Методика решения
текстовых логических задач
на уроках «Информатики и ИКТ»
Автор: Литвинюк Ю.В.
Должность: учитель «Информатики и ИКТ»
Категория: I квалификационная категория
Предмет: «Информатика и ИКТ»
Дата: 09.01.2020 г.
Логические задачи имеют очень широкое распространение, т. к. они развивают умственные способности. Сначала исследователь сталкивается с набором разобщенных данных, по которым невозможно сделать какое – либо заключение. Приходится выдвигать некое предположения. Правильность предположений, выдвинутых в ходе исследований, устанавливается путем сопоставления результатов с исходными данными. Если на этом этапе работы вскрывается несоответствие теоретических выводов фактам, исследователь отвергает предположение, выдвигает другое и начинает рассуждение заново. И так до устранения всех несоответствий.
Существует немало приемов решения текстовых логических задач. Рассмотрим один из них.
Решение текстовых логических задач табличным способом
Решение
Составим таблицу, где заголовки строк – это имена друзей, а заголовки столбцов – фамилии. В ячейке будем ставить знак «плюс», если фамилия и имя из соответствующих строки и столбца принадлежит одному человеку, и знак «минус» в противном случае.
Имя
Фамилия
Алик
Балашов
Володя
Петров
Лунин
Миша
Симонов
Юра
Имя
Фамилия
Балашов
Алик
Володя
Петров
-
Миша
-
-
Лунин
-
-
-
Симонов
Юра
+
+
+
+
-
-
-
-
-
-
Название
Куллинан
Вес, караты
Когда был найден? (год, век)
3106
Эксцельсиор
Звезда Сьерра-Леоне
1905 г.
995
Великий Могол
1893 г.
970
Алмаз Победы
1972 г.
787
XVII век
770
1945 г.
Смысловое чтение
на уроках
«Информатики и ИКТ»
Актуальность
Установленные новыми ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности .
Один из метапредметных результатов сформулирован, как «смысловое чтение».
Что такое смысловое чтение?
Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев).
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)
Что такое смысловое чтение?
Чтение – это многофункциональный процесс.
- С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе.
- С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся.
- И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.
Учеными доказано, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов.
Фактор № 1 — это навык чтения , который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые.
Психологи под чтением понимают - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникационных задач, как:
- понимание;
- поиск конкретной информации;
- самоконтроль;
- комментирование текста и др.
Типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки «смыслового чтения»
Задания «множественного выбора»:
- выбор правильного ответа из предложенных вариантов (пример) ;
- определение вариантов утверждений, соответствующих / не соответствующих содержанию текста / не имеющих отношения к тексту;
- установление истинности / ложности информации по отношению к содержанию текста.
Матвеева Н.В. Информатика. 3 класс. ФГОС. Урок № 4. «Компьютер». Выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
Задания «на соотнесение»:
- нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
- нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем , букв и т. п. (пример) ;
- соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов).
Матвеева Н.В. Информатика. 2 класс. ФГОС. Урок № 5. «Компьютер и его части». Нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем, букв и т. п.
Задания «на дополнение информации»:
- заполнение пропусков в тексте предложениями/ несколькими словами / одним словом (пример) ;
- дополнение (завершение) предложений.
Матвеева Н.В. Информатика. 3 класс. ФГОС. Урок № 2. «Источники и приёмники информации». Заполнение пропусков в тексте предложениями / несколькими словами / одним словом.
Задания «на перенос информации»:
- заполнение таблиц на основе прочитанного (пример) ;
- дополнение таблиц / схем на основе прочитанного (пример) .
Матвеева Н.В. Информатика. 3 класс. ФГОС. Урок № 4. «Носители информации». Дополнение таблиц / схем на основе прочитанного.
Развитие «смыслового (продуктивного) чтения» у обучающихся на уроках является одной из самых актуальных задач современной школы.
В любом случае, при использовании различных технологий смыслового чтения обучающие учатся:
- осмысленно извлекать информацию из различных источников
- критически оценивать информацию, различать факт и мнение
- находить необходимую информацию в различных источниках
- анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать информацию и информационный источник
- создавать собственные тексты (сплошные и не сплошные).
СПАСИБО,
ЗА ВНИМАНИЕ!!!