СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методологические и нормативно-правовые основы ФГОС

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методологические и нормативно-правовые основы ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Методологические и нормативно-правовые основы ФГОС»

Методологические и нормативно-правовые основы ФГОС « *

Методологические и нормативно-правовые основы ФГОС

«

*

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»   Статья 2. п.6. Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки , утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Статья 2. п.6.

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки , утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утвержден приказом  Президента РФ 04 февраля 2010 г. №271)

Национальная

образовательная инициатива

«Наша новая школа»

(утвержден приказом

Президента РФ 04 февраля 2010 г. №271)

Нормативно-правовые документы  федерального уровня «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» (утверждена указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)  «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (утверждена указом Президента РФ 03 апреля 2012 г. № 827)

Нормативно-правовые документы федерального уровня

  • «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» (утверждена указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)

  • «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (утверждена указом Президента РФ 03 апреля 2012 г. № 827)

Нормативно-правовые документы  федерального уровня «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р) Государственная программа «Развитие образования в РФ» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2148) - Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Нормативно-правовые документы федерального уровня

  • «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р)
  • Государственная программа «Развитие образования в РФ» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2148)

- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Нормативно-правовые документы федерального уровня Приказ Минобнауки РФ от 27.03.2006 № 1869 « Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников ОУ » Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников» Приказ № 209 от 24 марта 2010 г. (Зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г. регистрационный N 16999) « О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»

Нормативно-правовые документы федерального уровня

  • Приказ Минобнауки РФ от 27.03.2006 № 1869 « Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников ОУ »
  • Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников»
  • Приказ № 209 от 24 марта 2010 г. (Зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г. регистрационный N 16999) « О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
  • Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»

Нормативно-правовые документы федерального уровня  Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10»  Письмо Минобрнауки РФ от 08.10.2010г. № ИК-1494/19  О введении третьего часа физической культуры

Нормативно-правовые документы федерального уровня

  • Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10»

  • Письмо Минобрнауки РФ от 08.10.2010г. № ИК-1494/19 О введении третьего часа физической культуры

Нормативно-правовые документы федерального уровня Письма Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ от 13.09.2010г. №ЮН-02-09/4912 и Минобрнауки РФ от 07.09.2010г. №ИК-1374/19 « О методических указаниях по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»  Приказ Минобрнауки России от 04.10. 2010 г. № 2010 «Об утверждении федеральных требований к ОУ в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»

Нормативно-правовые документы федерального уровня

  • Письма Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ от 13.09.2010г. №ЮН-02-09/4912 и Минобрнауки РФ от 07.09.2010г. №ИК-1374/19

« О методических указаниях по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»

  • Приказ Минобрнауки России от 04.10. 2010 г. № 2010

«Об утверждении федеральных требований к ОУ в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»

Нормативно-правовые документы федерального уровня Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО» (Письмо Департамента общего образования МОиН РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296) Методические материалы по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования (Письмо МОиН РФ от 09 июня 2012 г. № 03-470)

Нормативно-правовые документы федерального уровня

Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО» (Письмо Департамента общего образования МОиН РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296)

Методические материалы по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования (Письмо МОиН РФ от 09 июня 2012 г. № 03-470)

Разработка и утверждение ФГОС 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009года №15785) с изменениями (Приказы от 26 ноября 2010 г. № 1241 , от 22 сентября 2011 г. № 2357)  2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644)  3. ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 г. (зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480)

Разработка и утверждение ФГОС

1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009года №15785) с изменениями (Приказы от 26 ноября 2010 г. № 1241 , от 22 сентября 2011 г. № 2357)

2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644)

3. ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 г. (зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480)

Переход на новые ФГОС общего образования Обязательное введение Введение по мере готовности школ Последовательно Начальная школа – с 2011 года Основная школа – с 2015 года Старшая школа – с 2020 года  По ступеням образования  Начальная школа – с 2010 года Основная школа – с 2012 года Старшая школа – с 2013 года  Во всех школах Российской Федерации На основании критериев готовности  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р * * * * *

Переход на новые ФГОС общего образования

Обязательное введение

Введение по мере готовности школ

Последовательно

Начальная школа – с 2011 года

Основная школа – с 2015 года

Старшая школа – с 2020 года

По ступеням образования

Начальная школа – с 2010 года

Основная школа – с 2012 года

Старшая школа – с 2013 года

Во всех школах Российской Федерации

На основании критериев готовности

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р

*

*

*

*

*

Поэтапное введение ФГОС в городе Иркутске Пилотные площадки опережающего введения ФГОС ООО Пилотные площадки  опережающего введения ФГОС НОО с 1 сентября 2010 года  Пилотные площадки опережающего введения ФГОС С(П)О О с 1 сентября 2012 г. Региональный и муниципальный уровни: лицей – интернат №1, лицей №3, гимназия №3, гимназия №25, гимназия №44, СОШ №55, №64, №80. Муниципальный уровень: СОШ№1, СОШ№3, СОШ№34, СОШ №40, СОШ №57, гимназия №2 с 1 сентября 2013 года СОШ №5, №23,№31 Региональный и муниципальный уровни: Лицей ИГУ, Лицей № 1, лицей№ 2, ЦО №47, СОШ № 4, СОШ № 11,  СОШ № 14, СОШ № 12, СОШ №30, СОШ №26.  Региональный и муниципальный уровени:  ЦО №47; 5 классов, 165 обучающихся Стажировочная площадка по введению ФГОС НОО регионального уровня Информационно-консультационный центр «Перспективная начальная школа» МАОУ ЦО №47 СОШ №11, 14, 63

Поэтапное введение ФГОС в городе Иркутске

Пилотные площадки

опережающего

введения ФГОС ООО

Пилотные площадки

опережающего

введения ФГОС НОО

с 1 сентября 2010 года

Пилотные площадки

опережающего

введения ФГОС С(П)О О

с 1 сентября 2012 г.

Региональный и муниципальный уровни:

лицей – интернат №1,

лицей №3, гимназия №3, гимназия №25, гимназия №44, СОШ №55, №64, №80.

Муниципальный уровень:

СОШ№1, СОШ№3, СОШ№34, СОШ №40, СОШ №57, гимназия №2

с 1 сентября 2013 года

СОШ №5, №23,№31

Региональный и муниципальный уровни:

Лицей ИГУ,

Лицей № 1,

лицей№ 2,

ЦО №47,

СОШ № 4,

СОШ № 11,

СОШ № 14,

СОШ № 12,

СОШ №30,

СОШ №26.

Региональный и муниципальный уровени:

ЦО №47;

5 классов,

165 обучающихся

Стажировочная площадка по введению

ФГОС НОО регионального уровня

Информационно-консультационный центр

«Перспективная начальная школа»

МАОУ ЦО №47

СОШ №11, 14, 63

Поэтапное введение ФГОС общего образования С 1 сентября 2010 года НОО–  ЦО №47   С 1 сентября 2012 года ООО – 14 ОУ   С 1 сентября 2013 года ООО– 17 ОУ  С 1 сентября 2013 года –все 1, 2 и 3 классы- штатный режим. В «пилотном» режиме введение ФГОС в ООО – 17 ОУ В «пилотном» режиме введение ФГОС в СОО – 10 ОУ 5 классов –  165 обучающихся 5 класс : 51 класс - 1367 пятиклассников 5 класс : 59 классов,  1552 обучающихся; 6 класс : 51 класс - 1367 обучающихся

Поэтапное введение ФГОС общего образования

С 1 сентября 2010 года НОО–

ЦО №47

С 1 сентября 2012 года ООО – 14 ОУ

С 1 сентября 2013 года ООО– 17 ОУ

С 1 сентября 2013 года –все 1, 2 и 3 классы- штатный режим.

В «пилотном» режиме введение ФГОС в ООО – 17 ОУ

В «пилотном» режиме введение ФГОС в СОО – 10 ОУ

5 классов –

165 обучающихся

5 класс : 51 класс -

1367 пятиклассников

5 класс : 59 классов,

1552 обучающихся;

6 класс : 51 класс -

1367 обучающихся

ФГОС – это гарантия качественного образования

ФГОС – это

гарантия качественного образования

ФГОС 2-го поколения – это гарантия качественного образования обновление содержания  образования,  обновление методов обучения и достижения  на основе этого нового качества его результатов *

ФГОС 2-го поколения – это гарантия качественного образования

  • обновление содержания образования,

  • обновление методов обучения

и достижения на основе этого

нового качества его результатов

*

Сравнение стандартов  1-го и 2-го поколения Стандарты 1-го поколения: Стандарты 2-го поколения: ориентированы на установление уровня подготовки выпускников и ориентированы на развитие системы образования и ожидаемые государством, обществом, личностью результаты образования индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника  *

Сравнение стандартов 1-го и 2-го поколения

  • Стандарты 1-го поколения:
  • Стандарты 2-го поколения:

ориентированы на установление уровня подготовки выпускников

и

ориентированы на развитие системы образования

и ожидаемые государством, обществом, личностью результаты образования

индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника

*

Зачем нужны новые Стандарты? Ответ на «вызовы времени»  Поворот к личности учащихся  Развитие личности – смысл и цель современного образования  На смену лозунга «Образование для жизни» пришел лозунг  «Образование на протяжении всей жизни»  *

Зачем нужны новые Стандарты?

Ответ на «вызовы времени»

  • Поворот к личности учащихся

Развитие личности – смысл и цель современного образования

На смену лозунга «Образование для жизни»

пришел лозунг

«Образование на протяжении всей жизни»

*

ФГОС 2-го поколения обеспечивают  переход от «догоняющей» модели образования к «опережающей» модели модернизации образования как основного «локомотива» формирования национальной инновационной системы *

ФГОС 2-го поколения обеспечивают

переход от «догоняющей» модели образования к «опережающей» модели модернизации образования как основного «локомотива» формирования национальной инновационной системы

*

Образовательные результаты ориентированы на познавательные возможности школьников разных возрастных групп  связаны с условиями , в которых осуществляется образовательный процесс  условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования *

Образовательные результаты

  • ориентированы на познавательные возможности школьников разных возрастных групп

  • связаны с условиями , в которых осуществляется образовательный процесс
  • условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования

*

Задаваемый в стандартах уровень образовательных результатов реально зависит от многих факторов:   ограничения требований СанПиНов относительно учебной нагрузки учащихся ресурсные ограничения: материально-технические, учебно-методические, кадровые ресурсы школы *

Задаваемый в стандартах уровень образовательных результатов реально зависит от многих факторов:

  • ограничения требований СанПиНов относительно учебной нагрузки учащихся
  • ресурсные ограничения: материально-технические, учебно-методические, кадровые ресурсы школы

*

Реальный уровень образования каждого отдельного школьника: Базовый уровень + Уровень образования, достигнутый при освоении вариативной части , выбор которой осуществляется им самим (вместе с родителями) в зависимости от индивидуальных познавательных потребностей и способностей. *

Реальный уровень образования каждого отдельного школьника:

Базовый уровень +

Уровень образования, достигнутый при освоении вариативной части ,

выбор которой осуществляется им самим (вместе с родителями) в зависимости от индивидуальных познавательных потребностей и способностей.

*

НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ

НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

НОВЫЕ СРЕДСТВА

ОБУЧЕНИЯ

НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ФГОС

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

НОВЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ

Раньше Сейчас Сущностные характеристики стандартов Развитие: личностное, социальное, познавательное, коммуникативное В стандарте - требования к уровню  подготовки учащихся в контексте предмета

Раньше

Сейчас

Сущностные характеристики стандартов

Развитие:

личностное, социальное, познавательное, коммуникативное

В стандарте - требования к уровню подготовки

учащихся в контексте предмета

Значение линий развития Личностное : саморазвитие, творческий потенциал, социальная и профессиональная мобильность на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»  Социальное : российская и гражданская идентичность, принятие демократических ценностей, толерантность, патриотизм, освоение основных социальных практик

Значение линий развития

Личностное : саморазвитие, творческий потенциал, социальная и профессиональная мобильность на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»

  • Социальное : российская и гражданская идентичность, принятие демократических ценностей, толерантность, патриотизм, освоение основных социальных практик
Значение линий развития Познавательное : формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей интеллектуальной деятельностью, развитие мышления и др.  Коммуникативное : компетентность в общении, умение слушать, вести диалог, участвовать в обсуждении проблем и принятии решений, строить сотрудничество на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации и др.

Значение линий развития

Познавательное : формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей интеллектуальной деятельностью, развитие мышления и др.

  • Коммуникативное : компетентность в общении, умение слушать, вести диалог, участвовать в обсуждении проблем и принятии решений, строить сотрудничество на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации и др.
Требования к структуре основных общеобразовательных программ Данный документ является основой для разработки примерных основных образовательных программ  и образовательных программ учреждений общего образования, регламентирующих содержание и педагогические условия образовательного процесса.  *
  • Требования к структуре основных общеобразовательных программ
  • Данный документ является

основой для разработки

примерных основных образовательных программ

и

образовательных программ учреждений общего образования,

регламентирующих содержание и педагогические условия образовательного процесса.

*

Требования к структуре основных общеобразовательных программ «Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов учащихся , воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы,  обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся »  *
  • Требования к структуре основных общеобразовательных программ

«Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов учащихся , воспитанников и включают в себя

учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся »

*

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ Требования включают результаты: предметные, метапредметные, личностные.  *

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ

  • Требования включают результаты:
  • предметные,
  • метапредметные,
  • личностные.

*

Предметные результаты образовательной деятельности - это усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта,  изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – опыта решения проблем, опыта творческой деятельности. *

Предметные результаты образовательной деятельности -

это усвоение учащимися

конкретных элементов

социального опыта,

изучаемого в рамках отдельного учебного предмета –

опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.

*

Метапредметные результаты образовательной деятельности - это освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности , применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. *

Метапредметные результаты образовательной деятельности -

это освоенные учащимися

на базе одного, нескольких или всех учебных предметов

способы деятельности ,

применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

*

Личностные результаты образовательной деятельности - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому процессу и его результатам. *

Личностные результаты образовательной деятельности -

это сформировавшаяся в образовательном процессе

система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому процессу и его результатам.

*

Базисный образовательный (учебный) план — важнейший нормативный документ Определяет : максимальный объем учебной нагрузки учащихся, состав учебных предметов  Распределяет  учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, выступает как внешний ограничитель при расчете бюджетного финансирования *
  • Базисный образовательный (учебный) план — важнейший нормативный документ

Определяет :

  • максимальный объем учебной нагрузки учащихся,
  • состав учебных предметов

Распределяет

  • учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам,
  • выступает как внешний ограничитель при расчете бюджетного финансирования

*

В структуре БУПа два раздела: инвариантная часть, вариативная часть, *
  • В структуре БУПа

два раздела:

  • инвариантная часть,
  • вариативная часть,

*

Инвариантная часть  обеспечивает приобщение обучающихся к культурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств в соответствии со стандартам *
  • Инвариантная часть

обеспечивает приобщение обучающихся

к культурным и национально-значимым ценностям,

формирует систему предметных навыков и личностных качеств

в соответствии со стандартам

*

Вариативная часть  обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности учащихся.  *
  • Вариативная часть

обеспечивает

региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности учащихся.

*