Обсуждение и выдвижение гипотез. - Выделив методы исследования, может ли человек это знание использовать? Проводится обсуждение. - Вы высказывали свои ГИПОТЕЗЫ о применении методов исследования на основании знаний о них. - Выделите свойства понятия МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. - Как по-другому можно назвать это понятие? (ряд действий) - Назовите всё, что вы знаете о методах исследования в географии . Учитель фиксирует знания на доске. - Сможете ли вы сейчас назвать все методы исследования? - Почему? (мало знаем о них) - Где мы можем почерпнуть знания о методах исследования? (в учебнике) - Попробуйте определить задачу на основе сказанного. - НАША ЗАДАЧА: ВЫЯВИТЬ методы географического исследования. - Что поможет нам или каким образом мы сможем выявить методы исследования? (предлагают провести опыт; провести эксперимент). - Что означает слово ЭКСПЕРИМЕНТ? Учащиеся вспоминают определение понятия ЭКСПЕРИМЕНТ. На данном этапе возможны два варианта продолжения занятия: Можно провести простой опыт. Например, подготовить стеклянную посуду разнообразной формы стеклянной посуды: узкую, широкую, плоскую и т.д.. Налить воду во все ёмкости. Задача: как узнать, равное ли количество воды в каждой посуде? Пусть ребята подают разные идеи (можно эту работу провести в группах в форме «Мозговая атака»). Учителю рекомендуется фиксировать не только идеи, но и автора идеи. Так же можно предложить измерить класс, его площадь. Измерять будут с помощью человеческого шага. ( работают три группы – сравниваем результаты) Работают 2-3 группы детей. 2. Анализ результата. - Что вы сейчас делали? (выдвигали гипотезы). Докажите (Мы только предполагаем). - Какой будет следующий шаг, чтобы снять эти догадки? (Проверить). - Каким образом? Дети предлагают разные способы и выбирают наиболее рациональный, точный. Выход на новое знание. После проверки учитель с помощью вопросов подводит учащихся к определению методов исследования: - Что являлось толчком (побуждением) для выдвижения гипотезы? (создалась проблема) - Обратите внимание, сколько версий, идей было выдвинуто. Почему? - Можно ли вашу версию проверить? На что указывают ваши догадки? (ЧТО можно проверить и КАК можно проверить) - Можно ли сразу определить чем воспользовался «грабитель» в игре «Сыщик»? А сколько по вашему мнению , есть методов исследования? Какие методы вы предполагаете есть? Вопросы помогают выйти на следующие положения-свойства: Методы исследования помогают изучать нашу планету Некоторые методы исследования можно применить в быту Учитель просит вернуться ребят к поставленной задаче. - На все ли вопросы мы нашли ответ? - Какие методы исследования вы можете назвать, зная их области применения? Учитель подводит учащихся к следующему выводу: Методы исследования в географии: описание, измерение, наблюдение, сравнение. Данные методы можно использовать для наблюдения за погодой, измерения расстояния от одного объекта до другого, сравнивать географические объекты.. - Хорошо это или плохо? Делается вывод о ценности и значимости методов исследования в географии. |