СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках физики»

Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках физики



Согласно дидактической системе обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения.

Главным критерием успешности проведения урока должно стать участие в учебной деятельности всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей.

Использование различных методов обучения позволяет наиболее полно воздействовать на личность, наиболее обстоятельно рассмотреть изучаемый материал.

В рамках ФГОС я использую активные и интерактивные методы, как более действенные и эффективные.

Кейс-метод. Задаю ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности). Ученики исследуют ситуацию, предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.

Для более глубокого усвоения физических законов и повышения интереса к изучению предмета использую демонстрационный эксперимент. В качестве наглядности использую таблицы и плакаты, которые служат для ознакомления обучающихся с устройством сложных приборов и машин. Графики способствуют развитию мышления учащихся, побуждает их к исследованию явлений с количественной стороны.

Помимо основных методов обучения использую развивающие методы обучения. Для понимания цели и повышения мотивации изучения учебного материала использую элементы проблемного метода изучения нового материала. С помощью вопросов подвожу их к пониманию и усвоению новых знаний. Например: при изучении таких понятий как сила, работа и мощность, обучающиеся теряют интерес к предмету из-за чрезмерной абстрактности учебного материала. Поэтому урок на тему “Механическая работа и мощность” провожу следующим образом: приглашаю одного ученика (“спортсмен”) к доске, который поднимает гантель 10 раз. Остальные учащиеся засекают время выполнения упражнения. Затем вычисляем силу, работу и мощность по формулам. Результаты учащихся удивляют (человек развивает мощность 1 кВт за короткое время).

Другим методом нетрадиционных учебных занятий является учебная конференция.

Образовательное значение конференций состоит в том, что в процессе подготовки к ним учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой. На своих уроках я провожу конференции при изучении таких тем, как “Давление на дне морей и океанов”, “Исследование морских глубин”, “Плавание судов” (7 класс), “Развитие ракетной техники”, “Влажность воздуха”, “Биологическое действие радиации”, “Действие электрического тока на человека”. После прослушивания и обсуждения докладов обобщаю все, что узнали на конференции, оцениваем качество докладов совместно с учащимися.

Также на своих уроках использую эвристический метод — применяю разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, находить и принимать решения, развивать способности, учащиеся учатся общаться и создавать особую эмоциональную среду.

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся являются организации самостоятельной учебной работы (решение задач, лабораторные работы и т.д.).

На своих уроках использую задачи различного вида: текстовые задачи, графические и задачи – рисунки.

Лабораторные работы прививают умения и навыки в обращении с измерительными приборами, приучают сознательно применять знания в жизни. Правильно организованные лабораторные занятия активизируют мысль учащихся, приучают их самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос.

Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь я сама формулирую проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Выбор метода зависит от многих условий:

цели обучения;

уровня подготовленности учащихся;

возраста учащихся;

времени, отведенного на изучение материала;

оснащенности школы;

теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

Хорошие результаты дает работа в постоянных парах. Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте. Поэтому важно изначально при рассаживании детей обращать внимание на их уровень подготовки, чтобы ученики могли эффективно взаимодействовать друг с другом.

Также возможна работа в парах сменного состава. Такие формы организации урока позволяют взглянуть на ту или иную ситуацию с разных сторон. В таком случае определенная проблема может предстать в новом ракурсе. При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику сформировать положительную учебную мотивацию и включить школьников в решение проблемных ситуаций, используя для этого различные методы и средства обучения. Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.

Практически на любом занятии при организации любого вида работы можно активизировать деятельность учащихся различными методами и приемами.

Примеры:

  • 1. Создание проблемной ситуации перед изучением нового материала с помощью решения задачи; при этом осуществляется и актуализация знаний. Задача: «Определить сечение провода для передачи электроэнергии от ГЭС, мощность которой 106 кВт, напряжение на генераторе 16 кВ, если потребитель находится на расстоянии 300 км». (Результат вычисления — около 100 см2.) Проблема: как быть?

  • 2. Использование экспериментальных задач с разными целями. Примеры: Одинаковы ли будут результаты измерения сопротивления лампочки накаливания с помощью омметра и расчета на основе закона Ома? (Создание проблемной ситуации перед изучением вопроса о зависимости сопротивления от температуры.) Как и почему будут изменяться показания приборов при передвижении ползунка реостата? (Применение знаний в измененной ситуации.)

Этап урока

Вид деятельности учителя, учащихся

Методы обучения

Актуализация: повторение материала 7 класса о силах

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают. Примеры, иллюстрации

Эвристическая беседа (словесные и наглядные методы)

Какая из сил важнее, более распространена? Показ проявлений явления трения

Информационно-рецептивный (рассказ)

Формирование понятий и умений

Демонстрация явлений трения, работа с таблицей

Информационно-рецептивный (рассказ, опыты и др.)

Ответы на вопросы. Учащиеся слушают, смотрят, пишут

Эвристическая беседа.

Фронтальные опыты по изучению зависимости силы трения от вида поверхностей, от смазки, от груза

Репродуктивный (наглядные и практические методы)

Применение знаний


Решение экспериментальных задач:

  • 1. Изменятся ли показания динамометра, если брусок поставить на другую сторону?

  • 2. Задача со скользящей по рукам палкой.

  • 3. Может ли сила трения быть причиной равноускоренного движения тела?

Проблемное обучение (словесные наглядные, практические методы в сочетании друг с другом)

Действует ли на покоящийся брусок сила трения?

Информационно-рецептивный

Доклады учащихся. Работа с учебником. Самостоятельное решение задач

Репродуктивный (практические, словесные при контроле работы)



  • 3. Связь изучаемого материала с жизнью, с практикой. Примеры методических приемов: Почему зубные врачи не рекомендуют после горячего сразу есть холодное? Рассказ об «использовании» физики в живой природе: принцип ракетного движения кальмаров... Экскурсии на производство перед изучением темы.

  • 4. Самостоятельная работа учащихся разного содержания и разных видов: работа с книгой, работа с иллюстрациями, раздаточным материалом, решение задач, лабораторные работы.

  • 5. Средства эмоционального и эстетического воздействия: рисунки, окраска голоса, занимательные демонстрации и др.