СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методология применения биологической обратной связи в Кабинете БОС коррекции психоэмоционального состояния в ГОБОУ Мончегорская КШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Биологическая обратная связь- это комплекс методов и технологий, базирующихся на принципах обратной связи и направленных на активизацию внутренних резервов организма, развитие самоконтроля и саморегуляции путем формирования на уровне головного мозга программы физиологически адекватного управлениями функциями организма. Метод БОС позволяет учитывать индивидуальные особенности личности обучающихся, воспитанников с интеллектуальной недостаточностью, дозировано подбирать каждому ребенку нагрузку для тренировки и контролировать эффективность ее выполнения в ходе коррекционных мероприятий, а также, используя мультимедийные возможности компьютерной технологии БОС, обеспечить высокую эмоциональную заинтересованность и нестандартность проведения коррекционных сеансов для детей и подростков.

Просмотр содержимого документа
«Методология применения биологической обратной связи в Кабинете БОС коррекции психоэмоционального состояния в ГОБОУ Мончегорская КШ»

Методология применения биологической обратной связи в Кабинете БОС коррекции психоэмоционального состояния в ГОБОУ Мончегорская КШ

Автор: Илаева Марина Юрьевна,

учитель-дефектолог, специалист БОС

ГОБОУ Мончегорская КШ г. Мончегорска

Биологическая обратная связь- это комплекс методов и технологий, базирующихся на принципах обратной связи и направленных на активизацию внутренних резервов организма, развитие самоконтроля и саморегуляции путем формирования на уровне головного мозга программы физиологически адекватного управлениями функциями организма. Метод БОС позволяет учитывать индивидуальные особенности личности обучающихся, воспитанников с интеллектуальной недостаточностью, дозировано подбирать каждому ребенку нагрузку для тренировки и контролировать эффективность ее выполнения в ходе коррекционных мероприятий, а также, используя мультимедийные возможности компьютерной технологии БОС, обеспечить высокую эмоциональную заинтересованность и нестандартность проведения коррекционных сеансов для детей и подростков.

Основные преимущества коррекции психоэмоциональных расстройств по методу БОС:

  • исключение медикаментозной агрессии, особенно для детей;

  • включение механизмов саморегуляции организма на базе скрытых резервов;

  • формирование устойчивых навыков управления организма с целью коррекции их в повседневной жизни самостоятельно.

Проведение сеансов биологической обратной связи в СКОШИ № 4 осуществляется с помощью Кабинета коррекции психоэмоционального состояния производства ЗАО «Биосвязь» (Санкт-Петербург), который предназначен для коррекции невротического и депрессивного состояния, а также для купирования психоэмоциональных расстройств при стрессовых ситуациях и переутомлениях у практически здоровых людей.

В состав кабинета входят следующие приборы биологической обратной связи:

1. «Комплекс аппаратно-программный для коррекции расстройств функциональных систем организма путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи КАПфс-БОС - «БИОСВЯЗЬ» (по ЧСС, ЧД, ЭЭГ, ЭМГ)»;

2. «Преобразователь измерительный биоэлектрических, биомеханических и биотемпературных сигналов организма человека для работы с ПК с целью коррекции и лечения по методу биологической обратной связи «ПБС-БОС»;

3. «Пульсотахометр компьютеризированный с биологической обратной связью Пк-БОС «Тренажер дыхания с БОС», для выработки диафрагмально-релаксационного типа дыхания».

Компьютерный комплекс и программы БОС позволяют использовать несколько видов обратной связи по:

- величине дыхательной аритмии сердца (ДАС-БОС);

- параметрам электроэнцефалограммы (ЭЭГ-БОС);

- параметрам электромиограммы (ЭМГ-БОС).

1.БОС по дыхательной аритмии сердца

В основу методики положен эффект дыхательной аритмии сердца (ДАС), который заключается в колебаниях частоты сердечных сокращений с периодом, равным периоду дыхания. В ходе сеансов биологической обратной связи обучающиеся, воспитанники с интеллектуальной недостаточностью обучаются диафрагмально-релаксационному типу дыхания, что обеспечивает синхронизацию дыхательного и сердечного ритмов, и, как следствие, способствует увеличению ДАС, снижению частоты сердечных сокращений и частоты дыхания. Детям понравилась данная методика, очень часто дети приходят просто «подышать, успокоиться».

2.БОС по параметрам электроэнцефалограммы

Использование метода ЭЭГ-БОС позволяет получить выраженный коррекционный эффект при нарушениях психо-эмоциональной сферы у обучающихся, воспитанников с умственной недостаточностью. Произвольной регуляции поддаются практически все ритмы ЭЭГ, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Сеанс психоэмоциональной коррекции проводится с акустической обратной связью по параметрам ЭЭГ, регистрируемой в биполярном отведении лоб-затылок. Обучающимся, воспитанникам предлагается поддерживать звучание музыки, при этом мелодия звучит непрерывно, если ребенку удается вызвать у себя положительные эмоции и удерживать такое состояние, при котором в соотношении ритмов ЭЭГ выполняются заранее заданные условия. Положительные сдвиги параметров ЭЭГ возникают через 3-4 сеанса, а устойчивая положительная динамика наступает через 8-12 сеансов.

3.БОС по параметрам электромиограммы

ЭМГ-БОС тренинг используется для распознавания и коррекции избыточного мышечного напряжения, и является одним из методов релаксации.

Известно, что эмоциональному напряжению сопутствует мышечное напряжение. Доставерно установлено, что в состоянии нервно-мышечной релаксации наступает снижение артериального давления, замедление пульса (в среднем, на 4-6 ударов в минуту), дыхание становится более медленным и поверхностным.

Сеанс психоэмоциональной коррекции проводится с визуальной обратной связью по показателям мощности электрической активности мышц. Эффективность применения данной методики проявляется в нормализации сна, снижении уровня тревожности, более адекватной оценке своего поведения у обучающихся, воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.

В заключение можно добавить, что основной идеей Биологической Обратной Связи является предоставление индивиду информации о том, что происходит у него внутри. Обратная связь выступает в качестве позитивной или негативной информации о поведении субъекта.

Возможность качественно и количественно учесть изменения физиологических функций и, следовательно, качественно оценить собственную деятельность, направленную на изменение этих функций, делает БОС уникальным методом саморегуляции.


Используемая литература:

1.Вартанова Т.С.,Сметанкин А.А.Очерк истории развития биологической обратной связи как метода медицинской реабилитации// Биол. обр. связь.-2001.-№1;

2.Быков А.Т.,Питерская Я.А. Методы биологической обратной связи в коррекции психофизической дезадаптации в условиях санатория// Сочи,2003;

3.Аверьянов Г.Г.,Курпатов А.В. Лечение тревожно-фобических расстройств невротического уровня с использованием метода биологической обратной связи//Санкт-Петербург,2002;

4.Исаев Г.Г. Физиология дыхания// Санкт-Петербург: Наука,1994;