СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы активизации учебной деятельности на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к уроку и к музыке вообще. Учитель должен создать атмосферу доверия, доброжелательности - беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают на уроках тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения с учителем.

Как лишить скуки на уроке себя и своих учеников? Как заразить их собственным творчеством? Все дело в атмосфере урока. Не в моих навыках - в вокальных, пианистических, дирижерских, а в умении ладить с ребятами, уважать в них творческую личность, помочь раскрыть себя, даже в умении слушать их, улыбаться им и прощаться с ними в конце урока или учебного года.

Методы активизации:

• Пение.

• Импровизация.

• Голосовые игры, речевые упражнения.

• Словесное высказывание о музыке.

• Интересный подбор репертуара.

• Задания на активизацию слухового внимания: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д.

• Создание рисунков и раскрашивание.

• Движение: ходьба, марширование, подскоки, наклоны, хлопки и т.д.

• Инсценирование.

• Пластическое интонирование.

• Учебно-игровая деятельность.

• Игра на музыкальных инструментах.

• Использование дискуссионного метода ведения урока.

• Сочинения, рассказы, сказки как преподавателя, так и учащихся

Просмотр содержимого документа
«Методы активизации учебной деятельности на уроках музыки»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»














«МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСНОВАННЫЕ НА ИНТЕРЕСЕ. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА И ПРИОБЩЕНИЯ К МУЗЫКЕ»

(Выступление на семинаре-практикуме в СОШ № 42)






Волкова Лариса Ивановна,

методист ГБОУ ДПО СЦРО















Севастополь

2019 год

«Методы активизации учебной деятельности, основанные на интересе. Проблемное обучение как метод формирования интереса и приобщения к музыке»

ВВЕДЕНИЕ

В связи с принципиальной перестройкой жизни общества возрастает роль музыкального образования школьников как важного фактора формирования и развития художественной культуры личности. Школьное музыкальное образование призвано реализовать на уроках музыки, а также на внеклассных музыкальных занятиях способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.

Музыкальное образование сегодня определяется как взаимосвязанный процесс музыкального обучения, воспитания и развития учащихся, в результате которого у них воспитывается эмоционально-эстетический отклик на высокохудожественные произведения народного, классического и современного искусства, потребность в общении с ним, формируются музыкальные вкусы и интересы, развивается широта и глубина опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и обращения к музыкально-творческой деятельности.

В свете этих положений на современном этапе развития общества проблема формирования у детей интереса к музыке в процессе их музыкального воспитания, развития и образования приобретает все большую актуальность. В решении этой проблемы заключен целый комплекс вопросов, актуальных проблем, привлекающих сегодня внимание социологов, философов, исследователей культуры, музыковедов, композиторов, исполнителей, журналистов, музыкальных и литературных критиков

За последнее десятилетие создано много программ, нацеленных на формирование интереса к художественной музыке. Однако до сих пор эта проблема далека от решения. Существует множество причин, способных влиять на данную ситуацию: ослабление престижа, приоритета духовной культуры вследствие изменения социально-экономических и политических условий в современном обществе, малокомпетентность учителей музыки в вопросах работы с учащимися подросткового возраста, недостаточное использование духовного потенциала музыкального искусства в воспитательном процессе общеобразовательной школы, плохая материальная база школ и т. д. Чтобы эффективно формировать интерес к музыке у школьника, необходимо понять, каков он сегодня, как он относится к музыке, каковы его интересы.

В научной литературе существуют различные подходы к решению проблемы формирования интересов личности. Социальные основы теории интереса рассматривают многие философы и социологи :А.С.Айзикович, Л.М.Архангельский, Г.А.Логинова, Г.Е.Глезерман, Г.П.Карамышев, М.И.Здравомыслов, Г.И.Гак, В.Г.Нестеров и др. Условия и механизмы возникновения интересов и воздействие их на личность исследуют психологи Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, и др. Возможности формирования интереса, заложенные в педагогическом процессе, выявляют педагоги Г.И.Щукина, Н.Г.Морозова, А.К.Маркова и др. Наиболее полное определение, выражающее сложившиеся точки зрения на интерес, дано Г.И.Щукиной.

Развитие идеи музыкального воспитания подрастающего поколения в творческих видах деятельности было осуществлено виднейшими представителями музыкальной педагогики 20-х г.г. Мы встречаемся с этими положениями в трудах таких выдающихся музыковедов, как Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Брюсова, К.Орф.

В теории музыкальной социологии и педагогики понятие интереса рассматривается в различных аспектах. Социально-психологический анализ интереса к музыкальному искусству больших и малых социальных групп рассматривают А.Н.Сохор, Е.Я.Бурлина и др., пути развития музыкального интереса школьников разных возрастных групп – Ю.Б.Алиев, А.Н.Малюков, Т.П.Плеснина, А.И.Паламарчук, Л.Л.Куприянова, Е.Н.Ценкова и др. Общие вопросы формирования музыкально-эстетического интереса школьников изучают Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Н.Л Гродзенская, Е.Я.Гембицкая, В.Н.Шацкая, Н.Н.Гришанович, В.К.Белобородова.

Анализ литературы в избранной нами для исследования области педагогической науки и практики показал, что авторы научных трудов и публикаций по данной проблеме указывают самые разные пути и формы ее решения через формирование навыков полноценного восприятия музыки (М.Ю.Самакаева), использование различных видов музыкальной деятельности в обучении школьников 1-2-х классов (А.И.Паламарчук), применение проблемно-творческого подхода к учебно-воспитательному процессу на уроках музыки при обучении школьников среднего звена (Ю.Б.Алиев, Т.П.Плеснина.

Цель исследования: раскрыть пути формирования интереса к музыке у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: учебно-воспитательная работа с учащимися младших классов общеобразовательной школы

Предмет исследования: процесс формирования интереса к музыке у учащихся 1 -4 классов общеобразовательной школы.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

1) уточнить сущность, содержание и структуру понятия «интерес к музыке»;

2) определить критерии, показатели и уровни сформированности интереса к музыке у учащихся 1-4 классов;

3) выявить особенности в методике преподавания музыки, способствующие формированию интереса к музыке у младших школьников.

При проведении исследования использовались методы

- теоретического анализа и обобщения философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, методической литературы;

- наблюдения;

- метод статистической обработки материалов исследования.

ГЛАВА I. ИНТЕРЕС КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Понятие интереса в педагогике

Интерес — первоначально средневековый коммерческий и правовой термин (лат. interesse), обозначавший «возмещение ущерба».

Начиная со второй половины 20-го века представители различных наук (философы, психологи, экономисты, правоведы) стали определять интерес, как осознанную потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное значение, притягательность.

Проблема интереса широко исследовалась в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, до сих пор не существует единого определения этого понятия, разделяемого всеми исследователями.

Можно выделить несколько направлений определения интереса. Первое направление связано с этимологией слова «интерес». Я заинтересован в чем-то, мне это интересно, мне это нужно, важно – таково его широкое понимание, что соответствует буквальному переводу слова «interest » с латинского – имеет значение.

Некоторые исследователи рассматривают интерес как познавательное отношение человека к окружающему его миру.

Третье направление в определении интереса характеризуется как направленность. Оно является одним из наиболее распространенных. Одни авторы говорят о направленности как о качестве личности, то есть, личностном образовании. Другие полагают, что это направленность активности, третьи утверждают, что интерес – это положительно эмоционально окрашенная направленность внимания на явления, предметы, область действительности.

Четвертое направление определения интереса – потребностно-мотивационное направление. Оно наиболее точно отражает его природу. Суть понятия «интерес» можно определить при помощи сравнения с понятиями « потребность » и « мотив ».

Утверждение о том, что в основе интереса лежит потребность, разделяется наибольшим числом исследователей. Особое значение ученые придают познавательному интересу. Интерес связан с потребностью, это очевидно для большинства исследователей.

Несмотря на множество подходов к определению интереса, мнения исследователей сходятся при выделении его параметров и характеристик. Они отмечают, что, прежде всего, ему присуща положительно окрашенная и избирательная обращенность учащегося к разным сторонам учения. Другими словами, он обнаруживается в эмоциональном тоне, во внимании к объекту интереса. Кроме того, интерес проявляется в желании как можно больше узнать, в стремлении к самостоятельному исканию нового, сосредоточенности внимания, то есть, в нем ярко выражен волевой компонент. И, наконец, для интереса характерны проявления мыслительной активности, такие как вопросы учащихся, активное участие без требований и указаний, дополнение и исправление ответов, стремление выяснить непонятное. Таким образом, интерес это «сплав», единство интеллектуальных, эмоциональных, волевых проявлений личности, ядро которого составляют мыслительные процесс. Кроме того, определены основные свойства интереса – предметность и осознанность.

Интерес является сложным и неоднородным понятием. И это подтверждает множество его интерпретаций и определений. Мы разделяем точку зрения на интерес как форму потребности. Мы полагаем, что интересы возникают в связи с потребностями из взаимоотношений человека с окружающим его миром. Интерес – это осознанная, предметная потребность, выражающаяся в определенной нацеленности на деятельность. 1.2 Методы активизации учебной деятельности, основанные на интересе

Желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к уроку и к музыке вообще. Учитель должен создать атмосферу доверия, доброжелательности - беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают на уроках тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения с учителем.

Как лишить скуки на уроке себя и своих учеников? Как заразить их собственным творчеством? Все дело в атмосфере урока. Не в моих навыках - в вокальных, пианистических, дирижерских, а в умении ладить с ребятами, уважать в них творческую личность, помочь раскрыть себя, даже в умении слушать их, улыбаться им и прощаться с ними в конце урока или учебного года.

Методы активизации:

• Пение.

• Импровизация.

• Голосовые игры, речевые упражнения.

• Словесное высказывание о музыке.

• Интересный подбор репертуара.

• Задания на активизацию слухового внимания: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д.

• Создание рисунков и раскрашивание.

• Движение: ходьба, марширование, подскоки, наклоны, хлопки и т.д.

• Инсценирование.

• Пластическое интонирование.

• Учебно-игровая деятельность.

• Игра на музыкальных инструментах.

• Использование дискуссионного метода ведения урока.

• Сочинения, рассказы, сказки как преподавателя, так и учащихся.

Большое внимание уделяется слову о музыке, т.к. значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка.

Прослушана музыка, задан вопрос - и нет ответа. Не торопитесь с подсказкой. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, вместе с ними ищите художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью. Дети прочувствуют, осознают и ответят. Более того, учитывая специфику урока музыки, используйте не только вопрос как традиционную форму общения, а высказывание-раздумье, высказывание-проблему, высказывание-отношение. Некоторых учеников трудно привлечь к общему разговору на уроке. Самолюбие, порой болезненно проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят, они стесняются выражать свои мысли, боясь выглядеть неловкими и смешными. Относитесь к ним с особым вниманием, терпением, поощряйте их попытки высказаться о музыке.

Важно понимать природу коллективного размышления детей о прослушанной музыке, учитывать закономерности общения в создании коллективного отношения к музыке. Размышления детей на уроке музыки - это деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его.

Вызываемая учителем активность класса может служить одним из важнейших критериев его педагогического мастерства. Активность эта, конечно, не исчерпывается количеством, быстротой и даже содержательностью ответов на поставленный вопрос. Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.

Следует отметить, что непосредственное общение с исполнителем облегчает ребенку восприятие. Но и слушание музыки в грамзаписи имеет свои преимущества. Если дети несколько раз прослушают в исполнении педагога какую-либо пьесу, то, услышав ее затем в оркестровом изложении, получат дополнительные наглядные представления, которые заметно расширят и обогатят их кругозор.

Урок – это основная форма музыкального образования о школе. Разработка уроков музыки – это предмет размышлений, рассуждений, дискуссий. Есть программы, методическая литература, полезные рекомендации о том, как интересно проводить урок для учеников. Но все же процесс создания урока – это дело для каждого учителя по сути авторское.

Главное в деле учителя - чтобы учащиеся прочувствовали, что без музыки разных направлений и жанров их жизнь будет пресной и скучной, что уроки музыки могут многое дать, например, для развития певческого голоса, становления слуха и художественного вкуса.

Ответы учеников при опросе могут определять настрой классного коллектива, стать ключом к активации дальнейшего хода урока. Оптимальный подбор отвечающих является важным средством активизации деятельности остальных учащихся. Плохой ответ (или пение) тоже бывает «полезным», ведь на ошибках учимся. А хороший ответ, как показывает опыт, активизирует положительные эмоции класса. Используются как индивидуальные ответы, так и групповые. Важно найти, за что похвалить учеников, говорить, что с ними приятно общаться, что они умные, музыкальные. Конечно, поощрительное слово звучит в момент, когда этого заслуживают или очень стараются. И чувствуешь, что ребята на уроках ведут себя по-другому. Это «обратная связь».

Выводы

  1. В определении интереса как понятия в современной педагогике выделяют несколько направлений:

А) Связанное с этимологией слова «интерес»;

Б) Как познавательное отношение человека к окружающему миру;

В) Как направленность (личностное образование, активность, положительно окрашенное внимание);

Г) Потребностно-мотивационное направление.

  1. Исследователи выделяют общие параметры и характеристики интереса, несмотря на разные подходы к его определению.

  2. Существует набор определенных методов, активизирующих учебную (в том числе музыкальную) деятельность, основанную на интересе.

4. Высшая ступень познавательного интереса к музыке связана с развитием музыкальных чувств, потребности использования знания, умения на практике, в самостоятельных занятиях музыкой, то есть в музыкальном самообразовании и самовоспитании.

ГЛАВА II. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Проблемное обучение как метод формирования интереса и приобщения к музыке

Оно основывается на самостоятельном мышлении учащихся. С помощью приемов проблемного обучения происходит активизация школьников, приобщение их к музыкальному искусству. Это процесс активного познания с элементами неизвестного, которые открываются при выполнении заданий.

В школе приходится сталкиваться с разнородным составом класса. Одни, буквально, «не желают входить» в ситуацию, избегают излишнего напряжения и «мозгового беспокойства», а другие с большим энтузиазмом выслушают рассказ учителя, нежели сами проанализируют и передадут словами собственные музыкальные чувства и ощущения и просто наблюдают процесс поиска ответа. В таком случае, учитель должен привлекать детей к самостоятельному поиску новых знаний, вскрывать противоречия между имеющимся музыкальным опытом ученика и новыми музыкальными явлениями, с которыми он должен познакомиться.

Тогда ученик убеждается, что прежних его музыкальных знаний недостаточно. Здесь и возникает потребность в их приобретении, появляется интерес к предстоящей работе. Многие вопросы вызывают споры, ответы рождаются в размышлениях, сопоставлениях, обобщениях, и учащийся проявляет большой интерес к изучаемому. Конечно, дело не в том, чтобы обязательно ответить правильно, и не в том, чтобы в стенах школы готовить музыкальных экспертов. Смысл проблемных заданий – в развитии умения слышать не только саму музыку, но и анализировать ее различное исполнение

Польза своеобразной «конфликтности», диалога, дискуссии о музыкальном произведении, направлении, исполнении заключается в самом процессе поиска «вслух», а не в нахождении единственного верного, устраивающего всех, ответа. Задача дискуссий – определение своего собственного, личного взгляда на ее предмет, формирование интереса, вкуса, побуждение к самостоятельным музыкальным творениям.

Занимательные факты, примеры из жизни музыкантов, сопровождаются проблемным увлекательным заданием и вносят в содержание урока необходимый настрой, способствуют сосредоточению школьников. Они позволяют, не отвлекаясь от основного познавательного содержания урока, практически в каждый нужный момент переключать внимание учащихся с трудных вопросов на оживляющие сознание легкие и способствуют активизации работоспособности детей.

Таким образом, уроки музыки – это сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и размышлений о музыкальном искусстве, восхищения произведением и тщательной исполнительской работы. Поэтому проблемное обучение на уроке музыки – это неотъемлемая часть музыкальной интеллектуальной работы школьника.

2.2 Использование различных видов музыкальной деятельности

Акцент в системе массового музыкального воспитания и образования имеет смысл ставить не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, на формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует использование различных видов деятельности. Включение их в урок – эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять художественное произведение. Чередование форм, методов и видов деятельности вызывает интерес всего коллектива и каждого ученика в отдельности, активизирует процесс музыкального обучения.

• Пение обычно является одним из самых наиболее любимых занятий школьников на уроках музыки.

Как коллективная форма творчества, пение в классе способствует раскрепощению стеснительных, неуверенных в себе школьников. Затрудняясь спеть что-то индивидуально, они с радостью присоединяют свой голос к голосам товарищей.

Школьникам интересны приемы коллективного пения: запевала и хор, «цепочкой», «эхо», «соревнование» и тому подобные элемент заинтересованности и творчества в ход урока вносят распевки, попевки, каноны в игровой форме.

Музыкальные приветствия «Добрый день», «Здравствуйте ребята» и т. п. сразу вводят детей в нужный настрой. Способствуя тому, что с первых уроков дети готовятся к предстоящей музыкальной деятельности. Все игры-упражнения нравятся детям и позволяют работать в живой и непосредственной форме над звуком, слухом, строем, ритмом.

• Эффективным и интересным средством обучения вокальным навыкам являются творческие задания, использующие приемы импровизации. Импровизация – это мыслительно-музыкальный процесс, проявляющийся в выражении личных чувств, эмоций, настроений и отношений во время исполнения. Это создание нового, придание известному нового качества. Например, «Знакомство» (пропеть фамилию и имя), «Диалог учителя и ученика» (на свободную тему), «Перекличка» (между парами, например: «Ау, где ты?» - «Я здесь».), «Узнай мой голосок», импровизация на звукоподражание, сочинение мелодии в заданном музыкальном жанре (на

слоги тра-та-та – марш, а-а – вальс, ля-ля – полька, м-м – песня). Сочинение собственных песенок, пусть даже примитивных, помогает ребенку глубже воспринимать музыку, сознательно усваивать средства выразительности, настраивает их на интересное творчество.

• С каждым годом пополняются папки с песенным репертуаром по темам. Не стоит пытаться удивить никого тем, чего не может быть, потому что природу обмануть нельзя. Все приходит в свое время, если давать ребенку возможность правильно и естественно развиваться.

Для школьников главная трудность – в подборе репертуара, разучивание которого «впрок» не надоедало бы и не вызывало «пресыщения». Это хорошие детские песни, в основном малоизвестные, не «запетые» на ТВ и в школьной аудитории. Это современная хоровая, ансамблевая музыка, которая доступна детям по кругу настроений и образов, расширяющая «интонационный багаж», приучающая к современной гармонии. Это и народные песни, которые формируют разносторонность музыкальных интересов, стилизация, бардовские песни. Большим интересом пользуются эстрадные песни, включающие элементы джаза, рока.

Интересный репертуар способствует активизации вокальных занятий. Они строятся так, чтобы школьникам нравились, чтобы пение для них стало потребностью. Такая работа способствует сплочению в единый дружный коллектив, выявляет творческую активность.

Главная задача – пробуждать и развивать интерес у школьников к музыке и вызвать яркий эмоциональный отклик на слушаемое. В то же время дети учатся осознавать свои музыкальные впечатления, разбираться в них. Основной путь – словесное высказывание о музыке. Ребята стараются фиксировать чувства и настроения, которые вызывает у них музыка, высказываются о ней, учатся различать на слух и понимать выразительность разных элементов музыкальной речи, понимать их роль в создании образа.

Чтобы усилить воздействие на память и воображение, при подборе репертуара для слушания я часто использую не одиночные произведения, а пары, подобранные по принципу сходства или контраста (условно «тандемы»). Первые символизируют начало какого-то события, вторые – его развитие или окончание. Во время слушания ставится задача придумать сюжетный ход, который мог бы объединить эти произведения ( сквозной сюжет, краткий рассказ о происходящем). Например, урок в 1-м классе по «Детскому альбому» П.И.Чайковского – «Болезнь куклы» и «Новая кукла»; в 5-м классе – «картинки с выставки» М.П.Мусоргского; в 8-м классе – «К Элизе» и «Лунная соната» Л.Бетховена.

Восприятие музыки, организованное с помощью тандемных пар, ведет к более углубленному переживанию музыкального впечатления и, тем самым, к большей заинтересованности детей музыкальным искусством.

Еще вариант подбора репертуара для слушания – обращение к образам из мира литературы – сказкам, стихам. С интересом воспринимается музыка к III-му действию оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - разнохарактерные отрывки «Море», «Три чуда» ( Белка, Богатыри, Царевна Лебедь); «Романс» Г.Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»; «Мелодия» и хор фурий из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюка. Слушанию каждого из музыкальных фрагментов предшествует чтение и обсуждение содержания соответствующих литературных отрывков.

Задания на активизацию слухового внимания следующие: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступление инструментов. И все время убеждаешься, что безудержное фантазирование по поводу музыки, кроме активизации интереса, мало, что дает музыкальному развитию. Поэтому детскую фантазию настраиваем на выяснение формы музыкального произведения, круга его образов.

У современных детей, насмотревшихся боевиков и триллеров, круг фантазии нередко ограничен «зрительно обусловленным» содержанием (погоня, переделка, «шпион ползет», «дома рушатся» и т. д., из сферы ужасов). Школьники фантазируют, вращаясь в привычном круге «ужастиков». Это является серьезным препятствием к глубокому проникновению в сущность музыки. Но все же, бывает, удается направить детскую фантазию в желаемое русло. Как правило, отвечают те ребята, которым есть что сказать без опоры на образы погони и перестрелок. А остальные, с интересом прислушиваясь к их неординарным ответам, постепенно приобщаются к сфере нестереотипных образов, навеянных музыкой, что обогащает фантазию.

Интересны и такие задания: «рисование» образа на основе прослушивания, «услышать» то, что нарисовано, умение ощутить, пережить то, что услышано (или изображено). «Вижу, слышу, чувствую» помогает расширить границы восприятия, развивая воображение, формируя интерес к музыкальному искусству.

• С интересом школьники передают свои мысли и чувства в рисунках и раскрасках, используя различные цветовые гаммы, холодные и теплые тона, линии, штрихи, геометрические формы, как средства выразительности. Светлые тона – светлое, нежное, спокойное настроение музыки, темные – тревожность, таинственность, яркие, сочные краски – веселый, радостный характер музыки. Важно не просто изображение музыкальных портретов, внешних обликов, звукоизобразительность, но и проникновение в сущность персонажей. Эти рисунки отличаются нестандартностью ассоциаций.

• Младшим школьникам свойственна подвижность, непоседливость. Поэтому на уроках им нужно дать возможность подвигаться. Вполне приемлемы простые движения у парт – ходьба, марширование, притопывание, подскоки. Наклоны, различные движения корпуса, рук, хлопки, щелчки, жестикуляция. Это и элементарные ритмические (танцевальные) движения у парт – полуприседания, шаг с притопом, которые с интересом выполняются школьниками. Конечно, действия детей ограничены условиями кабинета

• В инсценировках класс временно подразделяется на группы, выполняя актерские функции. С интересом имитируются движения знакомых героев песен (ходьба вперевалочку, на цыпочках, движенья крыльев). Пение и прослушивание сочетаются с жестикуляцией или обыгрыванием пантомимических элементов по содержанию.

• Пластическое интонирование с участием рук, корпуса, ног, наклонов головы воссоздает «пульс» музыкального произведения, его темпа, ритма, динамики, высоты звучания, музыкальной фразировки. Элементы движения, ритмические игры я ввожу для лучшего запоминания ритмического рисунка в разучиваемых песнях ( сильная и слабая доли. Затакт, размер, особенности ритма – пунктирный, синкопа).

В песнях «Танцуй сидя», «Здравствуйте», «Делай как я», «Лесной хоровод», «Зверобика» - движения заложены самим содержанием и развитием сюжета, они особенно интересны и любимы школьниками. В песне «Веселый музыкант» ребята покуплетно имитируют игру на музыкальных инструментах.

• Учебно-игровая деятельность используется мною для активизации ребят и формирования у них интереса к музыке. По мере роста и развития их музыкальная деятельность приобретает новые черты. Опыт, объем знаний позволяют не только чувствовать музыку, но и аргументировано судить о характере выразительных средств, направленных на раскрытие определенного жизненного содержания произведения. Постепенно игра приобретает иной характер.

Многовариантность музыкального изображения и выражения свидетельствует о том, что музыкальные образы это не просто «копии» жизненных образов, а образы, возникающие посредством музыки ив воображении и представлении слушателей (школьников). Поэтому важно формировать интерес к музыке через игру. Так как художественная игра активно способствует музыкальному развитию учащихся на различных стадиях их художественного взросления.

Музыкальное воспитание в школе не следует ограничивать рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная музыкальная работа. Она должна быть тесно связана с работой групп продленного дня и тщательно спланирована. Участие во внеклассной работе открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Учитель же, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеет возможность больше приобщать их к музыке, формировать самостоятельность и творческую активность.

Организуя внеклассную работу по музыке, следует помнить, что:

все виды внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов;

необходимо воспитывать у учащихся интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру.

2.3 Информационные технологии на уроке музыки как средство активизации интереса к музыке

На сегодняшний день, учитывая падение духовной и музыкальной культуры в молодёжной среде, повышение качества и результативности музыкального образования являются исключительно актуальными.

Одним из эффективных путей успешного музыкального образования учащихся является внедрение в учебный процесс информационных технологий.

Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, подразумевает несколько иную организацию: в работе делаю акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребёнка, на связь с жизнью. Задания носят конкретный характер. Цель этой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности. Например, переходя к теме “Три кита ведут нас в широкий мир балета”, задача формулируется достаточно сложная: найти в справочнике термин “балет”, его характеристики и, вспомнив ранее прослушанные музыкальные произведения, найти этот фрагмент в каталоге, рассказать о нём, выразить наиболее яркие впечатления, пережитые во время прослушивания.

Изучая тему “Музыкальные инструменты” в контексте симфонической сказки “Петя и волк” С. Прокофьева, дети находят в мультимедийной энциклопедии историческую справку о происхождении флейты, звучании инструмента, его особенностях. Все энциклопедические статьи сопровождаются видеозвукорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации.

Выразительно и ярко проходят уроки по теме “Природа в музыке” (изобразительность музыки). При сравнительном анализе музыкальных произведений дети используют энциклопедические определения характера, взятые из просмотренного диска. Дети работают в микрогруппах, затем делятся полученной информацией. Так учитель получает результат – самостоятельное выведение знаний.

Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то же время распределять свои умения в работе с другими детьми - важная часть организации этой деятельности. Ребёнок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение.

На уроках музыки применяются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке.

При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся: совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Это неформальный пример педагогики сотрудничества.

Результативность предложенной методики

Итак, применение данной технологии отличается высокой результативностью и способствует

личностному развитие учащихся;

повышению интереса школьников к учебным занятиям в целом;

росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

изменению самооценки учащихся;

воспитанию активности и самостоятельности;

формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;

развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;

овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

созданию предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.

Караоке (в переводе с японского – «пустой оркестр») в последнее время получило широкую популярность. Под караоке надо понимать не только развлекательное устройство или стиль отдыха, но и принцип самодеятельного исполнения любимых песен и отдельные компьютерные программы.

В Интернете для использования на компьютере содержатся несколько тысяч произведений всех стилей и жанров, которые можно использовать на уроке музыки.

Область караоке можно условно разделить на две группы:

1. Бытовая аппаратура для исполнения песен.

2. Караоке на базе персонального компьютера.

Первый путь доступен, прост в употреблении, но не все песни могут войти на прилагаемый диск.

На базе персонального компьютера караоке даёт исполнителю неограниченные возможности.

Существует много компьютерных программ:

- Vocal Jam

- Galakar

- Vanbasco, s karaoke player

- Karaoke Universe

Vokal Jam:

- обогащает процесс исполнения:

1. оценка интонирования в баллах

2. запись вокала

3. улучшенный звук

4. быстрый поиск песен

5. курс сольфеджио на русском языке

6. обучение чтению нот

7. возможность бесплатной загрузки из Интернета песен и вокальных композиций KarMaker:

Самостоятельная запись песни (но необходимы навыки работы с компьютерным звуком).

Безусловным плюсом компьютерного караоке являются:

• возможность добавить звуку объём, пространство ("концертный зал”, "стадион”, "аудитория”).

• Добавление эффектов ("хор”, "эхо” и многие другие).

• Лёгкость транспонирования высоты звучания.

• Лёгкое изменение темпа всей фонограммы.

• Запись своего исполнения.

• Прослушивание своего исполнения и оценка со стороны.

• Запись результата на компьютерный диск.

На уроке музыки учитель постоянно испытывает дефицит времени. Караоке же позволяет за небольшой отрезок времени добиться качественного результата, предлагает огромный выбор певческого репертуара.

Сложностью использования данных средств на уроке музыки является отсутствие каких - либо методик работы с караоке на уроке музыки в общеобразовательной школе.

С одной стороны многие учителя используют пение под фонограмму – минус. С другой стороны – редкий случай, если используется видеоряд со словами песни (а это и есть отличительный признак караоке). Применение видеоряда на уроке музыки

исключает запись слов в тетради, заучивание их наизусть, а это позволяет экономить время для собственно работы (над звуком, над образом, над ансамблем).

Компьютерное караоке позволяет легко изменить темп, громкость, а самое главное – тональность исполняемой песни, причём делается это доступно, легко и быстро.

Аранжировка песен (большое количество муз. инструментов), различные эффекты, которыми очень легко управляет учитель музыки стимулируют интерес ребят к пению, делают этот процесс увлекательным и эффективным.

Готовое сопровождение для большого числа песен безусловно приведёт к резкому расширению репертуара классных хоров.

В результате на уроке появятся лучшие образцы киномузыки, современной эстрады. Более интенсивно будет формироваться музыкальный вкус детей и их исполнительских способностей.

Караоке способно заменить стандартное музыкальное сопровождение песни на аккомпанемент эстрадного ансамбля, симфонического или духового оркестра.

Особая роль принадлежит использованию микрофона. Детям нравится чувствовать себя настоящим артистом. Это может стать дополнительным стимулом, если проводить подобную работу в системе (запевают, берут микрофон всегда лучшие).

Ещё один методический приём использования караоке – конкурсное исполнение – "кто лучше споёт”. Оценка исполнения должна учитывать и реакцию класса, и оценку самой системы.

Кроме того, с помощью караоке можно провести целый ряд музыкально - педагогических игр:

"Угадай мелодию”

Команда, угадавшая по нескольким звукам и правильно назвавшая песню, получает право её исполнения.

"Два рояля”

Ведущий предлагает слова из песни, поочерёдно предоставляя слово каждой команде и постепенно добавляя новые слова. Команда первой угадавшая песню поёт её под фонограмму.

"Музыкальный футбол”

Одна команда задаёт вопрос песней, выбранной из перечня караоке (например – "С чего начинается Родина?”). Другая отвечает ей тоже песней, выбранной из перечня караоке(например – "Уголок России – отчий дом”).

предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества учителя и учеников, что, безусловно, лишь положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, сделает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечит оптимальное музыкальное развитие детей.

Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не “подменить” его общением с компьютером, не “засушить” урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлечённый новой методикой, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.

Выводы

Интерес к музыке у младших школьников формируется различными путями:

  1. Использование метода проблемного обучения (Мотивация - потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков; результат - появляется интерес к предстоящей работе).

2. Использование различных видов деятельности:

-пение;

- творческие задания;

-разнообразие песенного репертуара и его постоянное обновление;

- активизация слухового внимания;

- рисование;

- различные виды движения;

-инсценировки;

- пластическое интонирование.

3.Использование информационных технологий (презентации, караоке) для раскрытия, развития и реализации способностей ребёнка.

Применение этих методов

- предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества учителя и учеников,

- положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, делает творческий процесс увлекательным, эффективным,

- обеспечит оптимальное музыкальное развитие детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интерес является хорошим стимулом к учению вообще и приобщению к музыке в частности. При наличии интереса развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. При этом школьники переживают самые разные чувства. Здесь – и сомнения в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление, и восторг…

Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия и конечно не сухое «вдалбливание» песенного материала, музыкальных фрагментов, дат жизни композиторов. Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний. Высшая ступень познавательного интереса к музыке (к ней стараюсь стремиться) связана с развитием музыкальных чувств, потребности использования знания, умения на практике (слушание, пение), в самостоятельных занятиях музыкой (собирание фонотеки, видеотеки, чтение литературы о музыке.

В определении интереса как понятия в современной педагогике выделяют:

А) несколько различных направлений;

Б) единые требования и положения.

Существует набор определенных методов, активизирующих учебную, в том числе и музыкальную деятельность, основанную на интересе: проблемное обучение, разнообразие видов деятельности, внеклассная музыкальная работа, информационные технологии.

Высшая ступень познавательного интереса к музыке связана с развитием музыкальных чувств, потребности использования знания, умения на практике, в самостоятельных занятиях музыкой, то есть в музыкальном самообразовании и самовоспитании.

Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней. На формирование их интересов и вкусов большое влияние оказывают семья, средства массовой информации, сверстники, и это нужно учитывать педагогу в каждом конкретном случае.

Широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников;

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Абдуллин, Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки Текст. : научно-методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка» / Э.Б. Абдуллин. М.: МИРОС, 1992. - 72 с.

2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта Текст. / Ю.Б. Алиев. М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.

3. Апраксина, O.A. Методика музыкального воспитания в школе Текст. : учеб. пособие для пед. ин-тов / O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1983.-222 с.

4. Багреева, Е.Г. Воспитание музыкой в школе Текст. / Е.Г. Багреева // Сов. педагогика. 1986. -№ 12. - С. 45-46.

5. Вендрова, Т.Е. Пусть музыка звучит! Текст. : кн. для учителя: из опыта работы / Т.Е. Вендрова. М.: Просвещение, 1990. - 94 с.

6. Выготский, Л.С. Психология искусства Текст. / Л.С. Выготский. 3-е изд. -М., 1986.

7. Жавинина, О. Музыкальное воспитание: поиски и находки Текст. / О. Жавинина, J1. Зац // Искусство в школе. 2003. - № 5. - С. 49-52.

8. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца Текст. : кн. для учителя / Д.Б.Кабалевский. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. -206 с.

9. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы Текст. / Д.Б. Кабалевский // Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. -М., 1985.

10. Котляревская, М.А., Штуден, Л.Л. Приобщение к творчеству Текст. / М.А. Котляревская, Л.Л. Штуден. Новосибирск: Новосиб. книжн. изд-во, 1987.- 128 с.

11. Лосев, А.Ф. Основной вопрос философии музыки Текст. / А.Ф. Лосев // Советская музыка. 1990. -№11.

12. Орф, К. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа Текст. / К. Орф; под. ред. Л.А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. - 160 с.

13. Паламарчук, А.И. Формирование музыкального интереса у младших школьников Текст. : автореф. дисс. .канд. пед. наук / А.И. Паламарчук. -М., 1981.-16 с.

14. Сластенин, В.А. Методологическая культура учителя Текст. / В.А. Сластенин, В.Э. Тамарин // Сов. педагогика. 1990. - № 12.

15.Теплов, Б.M. Психология музыкальных способностей Текст. / Б.М. Теплов. М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. - 345 с.

16. Халабузарь, П.В. Теория методика музыкального воспитания Текст. учебное пособие / П.В. Халабузарь, B.C. Попов. 2-е изд., СПб.: Изд-во «Лань», 2000. - 224 с.

17. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся Текст. / Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. -203 с.

18. Яконюк, В.Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки Текст. / В.Л. Яконюк. Минск: Высш. школа, 1979. - 103 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!