СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы эвристического обучения на уроках окружающего мира в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен материал выступления на семинаре

Просмотр содержимого документа
«Методы эвристического обучения на уроках окружающего мира в начальной школе»

Методы эвристического обучения на уроках

окружающего мира в начальной школе


учитель начальных классов

МБОУ Гимназия № 21 г. Архангельска
Зуева Таисия Владимировна


Развитие эвристических идей в педагогике не всегда было спокойным и безмятежным?!

Борьба между сторонниками свободного образования и приверженцами "государственного заказа" была всегда. Она и сейчас существует – например, мы слышим постоянно о необходимости дать ребёнку свободу выбора образовательного пути, и в то же время вводятся образовательные стандарты различных уровней.

Хочу остановиться на некоторых когнитивных методах эвристического обучения. Когнитивные методы – это методы познания.

Главным принципом развития познавательных способностей является первичность познания учеником реальности, а не изучение готовых «знаний» о ней. Самостоятельное изучение учениками одного и того же реального образовательного объекта приводит к получению индивидуальных образовательных продуктов — знаний об этом объекте, а также способов их получения.

Методы обучения на уроке должны соответствовать

  • задачам урока;

  • характеру и содержанию учебного материала;

  • уровню ЗУН обучающихся;

  • материальному обеспечению урока;

  • личным качествам учителя, его подготовленности к уровню методического мастерства;

  • индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности обучающихся;

  • бюджету времени.

Рассмотрю некоторые эвристические приёмы, которые использую на своих уроках.

Метод эмпатии.

Эмпатия - "вчувствование" человека в состояние другого объекта. Опираясь на древнейшую идею соответствия макро- и микрокосма, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным. Миссия человека здесь – вселение в свой дом, во Вселенную. Метод эмпатии вполне применим для "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Пример

4 класс. Окружающий мир. Тема "Страна городов"

Представьте, что вы попали в Древний Новгород.

Предложите детям рассмотреть репродукцию Васнецова "Новгородский торг" Рассмотрите кремль, расположенный на левом берегу реки Волхов, собор Святой Софии, башню с воротами и часами, мост через реку на торговую сторону. Вы – вот этот мальчик. Как ты здесь оказался?


Этот метод помогает почувствовать все, что происходит с объектом, на себе. Основной целью метода является возможность «переселения» ученика в тот объект, который изучается, и познать его изнутри.

В моменты наилучшего вживания ребенок задает вопросы объекту – себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства и ощущения являются образовательным продуктом ребенка.


Ещё один интересный метод – метод символического видения.

Символ, как глубинный образ реальности, содержащий в себе её смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет - символ добра, спираль - символ бесконечности, голубь - символ мира, блин - символ Масленицы) учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме. Важное место занимает объяснение и толкование детьми созданных "символов".

В нашей жизни много символов. Символ – образ реальности. Он может выступать как сигнал для действия (дорожные знаки), как условный знак этапа урока, как средство познания этой реальности и т.д.


Метод сравнения.

Этот метод можно рассматривать и как сравнение версий разных учеников и версий великих учёных на одну и туже проблему, и как сравнение различных объектов между собой. Для обучения данному методу ученикам предлагаются вопросы: Что значит сравнить? Всегда ли и все можно сравнивать? Укажите, что, на ваш взгляд, не подлежит сравнению, и попытайтесь всё же сравнить несравнимое.

Сравнение  - это приём интеллектуальной деятельности, направленный на выявление сходного и различного в данных объектах. Он является одной из основных операций мышления.

Использование сравнения в процессе обучения способствует тому, что ученики усваивают учебный материал во всем его многообразии признаков и свойств. Благодаря сравнению предметы и явления изучаются в их сходных и различных, общих и особенных признаках, у учащихся формируются яркие наглядные образы изучаемого, совершается подвижность нервных процессов в коре головного мозга, которая развивает гибкость умственной деятельности

Таким образом, учебная работа учеников протекает на высоком уровне сознательной активности и осмысливания изучаемого материала, укрепляет память и внимание учащихся.

Роль сравнения в начальной школе определяется тем, что многие понятия даются здесь впервые и усвоение их опирается преимущественно на систему более или менее известных родственных понятий, и даже не столько на их определение, сколько на сравнение реальных объектов.

Сравнение непосредственно связано с вниманием.

Пример

1 класс. Окружающий мир. Тема «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Задание в учебнике: "сравните Солнце и изображённые предметы по форме, цвету и размеру" (слайд 3)

- сравнение производится по плану;

- сравнивать надо оба предмета вначале по одному признаку (форма), затем по второму (цвет), потом по третьему (размер) и т. д.

- после сравнения по каждому признаку делается вывод

- после сравнения по всем пунктам плана надо сделать общий вывод: показать главное сходство и отличие данных объектов, дать им оценку

При систематическом проведении тренировочных упражнений в сравнении объектов у учащихся повышается активность, возрастает желание заниматься умственной деятельностью, развивается умственная подвижность (школьники быстрее ориентируются в учебном материале, внимательнее наблюдают за происходящими явлениями, точнее их дифференцируют и классифицируют), улучшается устная речь, усваивается последовательность действий или «алгоритм сравнения»

Метод эвристического исследования

Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования - план работы - факты об объекте - опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы - версии ответов, гипотезы - рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты - выводы. Подобная алгоритмизация деятельности учащихся нисколько не умаляет их творчества. Наоборот, выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ученик неизбежно получает свой собственный образовательный результат. Учитель  помогает детям увеличивать объём и качество такого результата. Достигается это путём систематического повторения алгоритмических этапов исследования.

Моим ученикам очень нравится проводить опыты, исследования. Мы изучали свойства воды, сравнивали свойства снега и льда, изучали свойства воздуха и др.


Заключение

Эвристика в общепринятом смысле - наука о творчестве, о творческой деятельности людей, цель которой получение качественно новых результатов. Эвристическое обучение имеет иную цель – раскрытие индивидуальных возможностей участников обучения – учеников, учителей через деятельность по созданию ими образовательной продукции. Для ученика – это изменение его знаний, опыта, возможностей, способностей, способов деятельности и т.д.

Цель современного эвристического обучения состоит в том, чтобы помочь школьнику самому сконструировать собственные цели, смысл и процесс организации. Если говорить проще, то эвристическое обучение – это непрерывное открытие нового. Это обучение сочетает в себе познавательную и творческую деятельность ученика. Во время обучения учитель не даёт ученику готовые знания, а предоставляет ему только объект и ученик сам должен овладеть знаниями об этом объекте. Результат может быть немного непредсказуемым, он зависит от личности ребёнка.

Эвристическое обучение – создание ребёнком личного опыта и использование этого обучения школьником по любому предмету в школе.

Полностью заменить традиционное обучение эвристическим конечно нельзя, но его можно использовать для того, что бы развить творческие способности ребёнка. Важно не просто насильно заставить ученика получать знания, а дать ему даже при помощи ошибок и проб получать их самостоятельно.