СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика вокальной работы для детей с ОВЗ на примере вокального ансамбля «Дети солнца».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлена методика работы с вокальным ансамблем "Дети солнца", все участники дети с ОВЗ. Наши занятия проходят с музыкальным сопровождением, в работе представлены варианты упражнений с музыкальными примерами. Наш репертуар и методика работы с ним.

Просмотр содержимого документа
«Методика вокальной работы для детей с ОВЗ на примере вокального ансамбля «Дети солнца».»

Кемерово 2024


Методика вокальной работы для детей с ОВЗ на примере вокального ансамбля «Дети солнца».







Дымшиц Е. А.

Оглавление

  1. Значение музыки в развитии ребенка с ОВЗ…………………………… 2

  2. Специфика вокальной и работы с детьми с ОВЗ на примере вокального ансамбля «Дети солнца»………………………………………...………. 4

    1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика под музыку………...6

    2. Звукоподражание и артикуляционная гимнастика …………………7

  3. Подбор и работа с репертуаром…………………………………………. 8

  4. Список литературы 13












  1. Значение музыки в развитии ребенка с ОВЗ

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам, касающихся социальной адаптации, интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является занятие любимым видом искусства, в котором ребенок может почувствовать себя личностью и почувствовать свою значимость.

Искусство выступает как средство для интеграции, адаптации и социализации личности, так как способствует гармонизации эмоциональных состояний, позволяет раскрыть творческий потенциал. Музыка управляет эмоциями, разумом, настроением, здоровьем.

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека»,- так писал выдающийся педагог В.А.Сухомлинский.

Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, природе, быте и традициях. Расширяет кругозор, активизирует мышление, способствует развитию внимания, памяти т.е. несёт в себе большие коррекционно-воспитательные возможности.

Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств учащихся с ОВЗ, а также музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние.

На музыкальных занятиях открывается весь многообразный мир видов музыкальной деятельности, где и осуществляется процесс социализации:


  • - Слушание музыки (осознанное её восприятие);

  • - Музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование;

  • - Пение (хоровое, ансамблевое, сольное);

  • - Импровизация (речевая, вокальная, ритмическая);

  • - Инсценирование песен;


Все эти виды музыкальной деятельности используются как эффективные приемы, помогающие детям лучше понять и почувствовать музыку.

В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка, что в дальнейшем способствует успешной социализации детей. Развивается привычка к длительному сосредоточению внимания.

Движения под музыку на занятиях представляют собой органичное, естественное объединение интеллектуальных, эмоциональных и физических усилий. Ритмические упражнения и танцевальные движения, выполняемые под музыку, оказывают облагораживающее, положительное воздействие на личность ребенка с ОВЗ в целом. На музыкальных занятиях с помощью коррекционных упражнений под музыку развивается моторная функция, координация движений, формируется правильная осанка, походка, ориентирование в пространстве, которые позволяют формированию и развитию навыков взаимодействия детей в коллективе. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки.

В целом музыкальная деятельность располагает возможностями для созидания, самовыражения, самореализации, совершенствования личности. Она способна вызвать в ребенке переживания, фантазию, создавать что-то новое, творить.

Очень важно дать возможность детям с ОВЗ проявить себя. Поэтому учащиеся принимают активное участие в различных концертах.

Таким образом, социализация средствами музыкального воспитания является действенным инструментом в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья, которое эмоционально, эстетически и морально окрашивает всю духовную жизнь детей.



2. Специфика вокальной и работы с детьми с ОВЗ на примере вокального ансамбля «Дети солнца»



Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения. Но правильно выстроенное занятие не даст ребенку устать. Это подразумевает постоянную смену деятельности и учитывание физических, психических и эмоциональных возможностей каждого ребенка.

В коллективе «Дети солнца» 10 участников с разными видами физических и психических расстройств: 3 детей с ДЦП разного уровня сложности, 2 с ЗПР, 5 детей с РАС.

Внимание детей очень рассеяно, и когда я начинала с ними свою работу, было очень сложно собрать внимание всех и сразу. Я долгое время работала с обычными детьми в музыкальной школе, занятие всегда начинали с разминки с частичным использованием методики Ф. Емельяненко, дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. Пытаясь воспроизвести такие занятия натолкнулась на рассинхронизацию – каждый ребенок делал в своем ритме. Проблема была решена очень просто, я подобрала музыку – от классических произведений до современных песен, подходящую по темпо-ритму упражнения. Это решило сразу несколько задач:

  • Все упражнения стали выполнятся синхронно

  • Слушание музыки

  • Повышение интереса к упражнению

  • Развитие музыкальной и физической памяти

И так, наши занятия состояли из 3 блоков:

  1. Дыхательная и артикуляционная гимнастка под музыку.

  2. Вокальные попевки

  3. Разучивание и исполнение песен.



2.1 Дыхательная и артикуляционная гимнастика под музыку.

Начиная работу с дыханием, обязательно нужно напомнить о правильной постановке рук, ног, корпуса и головы, упражнения могут выполнят как стоя, так и сидя. Педагогу необходимо постоянно следить за самочувствием детей так как дыхательная гимнастика связана с активной работой дыхательной системы, мышц живота, увеличивается нагрузка на сердце.

Упражнение 1. «The Way We Were» Paul Mauriat and His Orchestra

Дети слушают вступление 4 такта. Далее медленный вдох через нос и медленный выдох через рот, следим чтобы плечи не поднимались, руки можно поставить на пояс. С началом новых фраз можно добавлять разнообразные движения руками, покачивания и т.д

Упражнение 2. Symphony No. 40 In G Minor K550: 1. Molto Allegro

Paul Mauriat and His Orchestra, Вольфганг Амадей Моцарт

Мяч. Короткие вдохи – руками пытаемся сдавить мяч и произносим звук «ш», на длинную фразу долгий выдох с шипением и соединением рук. Повтор 2 раза, затем «отдых» - медленный вдох-выдох.

Упражнение 3. «Love Story» Paul Mauriat and His Orchestra

Медленный вдох с поворотом головы в право/лево, выдох – прямо.

С вдохом аккуратно поднимаем голову вверх, с выдохом опускаем в низ.

Цветок – на медленном вдохе поднимаем руки вверх, держим над головой не выдыхая, с медленным выдохом отпускаем руки в низ.

Упражнение 4. «Lack of Caution» Gabriel Saban

Выгоняем кошку чередование слова «кыш» с шипением кошки на звук «ш». В конце произведения ускорение произносится только слово «кыш»

Упражнение 5. Game of Thrones (Main Theme) Boyce Avenue

Обнимашки – медленный вдох – разводим руки в стороны, резкий выдох – «обнимаем» себя. Можно поменять очередность: вдох – обнимаем, выдох – раскрываемся.

Последовательность выполнения, упражнения и музыка могут быть полностью на ваше усмотрение. Главное сохранить структуру, медленно-быстро-медленно. Музыка должна быть ритмичной и звучать фоном.





2.2 Звукоподражание и артикуляционная гимнастика

Вы можете с детьми придумать\рассказать сказку с звукоподражанием.

«Одним солнечным летним днем лошадка Скок решила пойти на прогулку в лес (щелкаем языком). Перед лесом была большая поляна с красивыми, яркими цветами (вдыхаем аромат), вокруг цветов летали пчелы (изображаем жужжание), Скок очень понравилась эта полянка, но продолжила свой путь (щелкаем языком)…». История может быть разной, дети могут сами придумывать разные звуки.

И выполнить артикуляционные движения под музыку – у нас это «Carol of the Bells» Peter Buka.:

  • Губы на раз вытягиваем в трубочку, на два делаем улыбку.

  • Губами рисуем круг в право\лево

  • Языком «протыкаем» щеки

  • Языком «облизываем» зубы

  • «Пожевали» язык.

  • Языком красим забор

  • Языком как кошечки- пьем молоко

  • Щелкаем языком

  • Щелкаем языком добавив работу губами из первого упражнения.







3. Подбор и работа с репертуаром.

При подборе репертуара для детей с ОВЗ следует опираться на физические, психические, речевые, вокальные возможности вашего коллектива. Песня должна быть актуальной и интересной с разными уровнями сложности. А также выполнять следующие задачи:

  • развития слухового внимания,

  • развитие мелкой моторики,

  • развитие тембрового слуха,

  • развитие чувства ритма,

  • развитие речевого и двигательного подражания,

  • коррекция координации движений,

  • побуждать детей к декламации вместе со взрослыми,

  • развитие навыка совместного пения,

  • правильное дыхание и звукоизвлечение.

Разучивание песни должно проходить в игровой форме, с частой сменой деятельности.

Разучивая текст можно использовать разные варианты его повторения, как пример возьмем первый куплет из песни А. Филипенко, Т. Волкина «Про лягушек и комара»:

Две лягушки вечерком

На лугу сидели,
Две лягушки вечерком
На луну глядели.



  • После исполнения куплета, просим детей, показать, как квакает лягушка, исполняем еще раз куплет и квакаем мелодию второго предложения.

  • Проговариваем слова с изменением уровня громкости pp, p, fp, f, ff.

  • Проговариваем слова и стучим ритм.

  • Пропеваем слова и добавляем движения.



«НА БАБУШКИНОМ ДВОРЕ»

сл. и муз. О. Девочкиной

Гуси кричат:

«Га-га-га!»

Утки кричат:

«Кря-кря-кря!»

Козлик кричит:

«Ме-ме-ме!»

Коровка мычит:

«Му-му-му!»

Киска поет:

«Мяу-мяу-мяу!»

Барашек зовет:

«Бе-бе-бе!»

Цыплята пищат:

«Пи-пи-пи!»

Лошадки кричат:

«И-го-го!»

Курочки кудахчут:

« Куд ах- тах- тах!»

Петушок поет:

«Ку-ка-ре-ку!»

А собачка лает:

«Гав-гав-гав!»

Дом наш охраняет:

«Гав-гав-гав!»

  • дети слушают голос взрослого,

  • интонируют на слог «ля»;

  • дети слушают музыкальный вопрос и пропевают звукоподражания;

  • дети поют всю песню. Придумывают характерные движения.



«ВЕСЕЛЫЙ ПАРОВОЗ»

сл. и муз. Я.Жабко, перевод с белорусского О.Клезович


1. Паровозик вокруг парка:

«Пых-пых-пых». Нам очень жарко.

Он за ветерком бежит,

И грохочет, и кричит.

Припев:

Tax, тах, тах-тах-ту,

Я бегу, бегу, бегу.

Самых лучших пассажиров

По дороге я везу.

2. Остановка — погуляем,

Мы цветочки собираем.

Но зовет нас голосок —

Паровозика гудок.

  • Сидя на стульчиках, выполняют движения согнутыми в локтях руками.

  • Музыкальный руководитель поет низким голосом припев. Дети подпевают: «Ту».

  • Встают, идут спокойным шагом по залу, собирают цветочки.

  • Строятся «паровозиком» и на припев «едут» по залу.

  • Педагог использует для обыгрывания маленький паровозик с игрушками, которые «выполняют» движения по тексту. Беседа о том, как игрушки хорошо себя ведут, и поэтому паровоз спокойно едет.

  • дети слушают и подпевают;

  • дети поют, пропевают все слова песни с помощью взрослого;

  • дети поют песню и выполняют соответствующие тексту движения самостоятельно или с помощью взрослого.



Р.Н.П «Калинка – Малинка», слова из м\ф Буренка Даша

  1. Ой под кусточком

Ой под листочком

Ягодка сладенькая растет

Ай люли-люли

Ай люли-люли

Ягодка сладенькая растет



Припев

Калинка калинка калинка моя

В саду ягода малинка малинка моя

Калинка калинка калинка моя

В саду ягода малинка малинка моя



  1. Ай во лесочке

Ай во садочке

Ягодка полезная растет

Ай люли-люли

Ай люли-люли

Ягодка полезная растет



Припев



  1. Ягодки поспели

Их собрать успели

Мама папа и конечно я

Ай люли-люли

Ай люли-люли

Вся наша дружная семья



Припев



  1. Сладкое варенье

Вкусное варенье

Мамочка на зиму запасет

Ай люли-люли

Ай люли-люли

Мамочка на зиму запасет



Припев



Дети подпевают и выполняют музыкально-ритмические движения:

  • совместно со взрослым:

  • по образцу;

  • самостоятельно.

  • Исполнение под фонограмму «-».







Список литературы.



  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа. – М.: Просвещение, 2003.



  1. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1982.



  1. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии / Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.



  1. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей/Авт.-сост. О.В.Клезович. — Мн.: Аверсэв, 2005.



  1. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. Джульетта Алвин