Методологический инструментарий мониторинга
социализации учащихся в образовательной среде
Социализация личности – это процесс развития и самоизменения личности путем усвоения и воспроизводства ею образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе в результате взаимодействия человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни и социальной средой на всех возрастных этапах.
Адаптация к обучению в образовательной среде представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Результатом может стать адекватный механизм, приводящий к адаптации, обеспечивающей успешность последующей учебной деятельности, и (или) неадекватный механизм приспособления (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптации ребенка.
Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Процесс её развития начинается в раннем возрасте: в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. Именно в этом возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия.
Адаптация к учебному процессу имеет две составляющие: физиологическую и социально-психологическую.
Физиологическая адаптация
Первые 2–3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем. Этим объясняется тот факт, что в сентябре многие дети болеют.
Следующий этап – неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным, варианты реакций на новые условия.
После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Продолжительность всего периода адаптации приблизительно 5–6 недель, а особо сложными являются 1-я и 4-я недели (но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны).
Социально-психологическая адаптация
Возрастные кризисы. В эти периоды происходят существенные изменения в организме ребенка: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к повышенной утомляемости, раздражительности, перепадам настроения, при этом дети начинают болеть, проявляют ранимость. Происходят значительные изменения в характере (дети становятся упрямыми, капризными).
Психологическая готовность к обучению включает:
развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой;
развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми и взрослыми);
саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию, вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения);
интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов);
сформированность «внутренней позиции обучающегося», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей.
Еще один важный аспект социально-психологической адаптации детей – адаптация к детскому коллективу. Чаще трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших дошкольное образовательное учреждение, особенно у единственных детей в семье. У таких детей нет достаточного опыта взаимодействия со сверстниками. Родители таких детей могут столкнуться с нежеланием ребенка учиться, с жалобами на то, что их обижают и т. п.
Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях, способностях, человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.
Составляющие учебной адаптации:
Организационная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе организации жизни: к новым требованиям, правилам, режиму дня, обязанностям, статусу, т. е. критерием адаптации в данном случае выступает готовность первоклассника к принятию новой социальной позиции обучающегося. Мы считаем, что в данном случае в качестве показателей адаптивности могут выступать сформированность позиции ученика и принятие ребенком организационных правил. Первое означает сформированность положительного отношения к учению, познанию как к радости открытия, стремления к социально-нормированным формам поведения, к овладению социально значимыми знаниями и умениями. Это готовность к новым обязанностям, ответственности перед образовательной организацией, учителем, классом.
Учебно-мотивационная адаптация. Начало обучения ребенка позволяет ему занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности. М. В. Матюхина пишет: «Учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается системой мотивов, имеющей сложный и многоуровневый характер. Сформированность этой системы является одним из условий, необходимых для успешной учебной деятельности на протяжении всего учебного периода. А формируется желание учиться главным образом в младшем школьном возрасте, и от того, насколько качественно оно сформировано, во многом зависит успешность всего дальнейшего обучения».
Таким образом, в качестве второго критерия учебной адаптации может выступать мотивация учения. По изменению данного параметра можно судить об уровне образовательной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.
Психологическая адаптация. В исследовании процесса учебной адаптации значимость приобретает анализ эмоциональных проявлений. Это связано с тем, что новые требования изменяют состояние эмоциональной сферы, вызывая неспецифическую, стрессовую реакцию организма, вплоть до возникновения пограничных нервно-психических расстройств. В связи с этим наше внимание должно акцентироваться не только на успеваемости и поведении ребенка, но и на изучении психологического здоровья обучающихся. В данном случае критерием учебной адаптации может выступать эмоциональное состояние ребенка в образовательной организации. Наиболее информативным, прогностически значимым и потому чаще используемым показателем в этом плане является характеристика уровня тревожности, а также эмоциональное состояние ребенка в различных учебных ситуациях.
Социальная адаптация. Одним из основных критериев учебной адаптации являются особенности поведения ребенка в образовательной организации: формирование адекватного поведения, установление контактов с обучающимися и учителем. Знакомясь с новыми формами социального поведения, дети начинают экспериментировать с ними, пытаясь применять их в образовательной организации и в семье. Налаживая отношения со взрослыми и сверстниками (как формальные, так и неформальные), ребенок отбирает те образцы поведения, которые согласуются с имеющимся у него представлением о мире и о себе, пытается приспособить усвоенные правила к конкретной ситуации. В этом проявляется активный характер адаптации, с одной стороны позволяющей раскрыться индивидуальности ребенка, а с другой – определяющей различные отклонения в социальном поведении.
Эффективность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно ребенок воспринимает себя и свои отношения с другими людьми. Таким образом, основным индикатором трудности процесса социальной адаптации являются негативные изменения в поведении ребенка: это могут быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность, или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Иногда возникает чувство страха, нежелание идти в образовательную организацию и т. д. Итак, основными показателями успешной адаптации ребенка являются положительное отношение ребенка к образовательной организации, принятие социальных норм и правил, сформированность мотивации учения, хорошее эмоциональное самочувствие ребенка, формирование адекватного поведения.
Совокупность данных признаков (показателей) характеризует степень адаптированности ребенка в учебной среде, в то время как отклонения в определенной сфере свидетельствуют о нарушениях приспособления и риске дезадаптации.
Решение проблемы учебной социальной адаптации в контексте оптимизации личностного развития предусматривает не только отслеживание динамики приспособления детей к образовательной среде, но и прогнозирование их индивидуального развития. С этой целью необходимо определить комплекс диагностических методик, направленных на изучение выделенных нами ранее показателей социализации детей в образовательном пространстве.
Мониторинг социальной адаптации – это система оперативного слежения за процессом адаптации детей и подростков, представляющая собой постоянно совершенствующийся механизм получения разноуровневой информации для углубленной оценки и прогноза процесса адаптации за различные временные интервалы.
Концепция мониторинга социальной адаптации определяет совокупность основных целей, принципов и задач для всех субъектов информационной инфраструктуры в системе формирования социальной адаптации детей и подростков, использующих и развивающих комплексные компьютерные технологии.
Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательной организацией Программы воспитания и социализации обучающихся:
принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;
принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательной организации на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития: социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;
принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;
принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;
принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.
Образовательная организация должна соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторинга эффективности реализации образовательной организацией