СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методологические основания сопровождения учащихся в классах интегрированного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методологические основания сопровождения учащихся в классах интегрированного обучения 

Просмотр содержимого документа
«Методологические основания сопровождения учащихся в классах интегрированного обучения»

Методологические основания сопровождения учащихся в классах с интегрированным обучением

Основные задачи сопровождения детей, находящихся в классах интегрированного образования

/. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса

ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения и воспи-

тания. С первых минут нахождения ребенка в школе, собирается и накапли-

вается информация о различных сторонах психической жизни ребенка и ди-

намике его развития, что необходимо для создания условий успешного обу-

чения и личностного роста. Для получения и анализа информации такого ро-

да используются методы педагогической и психологической диагностики.

При этом дефектолог, учитель, психолог имеет четкие представления о том,

что именно они должны знать о ребенке.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности

учащихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики раз-

рабатываются индивидуальные и групповые программы психологического

развития ребенка, определяются условия его успешного обучения. Реализа-

ция данного пункта предполагает, что учебно-воспитательный процесс в

учебном заведении построен по гибким схемам, может изменяться и транс-

формироваться в зависимости от психологических особенностей детей с осо-

бенностями психофизического развития, которые пришли обучаться в данное

заведение. Кроме того, известная гибкость требуется от каждого педагога,

так как его подходы и требования к детям тоже не должны быть застывшими,

не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а

ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и по-

требностями.

3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания

помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Данное направление деятельности ориентировано на тех детей, у которых

выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, соци-

ально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками,

психическом самочувствии и прочее. При взаимодействии с детьми с ОПФР

можно выделить зоны ответственности специалистов. Учителя ориентирова-

ны на образовательный компонент. Дефектологи – на коррекционно-

развивающий. Психолог оказывает помощь при возникновении эмоциональ-

ных проблем у ребенка, при возникновении проблем с детским коллективом.

Принципы психолого-педагогического взаимодействия и сопровождения

классов с интегрированным обучением

1) принцип гуманизма и педагогического оптимизма находит выражение

в требовании «Не навреди!». Исследование должно помочь развитию ребен-

ка, а не тормозить его. Нужно верить в будущее ребенка. Диагноз предпола-

гает не только установление наличного уровня развития, но и выявление его

резервов, не только отрицательных качеств, но и положительных, на которые

можно опереться в дальнейшей работе с ребенком;

2) принцип объективности и научности предполагает, что психическое

развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяс-

нено не по аналогии с психическими особенностями взрослого. Важно по-

нять собственные законы детского и подросткового развития и содержание

психики ребенка и подростка на каждом возрастном этапе;

3) принцип комплексности, системности и систематичности означает, что

изучение детей и подростков проводится последовательно, через определен-

ные промежутки времени. При этом исследуются не отдельные параметры, а

все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать

его ход, ставить педагогические задачи. Важно определить место каждого

качества свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи со всеми ос-

тальными сторонами психического развития. Поскольку ни одно свойство не

возникает изолированно, одно качество всегда влечет за собой другое;

4) принцип детерминизма предполагает, что всякое психическое явление

взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин.

Необходимо понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей. При этом важно помнить, что причины мо-

гут быть скрыты временными и преходящими влияниями. Причины следует

искать в условиях жизни и воспитания ребенка, в предшествующих этапах

его развития;

5) принцип развития психики, сознания в деятельности объясняет, что все

психические особенности ребенка находятся в становлении и ведущим усло-

вием их развития является та или иная деятельность. Деятельность – это не

только условие развития, но и один из путей его изучения;

6) принцип единства сознания и деятельности, автором которого является

С.Л.Рубинштейн, предполагает наличие взаимосвязи и взаимовлияния созна-

ния и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности

оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятель-

ность ребенка;

7) принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие

закономерности психического развития проявляются у каждого человека

своеобразно и неповторимо. В организации психологической и педагогиче-

ской работы с детьми необходимо учитывать их индивидуальные особенно-

сти (в том числе и обусловленные тем или иным видом психического недо-

развития).