Методологические основания сопровождения учащихся в классах с интегрированным обучением
Основные задачи сопровождения детей, находящихся в классах интегрированного образования
/. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса
ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения и воспи-
тания. С первых минут нахождения ребенка в школе, собирается и накапли-
вается информация о различных сторонах психической жизни ребенка и ди-
намике его развития, что необходимо для создания условий успешного обу-
чения и личностного роста. Для получения и анализа информации такого ро-
да используются методы педагогической и психологической диагностики.
При этом дефектолог, учитель, психолог имеет четкие представления о том,
что именно они должны знать о ребенке.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности
учащихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики раз-
рабатываются индивидуальные и групповые программы психологического
развития ребенка, определяются условия его успешного обучения. Реализа-
ция данного пункта предполагает, что учебно-воспитательный процесс в
учебном заведении построен по гибким схемам, может изменяться и транс-
формироваться в зависимости от психологических особенностей детей с осо-
бенностями психофизического развития, которые пришли обучаться в данное
заведение. Кроме того, известная гибкость требуется от каждого педагога,
так как его подходы и требования к детям тоже не должны быть застывшими,
не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а
ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и по-
требностями.
3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания
помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Данное направление деятельности ориентировано на тех детей, у которых
выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, соци-
ально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками,
психическом самочувствии и прочее. При взаимодействии с детьми с ОПФР
можно выделить зоны ответственности специалистов. Учителя ориентирова-
ны на образовательный компонент. Дефектологи – на коррекционно-
развивающий. Психолог оказывает помощь при возникновении эмоциональ-
ных проблем у ребенка, при возникновении проблем с детским коллективом.
Принципы психолого-педагогического взаимодействия и сопровождения
классов с интегрированным обучением
1) принцип гуманизма и педагогического оптимизма находит выражение
в требовании «Не навреди!». Исследование должно помочь развитию ребен-
ка, а не тормозить его. Нужно верить в будущее ребенка. Диагноз предпола-
гает не только установление наличного уровня развития, но и выявление его
резервов, не только отрицательных качеств, но и положительных, на которые
можно опереться в дальнейшей работе с ребенком;
2) принцип объективности и научности предполагает, что психическое
развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяс-
нено не по аналогии с психическими особенностями взрослого. Важно по-
нять собственные законы детского и подросткового развития и содержание
психики ребенка и подростка на каждом возрастном этапе;
3) принцип комплексности, системности и систематичности означает, что
изучение детей и подростков проводится последовательно, через определен-
ные промежутки времени. При этом исследуются не отдельные параметры, а
все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать
его ход, ставить педагогические задачи. Важно определить место каждого
качества свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи со всеми ос-
тальными сторонами психического развития. Поскольку ни одно свойство не
возникает изолированно, одно качество всегда влечет за собой другое;
4) принцип детерминизма предполагает, что всякое психическое явление
взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин.
Необходимо понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей. При этом важно помнить, что причины мо-
гут быть скрыты временными и преходящими влияниями. Причины следует
искать в условиях жизни и воспитания ребенка, в предшествующих этапах
его развития;
5) принцип развития психики, сознания в деятельности объясняет, что все
психические особенности ребенка находятся в становлении и ведущим усло-
вием их развития является та или иная деятельность. Деятельность – это не
только условие развития, но и один из путей его изучения;
6) принцип единства сознания и деятельности, автором которого является
С.Л.Рубинштейн, предполагает наличие взаимосвязи и взаимовлияния созна-
ния и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности
оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятель-
ность ребенка;
7) принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие
закономерности психического развития проявляются у каждого человека
своеобразно и неповторимо. В организации психологической и педагогиче-
ской работы с детьми необходимо учитывать их индивидуальные особенно-
сти (в том числе и обусловленные тем или иным видом психического недо-
развития).