СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методики углубленной психологической диагностики исследования детей и подростков с девиантным поведением

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые методики углубленной психологической диагностики исследования детей и подростков с девиантным поведением, детей, находящихся под опекой и попечительством, детей и подростков из семей беженцев и переселенцев, детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (многодетные, малообеспеченные и асоциальные семьи), предназначены для изучения личностных особенностей, в том числе выявления проблемных зон дезадаптации:

Просмотр содержимого документа
«Методики углубленной психологической диагностики исследования детей и подростков с девиантным поведением»

Методики углубленной психологической диагностики исследования детей и подростков с девиантным поведением


При необходимости углубленной диагностики по запросу со стороны родителей (законных представителей) исследуемых групп обучающихся, предлагается проведение 2-го этапа исследования социальной адаптации детей, а также их родителей (законных представителей) в рамках мониторинга.

Предлагаемые методики углубленной психологической диагностики исследования детей и подростков с девиантным поведением, детей, находящихся под опекой и попечительством, детей и подростков из семей беженцев и переселенцев, детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (многодетные, малообеспеченные и асоциальные семьи), предназначены для изучения личностных особенностей, в том числе выявления проблемных зон дезадаптации:

  1. 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, (модификация Э. Александровской). CPQ рекомендован для психологической диагностики детей 8–12 лет. Факторный личностный опросник Р. Кеттелл (HSPQ) – подростковый вариант (13–17 лет). Данная методика применяется для измерения индивидуальных различий личностных свойств, в том числе самооценки объектов исследования.

  2. Тест «Страхи в домиках» (модификация М. Панфиловой). Цель методики: диагностика страхов у детей. Рекомендован для работы с детьми с 3 лет.

  3. Личностный опросник Айзенка. Цель методики – определение типа личности в зависимости от выраженности двух независимых факторов – экстраверсии и эмоциональной нестабильности. Рекомендован для диагностики детей с 10 лет.

  4. Тест на самоуважение. Методика шкала М. Розенберга – личностный опросник для измерения уровня самоуважения. Рекомендован к применению с 12–14 лет.

  5. Тест личностных акцентуаций – Модифицированный патохарактерологический диагностический опросник МПДО (вариант С. Подмазина, на основе типологии А. Личко). Тест предназначен для диагностики типов акцентуации характера и сопряженных с ними личностных особенностей подростков в возрасте 14–17 лет.

  6. Тест Сонди. Методика восьми влечений. Метод портретных выборов (МПВ), модификация Собчик. Опросник-судьбоанализ. Предназначен для выявления разных сторон и свойств личности, сложных механизмов поведения человека, выбора в дружбе, профессии. Рекомендован к применению с 10 лет.

  7. Методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе (автор Я. Л. Коломенский) Цель методики – выявление социометрического статуса ребенка в коллективе. Рекомендована для работы с детьми начиная с 7 лет.

  8. Тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин. Методика ОРО. Представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т. д. к детям. Методика предназначена для родителей детей 3–10 лет.

  9. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ). Э. Эйдемиллера, В. Юстицкиса. Данная методика помогает диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. Рекомендуется применять для психологической диагностики всех родителей (законных представителей).

  10. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) (автор И. Марковская). Цель методики – диагностика детско-родительских отношений и их взаимодействий. Рекомендована для работы с подростками и их родителями.

  11. Проективная методика «Рисунок семьи» (автор Г. Хоментаускас). Цель данной методики – выявление особенностей внутрисемейных отношений. Рекомендована для работы, с детьми начиная с 5 лет.

  12. Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка (автор Е. Стребелева) – данная методика предназначена для выявления познавательного развития детей дошкольного возраста. Рекомендована для работы с детьми 5–7 лет.

  13. Цветной вариант Прогрессивных Матриц Равена. Методика предназначена для изучения невербального интеллекта, логичности образного мышления. Рекомендована для обследования детей от 5 до 9 лет.

  14. Тест Равена. Шкала прогрессивных матриц. Методика предназначена для диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления). Рекомендована к применению с 14 лет.

  15. Детский вариант методики измерения интеллекта Д. Векслера (модификация Ю. Гильбуха). Данная методика применяется для изучения уровня интеллектуального развития детей и подростков по вербальному и невербальному блоку. Рекомендуемый возраст 5–15 лет.

  16. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) (автор Е. Борисова, Н. Логинова). Цель методики: контроль за эффективностью обучения, выявление неблагополучных в плане умственного развития обучающихся, нуждающихся в коррекции умственного развития; определение причин неуспеваемости; сравнение эффективности разных систем и методов преподавания; сравнение эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов; отбор обучающихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и образовательные организации, а также способных обучаться по углубленной индивидуальной программе. Рекомендован для работы с обучающимися 4–6-х классов.

  17. Школьный тест умственного развития (ШТУР) (разработан учеными НИИ ОПП РАН). Цель методики: определение умственного развития подростков в соотнесении со школьной программой по математическим, гуманитарным, естественным областям знаний. Предназначен для работы с детьми 13–16 лет.

  18. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (модификация Л. Ясюковой). Цель методики: определение структуры интеллекта. Рекомендована к применению с 14 лет.

  19. Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ) (автор Е. Борисова, Н. Логинова). Цель методики: определение уровня умственного развития по вербальным и невербальным блокам. Рекомендован для работы с учащимися 8–10 лет.

Все диагностические методики углубленной психологической диагностики исследования обучающихся собраны в диагностические пакеты, исходя из выявленных в ходе 1-го этапа проблемных зон с учетом возрастных особенностей объектов исследования.

Проблема взаимоотношений в семье

  • для родителей детей с целью диагностики детско-родительских отношений и их взаимодействий предлагаются опросники «Взаимодействие родитель‑ребенок» (ВРР), тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин (Методика ОРО), анализ семейных взаимоотношений (АСВ);

  • для детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса с целью диагностики детско-родительских отношений и их взаимодействия предлагается проективная методика «Рисунок семьи»;

  • Для обучающихся 2–4-х классов с целью диагностики детско-родительских отношений и их взаимодействий предлагается проективная методика «Рисунок семьи», ЦТО (отношение к конкретным членам семьи);

  • для обучающихся 5–7-х классов с целью диагностики детско-родительских отношений предлагается опросник «Взаимодействие родитель‑ребенок» (ВРР), проективная методика «Рисунок семьи»;

  • для обучающихся 8–11-х классов с целью диагностики детско-родительских отношений и их взаимодействия предлагается опросник «Взаимодействие родитель‑ребенок» (ВРР).

Проблемы взаимоотношений со сверстниками

  • для детей дошкольного возраста и обучающихся 1-го класса с целью исследования эмоциональных социологических предпочтений и выявления референтной группы или субъекта предлагается методика выборов (модификация методики выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе Г. А. Урунтаевой);

  • для детей и подростков начальной, средней школы и старшего звена с целью выявления социометрического статуса в коллективе ребенка предлагается методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе (автор Я. Л. Коломенский), тест на самоуважение (шкала М. Розенберга).

Проблемы изучения уровня познавательного развития

  • для детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса предлагается методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка (автор Е. Стребелева), цветной вариант Прогрессивных Матриц Равена;

  • для учащихся 2–4-х классов – детский вариант методики измерения интеллекта Д. Векслера (модификация Ю. Гильбуха), цветной вариант Прогрессивных Матриц Равена, тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ);

  • для обучающихся 5–7-х классов предлагается групповой интеллектуальный тест (ГИТ), тест Равена, Шкала прогрессивных матриц;

  • для обучающихся 8–9-х классов – Школьный тест умственного развития (ШТУР), тест Равена, Шкала прогрессивных матриц;

  • для обучающихся 10–11-х классов – Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (модификация Л. А. Ясюковой).

Эмоционально-личностные проблемы

  • для детей дошкольного возраста и обучающихся начальной школы (1–4-е классы) с целью диагностики страхов у детей рекомендуется тест «Страхи в домиках» (модификация М. Панфиловой).

  • для обучающихся 5–9-х классов с целью измерения индивидуальных различий личностных свойств, в том числе, самооценки объектов исследования, предлагается тест на самоуважение (шкала М. Розенберга), 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла;

  • для определения типа личности в зависимости от выраженности двух независимых факторов – экстраверсии и эмоциональной нестабильности предлагается личностный опросник Айзенка;

  • с целью диагностики типов акцентуации характера и сопряженных с ними личностных особенностей предлагается тест личностных акцентуаций – Модифицированный патохарактерологический диагностический опросник МПДО (вариант С. Подмазина, на основе типологии А. Личко);

  • для выявления разных сторон и свойств личности, сложных механизмов поведения человека, выбора в дружбе, профессии предлагается тест Сонди (модификация Собчик).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!