как ребенок относится к окружающим людям.

Методика Р. Жиля отличается простотой и схематичностью от других проективных тестов, поэтому для испытуемого ребенка она более легкая. Методика дает возможность представить результаты обследования не только по ряду переменных, но и количественно. Психологический материал, который характеризует личностные отношения ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных:

1) Переменные, которые характеризуют конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (отец, мать, бабушка, дедушка, сестра и др.), отношение к авторитарному взрослому, к другу или подруге и пр.

2) Переменные, которые характеризуют самого ребенка и проявляются в различных отношениях: отгороженность, общительность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Всего авторы, которые адаптировали данную методику, рассматривают 12 признаков:

  1. отношение к матери и отцу как семейной чете;

  2. отношение к матери;

  3. отношение к отцу;

  4. отношение к бабушке и дедушке;

  5. отношение к учителю;

  6. отношение к братьям и сестрам;

  7. отношение к другу;

  8. стремление к доминированию;

  9. любознательность;

  10. отгороженность;

  11. общительность;

  12. адекватность.

Чтобы выявить отношение ребенка к определенному лицу, необходимо посчитать количество выборов этого лица, относительно максимального числа заданий, которые направлены на выявление соответствующего отношения. Методика Р. Жиля не относится к числу чисто проективных, а представляет собой переходную форму между анкетой и проективными тестами. Это дает ей большое преимущество. Методика используется и как инструмент глубинного изучения личности, и в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки данных.


Ключ

Назначение шкал

№ заданий


Общее

количество

заданий

Отношение к матери

1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42

20

Отношение к отцу

1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42

20

Отношение к матери и отцу как родительской чете

1-4, 6-8, 14, 17, 19


10

Отношение к братьям и сестрам

1, 2, 4, 5, в, 8-19, 30, 40,42

20

Отношение к бабушке в дедушке

1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40,41

15

Отношение к другу (подруге)

1, 4, 8-19, 25, 30,

33-35, 40

20

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)

1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40

15

Любознательность


5, 22-24, 26, 28-32

10

Доминантность


20-22, 39

4

Общительность


16, 22-24

4

Закрытость, отгороженность

9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42

15

Социальная адекватность поведения


9, 25, 28, 32-38

10






СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ РЕНЕ ЖИЛЯ


1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.


2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.



3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.


4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).




5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.


Брат





Папа и мама






Сестра






7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.

Папа и мама











Дедушка и бабушка





8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.



















9. Решено преподнести одному человеку сюрприз.

Ты хочешь, чтобы это сделали?

Кому?

А может быть тебе все равно? Напиши ниже.

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека.

Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб.

Ты пойдешь один?

Или с кем-нибудь?

Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши ниже

13. Ты сдал экзамен.

Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.


15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.


16. Где ты на этот раз?




17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

18. Тебе и некоторым другим дали подарки.

Кто-то получил подарок гораздо лучше других.

Кого бы ты хотел видеть на его месте?

А может быть тебе все равно? Напиши.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных.

По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты?



21. С кем ты любишь играть?

с товарищами твоего возраста

младше тебя

старше тебя

Подчеркни один из возможных ответов.

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты?

23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине.

Обозначь крестиком, где будешь ты.


24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать:

будешь плакать;

пожалуешься учителю;

ударишь его;

сделаешь ему замечание;

не скажешь ничего. Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

27. Ты много помогаешь маме?

Мало?

Редко?

Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то

объясняет.

Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина

вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.



30. Во время прогулки все расположились на траве.

Обозначь, где находишься ты.


31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль.

Обозначь крестиком, где ты.




32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

33. Один из товарищей смеется над тобой? Что будешь делать:

будешь плакать;

пожмешь плечами;

сам будешь смеяться над ним;

будешь обзывать его, бить.

Подчеркни один из этих ответов.

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь:

будешь плакать;

пожмешь плечами;

сам будешь смеяться над ним;

будешь обзывать его, бить.

Подчеркни один из этих ответов.

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать:

плакать;

жаловаться;

кричать;

попытаешься отобрать;

начнешь его бить. Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен?

Что будешь делать:

плакать;

продолжать играть дальше;

ничего не скажешь;

начнешь злиться.

Подчеркни один из этих ответов.


37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:

ничего не ответишь;

надуешься;

начнешь плакать;

запротестуешь;

попробуешь пойти вопреки запрещению.

Подчеркни один из этих ответов.


38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:

ничего не ответишь;

надуешься;

начнешь плакать;

запротестуешь;

попробуешь пойти вопреки запрещению;

Подчеркни один из этих ответов.


39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом.

Способен ли ты выполнить это поручение?

Напиши ниже.


40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?



41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.




42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!