Министерство образования и науки Донецкой народной республики
ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ ГОРНЫЙ ТЕХНИКУМ им. Е.Т.АБАКУМОВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Суть и основные положения аксонометрического проецирования. Виды аксонометрических проекций, прямоугольная изометрия и диметрия. Фронтальная диметрия. Аксонометрические оси. Коэффициенты искажения.
Дисциплина Инженерная графика
Специальность: 21.02.17 Подземная разработка
месторождений полезных ископаемых

2018
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Инженерная графика» на тему: «Суть и основные положения аксонометрического проецирования. Виды аксонометрических проекций, прямоугольная изометрия и диметрия. Фронтальная диметрия. Аксонометрические оси. Коэффициенты искажения» для студентов специальности 21.02.17 «Подземная разработкаместорождений полезных ископаемых».
Разработала Узун Лидия Григорьевна - преподаватель инженерной графики, специалист высшей категории ГПОУ «Донецкий горный техникум им. Е.Т.Абакумова
Рецензенты:
Борисова Юлия Игнатьевна, председатель цикловой комиссии общетехнических дисциплин, преподаватель инженерной графики, специалист высшей категории ГПОУ «Донецкий горный техникум им. Е.Т. Абакумова.
Селивра Елена Ивановна, специалист высшей квалификационной категории, преподаватель дисциплин профессионального учебного цикла
ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум»
Изложена методика проведения современного практического занятия с использованием мультимедийной презентации.
Для преподавателей инженерной графики среднего профессионального образования.
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании цикловой комиссии общетехнических дисциплин Протокол № 3 от 12.11.1918г. Председатель цикловой комиссии общетехнических дисциплин ___________ Ю.И.Борисова | |
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
План занятия 5
Ход занятия 6
Организационный момент 6
Ознакомление с темой и целью занятия 6
Мотивация обучения 6
Актуализация опорных знаний 7
Запись плана лекции 7
Изложение и изучение нового материала 7
Закрепление знаний студентов 15
Релаксация 15
Рефлексия 16
Итог занятия 16
Домашнее задание 16 Литература 17
ПРЕДИСЛОВИЕ
На современном этапе развития нашего общества как никогда выросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих лицах.
Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать технику.
Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов в системе среднего специального образования, а в частности преподавание дисциплины «Инженерная графика».
Использование информационных технологий при организации учебного процесса является приоритетным направлением совершенствования традиционных методов обучения при графической подготовке студентов технических специальностей. В таких технологиях возможно использование сочетания звука, изображения, геометрического моделирования; работа в интерактивном режиме, различные манипуляции с графикой и текстом, сочетание иллюстраций и графических способов изображения.
Использование презентации на уроке позволяет педагогу дать обучающимся более яркое представление об услышанном на уроке и в более короткий срок изложить материал. Студенты с удовольствием погружаются в материал урока. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет рассмотрения слайдов презентации, в которых применяется настройка анимации. Строчки или рисунки появляются на слайде постепенно и разнообразно. Такой слайд приковывает внимание, обучающийся следит за тем, что происходит на экране. Такую презентацию сопровождают устным объяснением изучаемого материала. Постепенный вывод информации на слайд обеспечивает изучение материала более плодотворно.
Цель презентации - привлечь внимание студентов к изучению нового материала, удержать интерес к изучению дисциплины на длительное время.
\
П Л А Н З А Н Я Т И Я № 15
12.12.18 г.
Тема программы: «Аксонометрические проекции».
Тема занятия: «Суть и основные положения аксонометрического проецирования. Виды аксонометрических проекций, прямоугольная изометрия и диметрия. Фронтальная диметрия. Аксонометрические оси. Коэффициенты искажения».
Цель занятия:
Дидактическая: сформировать знания об аксонометрических проекциях, отработать навыки построения геометрических тел в изометрии и диметрии, определить значимость аксонометрии в дисциплине и специальности.
Воспитательная: воспитывать у студентов интерес к творческой инженерной деятельности, приучать к аккуратности, старательности, усидчивости.
Развивающая: развивать творческие способности, навыки пространственного мышления, формировать геометрические представления.
Методическая: совершенствовать методику проведения современного практического занятия с использованием презентации.
Вид занятия: практическое
Тип занятия: Урок изучения нового
Формы и методы проведения занятия: демонстрационная лекция, интерактивная мультимедийная презентация, фронтальный опрос, выполнение упражнений, тестовый опрос.
Межпредметные связи:
Обеспечивающая дисциплина: геометрия
Обеспечиваемые дисциплины: расчёт деталей и узлов, горные машины и комплексы, курсовые и дипломные работы.
Методическое обеспечение:
Рабочая программа
Календарно-тематический план
Методическая разработка занятия.
План проведения занятия.
Раздаточный дидактичный материал.
Презентация.
Опорный конспект
Билеты опроса
Литература
Базовая: 1 Боголюбов С.К., Воинов А.В. Черчение. - М.: Машиностроение, 1991 - с 51 - 52
Вспомогательная: 1Хаскин А.М. Черчение. - К: Высшая школа, 1979 - с. 69 – 73.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент 2 мин.
Перекличка студентов.
Подготовка студентов к занятию:
2. Ознакомление студентов с темой и целью занятия 2 мин.
3. Мотивация обучения.
Изучение этой темы способствует развитию пространственного мышления - умение человека мысленно представить форму, размеры, пропорции, положение в пространстве и другие свойства разных предметов без которых невозможна творческая инженерная деятельность. Развивает логическое мышление, способствует решению инженерных задач.
4. Актуализация опорных знаний 5 мин.
4.1Фронтальный опрос проводится по слайдам, которые высвечиваются в ходе опроса.
Какие вы знаете способы задания плоскости на комплексном чертеже?
Какие плоскости называются плоскостями уровня?
Укажите свойства этих плоскостей.
Какие плоскости называются проектирующими? Назовите их свойства.
Запись плана лекции 5мин.
История возникновения аксонометрического изображения .
Виды аксонометрии.
Положение осей.
Коэффициенты искажения.
Связь аксонометрических проекций с комплексным чертежом.
Свойства аксонометрических проекций.
Построение в аксонометрии плоских геометрических фигур.
6. Изложение и изучение нового материала 40 мин.
Преподавание программного материала проводится с помощью мультимедийной презентации и демонстрируется на экране проектора.
История возникновения аксонометрического изображения
Как возникло аксонометрическое изображение?
Английский ученый, профессор Кембриджского университета Виллиам Ферч, стремясь изготовить изображение предметов, отличающихся наглядностью, разработал в 1820 году особый метод проектирования геометрических тел на одну удачно выбранную плоскость проекций, называемую в этом случае также картинной плоскостью.
На русском языке сведения о прямоугольной изометрической проекции были впервые изложены в статье профессора Петербургского института инженеров путей сообщения А.Х. Редера (1809-1872г.г.) в 1855 г.. Более углубленное изложение вопроса об изометрической проекции дал Н.И.Макаров, а затем В.И.Курдюмов, который посвятил аксонометрическим проекциям ряд работ. В.И.Курдюмов предложил применять специальную бумагу с нанесенной на ней сеткой прямых линий, соответствующих направлениям осей в изометрической проекции. Мнение о такой бумаге для выполнения на ней эскизов в изометрической проекции, подсказала В.И. Курдюмову его практическая инженерная работа в 1880-1884р. на Кавказе.
Виды аксонометрии.
В технике для наглядного изображения изделий или их составных частей применяют аксонометрические проекции этих предметов. Встречаются типы деталей, форма которых на комплексном чертеже представить трудно. В этих случаях следует применять аксонометрические проекции, которые отличаются наглядностью.
Слово «аксонометрия» означает «измерения по осям».
ГОСТ 2.317-69 устанавливает 5 видов аксонометрических проекций, применяемых на чертежах всех отраслей промышленности и строительства.
Мы с вами изучим 3 основных вида.
На экране постепенно высвечиваются наименования изучаемых видов аксонометрии .

Положение осей. Коэффициенты искажения.
Для ускорения построения аксонометрических осей в конспекте, на экране высвечиваются примеры последовательного построения их на бумаге в клетку, а также при помощи треугольника .




Связь аксонометрических проекций с комплексным чертежом.
На этих же слайдах показаны правила выполнения аксонометрического изображения по комплексному чертежу с использованием коэффициентов искажения. Все построения выполняются с использованием анимации.
Далее высвечивается слайд для сравнения аксонометрических изображений.
Свойства аксонометрических проекций
При построении аксонометрических изображений следует иметь в виду основные свойства проекций:

.
Высвеченные свойства на экране предлагаются студентам законспектировать.
Построение в аксонометрии плоских геометрических фигур.
Для лучшего восприятия построения аксонометрии плоских геометрических фигур, высвечиваются слайды с эффектом анимации, на которых показано последовательное построение прямоугольника в диметрии, правильного шестиугольника и окружности в изометрии.



7. Рефлексия 5 мин
Студенты по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного перечня на экране:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я знаю…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Мне захотелось…
8. Закрепление знаний студентов 20мин.
8.1 Закрепление знаний ведётся в процессе объяснения материала и выполнения упражнения.
Чтобы сократить время на выполнение упражнения, студентам выдаётся разработанный конспект для аксонометрических построений. И для облегчения построений предлагается воспользоваться опорным конспектом.


8.2 Тестовый опрос проводится, используя презентацию, где на экране последовательно высвечиваются вопросы и после ответов студентов подчёркивается правильный ответ.

9. Итог занятия 3мин.
11. Домашнее задание 3мин.
1. Подготовить формат для выполнения упражнения «Аксонометрия плоских геометрических фигур».
ЛИТЕРАТУРА
1. Боголюбов С.К., Воинов А.В. Черчение. – М.: Машиностроение, 1991
2. Ботвинников А.Д. Черчение. – М.: Просвещение, 1988.
3. Хаскин А.М. Черчение. – К: Вища школа, 1979
4. Розов С.В. Курс черчения с элементами автоматизированного контроля. – М.: Машиностроение, 1980.
Информационные ресурсы:
http://nacherchy.ru/postroenie_proektsiy_geometricheskich_tel.html Техническое черчение
http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000043/st021.shtml Проекции геометрических тел [1988 Вышнепольский И.С. -...
pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z00...
http://photg.ru/izometr/akson13.html формы геометрических тел