СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика решения текстовых логических задач на уроках "Информатики и ИКТ"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика решения текстовых логических задач на уроках "Информатики и ИКТ"»

Методика решения текстовых логических задач на уроках «Информатики и ИКТ» Автор: Литвинюк Ю.В. Должность: учитель «Информатики и ИКТ» Категория: I квалификационная категория Предмет: «Информатика и ИКТ» Дата: 09.01.2020 г.

Методика решения

текстовых логических задач

на уроках «Информатики и ИКТ»

Автор: Литвинюк Ю.В.

Должность: учитель «Информатики и ИКТ»

Категория: I квалификационная категория

Предмет: «Информатика и ИКТ»

Дата: 09.01.2020 г.

Логические задачи имеют очень широкое распространение, т. к. они развивают умственные способности. Сначала исследователь сталкивается с набором разобщенных данных, по которым невозможно сделать какое – либо заключение. Приходится выдвигать некое предположения. Правильность предположений, выдвинутых в ходе исследований, устанавливается путем сопоставления результатов с исходными данными. Если на этом этапе работы вскрывается несоответствие теоретических выводов фактам, исследователь отвергает предположение, выдвигает другое и начинает рассуждение заново. И так до устранения всех несоответствий. Существует немало приемов решения текстовых логических задач. Рассмотрим один из них.

Логические задачи имеют очень широкое распространение, т. к. они развивают умственные способности. Сначала исследователь сталкивается с набором разобщенных данных, по которым невозможно сделать какое – либо заключение. Приходится выдвигать некое предположения. Правильность предположений, выдвинутых в ходе исследований, устанавливается путем сопоставления результатов с исходными данными. Если на этом этапе работы вскрывается несоответствие теоретических выводов фактам, исследователь отвергает предположение, выдвигает другое и начинает рассуждение заново. И так до устранения всех несоответствий.

Существует немало приемов решения текстовых логических задач. Рассмотрим один из них.

Решение текстовых логических задач табличным способом

Решение текстовых логических задач табличным способом

Решение Составим таблицу, где заголовки строк – это имена друзей, а заголовки столбцов – фамилии. В ячейке будем ставить знак «плюс», если фамилия и имя из соответствующих строки и столбца принадлежит одному человеку, и знак «минус» в противном случае. Имя Фамилия Алик Балашов Володя Петров Лунин Миша Симонов Юра

Решение

Составим таблицу, где заголовки строк – это имена друзей, а заголовки столбцов – фамилии. В ячейке будем ставить знак «плюс», если фамилия и имя из соответствующих строки и столбца принадлежит одному человеку, и знак «минус» в противном случае.

Имя

Фамилия

Алик

Балашов

Володя

Петров

Лунин

Миша

Симонов

Юра

Имя Фамилия Балашов Алик Володя Петров - Миша - - Лунин - - - Симонов Юра + + + + - - - - - -

Имя

Фамилия

Балашов

Алик

Володя

Петров

-

Миша

-

-

Лунин

-

-

-

Симонов

Юра

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

Название Куллинан Вес, караты Когда был найден? (год, век) 3106 Эксцельсиор Звезда Сьерра-Леоне 1905 г. 995 Великий Могол 1893 г. 970 Алмаз Победы 1972 г. 787 XVII век 770 1945 г.

Название

Куллинан

Вес, караты

Когда был найден? (год, век)

3106

Эксцельсиор

Звезда Сьерра-Леоне

1905 г.

995

Великий Могол

1893 г.

970

Алмаз Победы

1972 г.

787

XVII век

770

1945 г.

Смысловое чтение на уроках «Информатики и ИКТ»

Смысловое чтение

на уроках

«Информатики и ИКТ»

 Актуальность Установленные новыми ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности . Один из метапредметных результатов сформулирован, как «смысловое чтение».

Актуальность

Установленные новыми ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности .

Один из метапредметных результатов сформулирован, как «смысловое чтение».

 Что такое смысловое чтение? Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев). Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)

Что такое смысловое чтение?

Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев).

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)

 Что такое смысловое чтение?  Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Что такое смысловое чтение?

Чтение – это многофункциональный процесс.

  • С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе.
  • С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся.
  • И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.
Учеными доказано, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1  —  это навык чтения , который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые.  Психологи под чтением понимают  - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникационных задач, как: понимание; поиск конкретной информации; самоконтроль; комментирование текста и др.

Учеными доказано, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов.

Фактор № 1  —  это навык чтения , который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. 

Психологи под чтением понимают  - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникационных задач, как:

  • понимание;
  • поиск конкретной информации;
  • самоконтроль;
  • комментирование текста и др.
Типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки  «смыслового чтения»

Типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки «смыслового чтения»

Задания «множественного выбора»: выбор правильного ответа из предложенных вариантов (пример) ; определение вариантов утверждений, соответствующих / не соответствующих содержанию текста / не имеющих отношения к тексту; установление истинности / ложности информации по отношению к содержанию текста.

Задания «множественного выбора»:

  • выбор правильного ответа из предложенных вариантов (пример) ;
  • определение вариантов утверждений, соответствующих / не соответствующих содержанию текста / не имеющих отношения к тексту;
  • установление истинности / ложности информации по отношению к содержанию текста.
Матвеева Н.В.  Информатика.  3 класс. ФГОС.  Урок № 4. «Компьютер».    Выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

Матвеева Н.В. Информатика. 3 класс. ФГОС. Урок № 4. «Компьютер». Выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

Задания «на соотнесение»: нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами); нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем , букв и т. п. (пример) ; соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов).

Задания «на соотнесение»:

  • нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
  • нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем , букв и т. п. (пример) ;
  • соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов).
Матвеева Н.В. Информатика. 2 класс. ФГОС.  Урок № 5. «Компьютер и его части».    Нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем, букв и т. п.

Матвеева Н.В. Информатика. 2 класс. ФГОС. Урок № 5. «Компьютер и его части». Нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем, букв и т. п.

Задания «на дополнение информации»: заполнение пропусков в тексте предложениями/ несколькими словами / одним словом (пример) ; дополнение (завершение) предложений.

Задания «на дополнение информации»:

  • заполнение пропусков в тексте предложениями/ несколькими словами / одним словом (пример) ;
  • дополнение (завершение) предложений.
Матвеева Н.В. Информатика. 3 класс. ФГОС.  Урок № 2. «Источники и приёмники информации».   Заполнение пропусков в тексте предложениями / несколькими словами / одним словом.

Матвеева Н.В. Информатика. 3 класс. ФГОС. Урок № 2. «Источники и приёмники информации». Заполнение пропусков в тексте предложениями / несколькими словами / одним словом.

Задания «на перенос информации»: заполнение таблиц на основе прочитанного (пример) ; дополнение таблиц / схем на основе прочитанного (пример) .

Задания «на перенос информации»:

  • заполнение таблиц на основе прочитанного (пример) ;
  • дополнение таблиц / схем на основе прочитанного (пример) .
Матвеева Н.В.  Информатика.  3 класс. ФГОС.  Урок № 4. «Носители информации».   Дополнение таблиц / схем на основе прочитанного.

Матвеева Н.В. Информатика. 3 класс. ФГОС. Урок № 4. «Носители информации». Дополнение таблиц / схем на основе прочитанного.

Развитие «смыслового (продуктивного) чтения» у обучающихся на уроках является одной из самых актуальных задач современной школы. В любом случае, при использовании различных технологий смыслового чтения обучающие учатся: осмысленно извлекать информацию из различных источников критически оценивать информацию, различать факт и мнение находить необходимую информацию в различных источниках анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать информацию и информационный источник создавать собственные тексты (сплошные и не сплошные).

Развитие «смыслового (продуктивного) чтения» у обучающихся на уроках является одной из самых актуальных задач современной школы.

В любом случае, при использовании различных технологий смыслового чтения обучающие учатся:

  • осмысленно извлекать информацию из различных источников
  • критически оценивать информацию, различать факт и мнение
  • находить необходимую информацию в различных источниках
  • анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать информацию и информационный источник
  • создавать собственные тексты (сплошные и не сплошные).
СПАСИБО, ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО,

ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!