При необходимости углубленной диагностики по запросу со стороны родителей (законных представителей) исследуемых групп обучающихся, предлагается проведение 2-го этапа исследования социальной адаптации детей, а также их родителей (законных представителей) в рамках мониторинга.
Предлагаемые методики углубленной психологической диагностики исследования детей и подростков с девиантным поведением, детей, находящихся под опекой и попечительством, детей и подростков из семей беженцев и переселенцев, детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (многодетные, малообеспеченные и асоциальные семьи), предназначены для изучения личностных особенностей, в том числе выявления проблемных зон дезадаптации:
-
16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, (модификация Э. Александровской). CPQ рекомендован для психологической диагностики детей 8–12 лет. Факторный личностный опросник Р. Кеттелл (HSPQ) – подростковый вариант (13–17 лет). Данная методика применяется для измерения индивидуальных различий личностных свойств, в том числе самооценки объектов исследования.
-
Тест «Страхи в домиках» (модификация М. Панфиловой). Цель методики: диагностика страхов у детей. Рекомендован для работы с детьми с 3 лет.
-
Личностный опросник Айзенка. Цель методики – определение типа личности в зависимости от выраженности двух независимых факторов – экстраверсии и эмоциональной нестабильности. Рекомендован для диагностики детей с 10 лет.
-
Тест на самоуважение. Методика шкала М. Розенберга – личностный опросник для измерения уровня самоуважения. Рекомендован к применению с 12–14 лет.
-
Тест личностных акцентуаций – Модифицированный патохарактерологический диагностический опросник МПДО (вариант С. Подмазина, на основе типологии А. Личко). Тест предназначен для диагностики типов акцентуации характера и сопряженных с ними личностных особенностей подростков в возрасте 14–17 лет.
-
Тест Сонди. Методика восьми влечений. Метод портретных выборов (МПВ), модификация Собчик. Опросник-судьбоанализ. Предназначен для выявления разных сторон и свойств личности, сложных механизмов поведения человека, выбора в дружбе, профессии. Рекомендован к применению с 10 лет.
-
Методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе (автор Я. Л. Коломенский) Цель методики – выявление социометрического статуса ребенка в коллективе. Рекомендована для работы с детьми начиная с 7 лет.
-
Тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин. Методика ОРО. Представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т. д. к детям. Методика предназначена для родителей детей 3–10 лет.
-
Анализ семейных взаимоотношений (АСВ). Э. Эйдемиллера, В. Юстицкиса. Данная методика помогает диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. Рекомендуется применять для психологической диагностики всех родителей (законных представителей).
-
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) (автор И. Марковская). Цель методики – диагностика детско-родительских отношений и их взаимодействий. Рекомендована для работы с подростками и их родителями.
-
Проективная методика «Рисунок семьи» (автор Г. Хоментаускас). Цель данной методики – выявление особенностей внутрисемейных отношений. Рекомендована для работы, с детьми начиная с 5 лет.
-
Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка (автор Е. Стребелева) – данная методика предназначена для выявления познавательного развития детей дошкольного возраста. Рекомендована для работы с детьми 5–7 лет.
-
Цветной вариант Прогрессивных Матриц Равена. Методика предназначена для изучения невербального интеллекта, логичности образного мышления. Рекомендована для обследования детей от 5 до 9 лет.
-
Тест Равена. Шкала прогрессивных матриц. Методика предназначена для диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления). Рекомендована к применению с 14 лет.
-
Детский вариант методики измерения интеллекта Д. Векслера (модификация Ю. Гильбуха). Данная методика применяется для изучения уровня интеллектуального развития детей и подростков по вербальному и невербальному блоку. Рекомендуемый возраст 5–15 лет.
-
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) (автор Е. Борисова, Н. Логинова). Цель методики: контроль за эффективностью обучения, выявление неблагополучных в плане умственного развития обучающихся, нуждающихся в коррекции умственного развития; определение причин неуспеваемости; сравнение эффективности разных систем и методов преподавания; сравнение эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов; отбор обучающихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и образовательные организации, а также способных обучаться по углубленной индивидуальной программе. Рекомендован для работы с обучающимися 4–6-х классов.
-
Школьный тест умственного развития (ШТУР) (разработан учеными НИИ ОПП РАН). Цель методики: определение умственного развития подростков в соотнесении со школьной программой по математическим, гуманитарным, естественным областям знаний. Предназначен для работы с детьми 13–16 лет.
-
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (модификация Л. Ясюковой). Цель методики: определение структуры интеллекта. Рекомендована к применению с 14 лет.
-
Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ) (автор Е. Борисова, Н. Логинова). Цель методики: определение уровня умственного развития по вербальным и невербальным блокам. Рекомендован для работы с учащимися 8–10 лет.
Все диагностические методики углубленной психологической диагностики исследования обучающихся собраны в диагностические пакеты, исходя из выявленных в ходе 1-го этапа проблемных зон с учетом возрастных особенностей объектов исследования.
-
для детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса предлагается методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка (автор Е. Стребелева), цветной вариант Прогрессивных Матриц Равена;
-
для учащихся 2–4-х классов – детский вариант методики измерения интеллекта Д. Векслера (модификация Ю. Гильбуха), цветной вариант Прогрессивных Матриц Равена, тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ);
-
для обучающихся 5–7-х классов предлагается групповой интеллектуальный тест (ГИТ), тест Равена, Шкала прогрессивных матриц;
-
для обучающихся 8–9-х классов – Школьный тест умственного развития (ШТУР), тест Равена, Шкала прогрессивных матриц;
-
для обучающихся 10–11-х классов – Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (модификация Л. А. Ясюковой).
-
для детей дошкольного возраста и обучающихся начальной школы (1–4-е классы) с целью диагностики страхов у детей рекомендуется тест «Страхи в домиках» (модификация М. Панфиловой).
-
для обучающихся 5–9-х классов с целью измерения индивидуальных различий личностных свойств, в том числе, самооценки объектов исследования, предлагается тест на самоуважение (шкала М. Розенберга), 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла;
-
для определения типа личности в зависимости от выраженности двух независимых факторов – экстраверсии и эмоциональной нестабильности предлагается личностный опросник Айзенка;
-
с целью диагностики типов акцентуации характера и сопряженных с ними личностных особенностей предлагается тест личностных акцентуаций – Модифицированный патохарактерологический диагностический опросник МПДО (вариант С. Подмазина, на основе типологии А. Личко);
-
для выявления разных сторон и свойств личности, сложных механизмов поведения человека, выбора в дружбе, профессии предлагается тест Сонди (модификация Собчик).
Занимательная теория литературы
Речевые ситуации на уроках немецкого...
Подготовка к ЕГЭ по информатике ч.1....
Русский язык 1 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русской...
Электронная тетрадь по обществознанию 9...
Математика и игры 3–4 классы
Электронная тетрадь по технологии 6...
© 2020, Громак Надежда Ивановна 3251 34
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей