СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика решения биологических задач по теме «Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Реализация генетической информации»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение биологии в 9-11 классах невозможно представить без решения задач. Решение задач в процессе изучения биологии всегда было одним из лучших, наиболее рациональных методов прочного усвоения и закрепления теоретического материала.

Просмотр содержимого документа
«Методика решения биологических задач по теме «Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Реализация генетической информации»»

Лысенко Ольга Александровна

учитель биологии и химии

муниципального общеобразовательного учреждения

«Александровская школа Марьинского района» г. Донецка

lisenkooo@gmail.com

Решение биологических задач на тему «Биосинтез белка»

В современных условиях, когда перед учебно-воспитательным процессом ставится задача планирования результатов обучения личностных, предметных и метапредметных, требуются и качественно новые задачи.

Обучение биологии в 9-11 классах невозможно представить без решения задач. Решение задач в процессе изучения биологии всегда было одним из лучших, наиболее рациональных методов прочного усвоения и закрепления теоретического материала.

Особенно это касается тем:

  • Тема 2. «Основы цитологии. Обмен веществ и энергии в клетке» (Практическая работа «№ 2. «Решение элементарных задач по молекулярной биологии»; 9 класс);

  • Тема 3. «Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Реализация генетической информации» (Практическая работа № 2. «Решение элементарных задач по молекулярной биологии»; 10 класс).

Цитогенетические задачи можно условно разделить на три типа:

1) определение последовательности аминокислот в фрагменте молекулы белка на основании последовательности нуклеотидов ДНК с использованием таблицы генетического кода;

2) определение нуклеотидного состава ДНК, количества водородных связей между нуклеотидами. 3. Определение количества нуклеотидов (триплетов) в участке ДНК (и-РНК) по количеству аминокислот, входящих в состав молекулы белка;

3) для решения указанных типов задач необходимо знать отличия ДНК и РНК; принцип комплементарности; роль ДНК и разных типов РНК в процессе биосинтеза белка; принципы генетического кода; этапы биосинтеза белка;

Для решения указанных типов задач учащимся необходимо знать:

  • отличия ДНК и РНК;

  • принцип комплементарности;

  • роль ДНК и разных типов РНК в процессе биосинтеза белка;

  • принципы генетического кода;

  • этапы биосинтеза белка.

Алгоритм решения задач:

  • внимательно изучить условие задачи;

  • краткая запись условия задачи;

  • анализ осуществления действий согласно поставленным вопросам;

  • решение задачи с опорой на знание теории;

  • краткая запись ответа (четкие ответы на поставленные вопросы).

Основные вопросы теории (понятия и термины)


  • Мономер ДНК или РНК это нуклеотид. Структура нуклеотида: азотистое основание → пятиуглеродный сахар – рибоза → остаток фосфорной кислоты.

  • Отличия ДНК и РНК:

  • ДНК: структура мономера - двойная правозакрученная спираль (две полинуклеотидные цепи, соединенные водородными связями); азотистое основание (аденин, гуанин, тимин, цитозин) → дезоксирибоза → остаток фосфорной кислоты;

  • РНК: структура мономера - одна полинуклеотидная цепь; азотистое основание (аденин, гуанин урацил, цитозин) → рибоза → остаток фосфорной кислоты.

  • Принцип комплементарности: особенностью строения ДНК является то, что против азотистого основания аденина (А) в одной цепи находится азотистое основание тимин (Т) в другой цепи (А-Т), а против азотистого основания гуанина (Г) всегда расположено азотистое основание цитозин (Г-Ц). Водородные связи: между А и Т - 2 водородные связи. Между Г и Ц - 3 водородные связи.

  • Пары азотистых оснований (А-Т) и (Г-Ц) называют комплементарными (дополняющими друг друга). Цепи ДНК, в которых основания расположены комплементарно друг другу, называют комплементарными цепями.

  • Функции ДНК:

  • Химическая основа гена

  • Хранение и передача наследственной информации

  • Синтез ДНК

  • Синтез РНК

  • Функции РНК и-РНК:

  • передача информации о структуре белка с ДНК на рибосому т-РНК

  • транспорт аминокислот к рибосомам р-РНК

  • входят в состав рибосом

  • Некоторые свойства кода ДНК:

  • Триплетность значащей единицей кода является сочетание трёх нуклеотидов (триплет, или кодон)

  • Однозначность (специфичность) определённый кодон соответствует только одной аминокислоте

  • Некоторые свойства кода ДНК:

  • Вырожденность (избыточность) одной и той же аминокислоте может соответствовать несколько кодонов

  • Универсальность генетический код работает одинаково в организмах разного уровня сложности от вирусов до человека

  • Этапы биосинтеза белка:

  • Транскрипция синтез и-РНК по принципу комплементарности на матрице ДНК; матрицей служит одна из двух цепей.

  • Трансляция сборка молекулы белка на рибосоме по матрице и-РНК или перевод последовательности нуклеотидов и-РНК в последовательность аминокислот белка.

  • Кроме и-РНК, участвуют т-РНК. Т-РНК за один раз переносит только одну аминокислоту.

  • Нуклеотиды и-РНК и ДНК:

  • Процесс синтеза и-РНК → по матрице ДНК, по принципу комплементарности.

  • Нуклеотиды ДНК : А Т Г Ц

  • Нуклеотиды и-РНК: У А Ц Г

  • Этапы биосинтеза белка ДНК:

  • Транскрипция (информация о последовательности аминокислот в белке переводится , переписывается с «языка» ДНК на «язык» РНК).

  • Трансляция (этап синтеза белка происходит на рибосомах: именно на них осуществляется расшифровка генетической информации, перевод последовательности нуклеотидов в последовательность аминокислот).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!