СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методологические подходы к экспериментальной деятельности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 8-х классов содержание урока по предмету "Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Методологические подходы к экспериментальной деятельности»

Тема: Методологические подходы к экспериментальной деятельности

Цель:

Ход урока:

Методологические подходы к экспериментальной деятельности – это те ведущие концепции и теории, которые были взяты за основу исследования (это одна-две-три концепции крупных ученых, которые лежат в основании исследования).

В исследованиях используют следующие классификации подходов:

-системный, комплексный, личностный, деятельностный (личностно-деятельностный подход);

-содержательный и формальный;

-логический и исторический;

--качественный и количественный;

-феноменологический и сущностный;

-единичный и общий.

Системный подход – исследование объектов как систем, ориентация исследователя на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Комплексный подход – исследование совокупности предметов или явлений, составляющих одно целое или целостный подход – несводимость целого к простой сумме частей, целое обусловливается объединением частей в сложные комплексы с взаимовлиянием частей.

Личностный подход – ни одно явление (процесс, состояние или свойство индивида) не может быть правильно понято без учета личностной его обусловленности.

Деятельностный подход – сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство и рассматриваются как продукт развития и результат деятельности.

Личностно-деятельностный подход означает, что учебно-воспитательный процесс должен рассматриваться учетом его личностной обусловленности, с учетом личностных позиций его участников; и воспитателей, учителей, и воспитанников, учащихся; что процессы и преподавания, и учения происходят в деятельности (подразумевается в активной целенаправленной деятельности), и что в результате обучения, воспитания – это знания, умения, мировоззрение, и что развитие личности обучаемых, воспитанников достигаются в результате деятельности.

Содержательный подход – требует обращения к содержанию изучаемых явлений и процессов, выявления совокупности их элементов и взаимодействий между ними, определяющих основной тип, характер этих явлений, процессов; обращения к фактам, данным наблюдений, опыта и выведения из них посредством абстракций, анализа, синтеза теоретических заключений.

Формальный подход – предусматривает извлечение из изучаемых процессов, явлений лишь устойчивых, относительно неизменных моментов, которые рассматриваются как бы в «чистом виде», вне связи со всем процессом, явлением в целом. Формальный (иногда его называют формализованным) подход позволяет вскрывать устойчивые связи между элементами рассматриваемого процесса или явления.

При этом любое применение математического аппарата, математических моделей любых явлений, процессов, применение любых символьных или формульных языков – это реализация формального подхода.

Логический подход предусматривает рассмотрение каждого педагогического явления, процесса в той точке его развития, которой оно достигло к настоящему времени; в этом случае в исследовании доминируют абстрактно-теоретические построения.

Исторический подход предусматривает рассмотрение конкретно-исторического генезиса (происхождения) и развития объекта, исследование и отражение преимущественно генетических отношений развивающегося объекта; в этом случае в исследовании доминируют конкретные исторические факты.

Логико-исторической подход – применяют, когда раскрытие изучаемой проблемы соединяет как исторический подход (историческое развитие психологических явлений, процессов и теорий), так и логический подход (современное состояние явлений, процессов, а также идей и теорий, их взаимосвязи). Причем, в логико-историческом подходе преобладает логический аспект. Возможен еще и историко-логический подход, в котором, в отличие от логико-исторического подхода, преобладать будет исторический аспект.

Качественный подход направлен на выявление совокупности признаков, свойств, особенностей изучаемого явления, процесса, определяющих его своеобразие и принадлежность самому себе, а также принадлежность к классу однотипных с ним явлений, процессов.

Количественный подход направлен на выявление характеристик различных явлений, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых в величинах и числах.

Оценка количественных характеристик предметов, явлений, процессов начинается с выявления в них общих свойств, присущих как однородным так и качественно различным по своей природе явлениям, процессам. Это выявление общих свойств как бы стирает качественные различия последних и приводит к некоторому единству, делающему возможным измерение.

Феноменологический (от слова феномен – явление) подход направлен на описание внешне наблюдаемых, как правило, изменчивых, характеристик того или иного изучаемого явления, процесса. Этот подход также вполне правомерен на определенных этапах психологического исследования, однако многие исследования, которые справедливо обвиняются в описательности, к сожалению, на этом и заканчиваются без попыток выявить причины, внутренние механизмы и движущие силы явлений и процессов.

Сущностный подход направлен на выявление внутренних, глубинных устойчивых сторон, механизмов и движущих сил изучаемых процессов и явлений.

Единичный подход – направлен на изучение отдельных психологических явлений, процессов, общий подход – на поиск их общих связей, закономерностей, типологических черт.

Это важно!

Каждое конкретное исследование характеризуется определенным набором подходов. Причем, нередко разные задачи одного и того же исследования могут решаться разными наборами подходов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!