Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Управление образования и молодежи администрации
Красноперекопского района
Методика решения задачи №23 из ОГЭ
Выполнила: Дорошенко
Татьяна Алексеевна
учитель математики
МБОУ Красноармейский УВК
Красноперекопский район-2020
Задания №23 ОГЭ по математике представляют собой задания, содержащие параметр. Задачи с параметром - одна из самых интересных и многогранных тем в математике.
Основное проверяемое требование к заданию № 23
Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели.
Разделы элементов содержания
2. Алгебраические выражения; 3.Уравнения и неравенства; 4.Числовые последовательности; 5. Функции и графики; 6. Координаты на прямой и плоскости
Разделы элементов требований
4. Уметь строить и читать графики функций; 2. Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений
Основным условием получения положительной оценки решение этого задания является верное построение графика. Верное построение графика включает в себя следующее: правильно подобранный и отображенный на рисунке масштаб, содержательную таблицу значений или объяснение построения, выколотую точку (точки), обозначенную в соответствии с ее координатами.
Виды заданий №23
Требуется построить график и затем найти значение параметра
Требуется найти значение параметра и затем построить график
Построить график дробно-рациональной функции
Построить график кусочно-заданной функции
Построить график функции, содержащей модуль
Разберем некоторые из них
Параболы
Постройте график функции , и определите, при каких значениях параметра с прямая у = с имеет с графиком ровно одну общую точку.
Алгоритм решения задания:
Выполнить преобразование формулы, которой задана функция: разложить числитель дроби на множители.
Записать ОДЗ и сократить полученную дробь.
Построить график квадратичной функции и на нем выколоть точки, не принадлежащие ОДЗ.
Построить прямую у = с, параллельную оси абсцисс, так, чтобы она имела с графиком квадратичной функции одну общую точку.
По графикам построенных функций сделать вывод о том, что прямая имеет с графиком одну общую точку тогда, когда проходит через вершину параболы или когда пересекает параболу в двух точках, одна из которых выколотая.
В ответ записать ординаты таких точек.
Г иперболы
Постройте график функции и определите, при каких значениях прямая имеет с графиком ровно одну общую точку.
Кусочно-непрерывные функции
Постройте график функции и определите, при каких значениях параметра прямая имеет с графиком ровно одну общую точку.
рпмол
Функции с модулем (Кусочно-непрерывные функции)
Постройте график функции и определите, при каких значениях прямая имеет с графиком ровно три общие точки.
Заключение
Определены сложности, возникающие при решении этих задач. Причем самым трудным в их решении является выбор способа решения и отслеживание возникающих ветвлений
При решении многих задач с параметрами удобно воспользоваться графическим способом.
Знания, полученные в процессе работы, помогут нам при сдаче ОГЭ.
Работая над этой темой, мы поняли, что, действительно, задания, содержащие параметр, требуют не только больших умственных усилий, но и терпения и трудолюбия.