Методы, формы организации деятельности учащихся, средства.
Курс по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Для достижения планируемых результатов освоения обучающимися программы по предмету «Обществознание», в соответствии с ФГОС, уместно использовать комплексную методологическую основу, вбирающую в себя ряд общенаучных и педагогических методов, и подходов: Общепедагогическая группа методов, которые классифицируются:
По источнику знаний (практический, наглядный, словесный, работа с книгой);
По назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепление приобретенных знаний, проверка знаний, умений и навыков);
По характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, игровой);
По дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний).
Все перечисленные выше методы выполняют обучающую роль, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную функции в технологическом образовании детей.
Методы:
Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Эвристический метод — применяю разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного, деятельностного подхода посредством основных видов практической деятельности на уроке:
Словесный метод - метод, в основе которого лежит слово. К этой группе можно отнести рассказ, беседу, объяснение, инструктаж. Рассмотрим их более подробно.
Рассказ - монологическое изложение учебного материала, применяется мною для последовательного, доходчивого преподнесения знаний. На уроках истории, особенно в 5-х классах, использую рассказ как метод обучения для подготовки учащимися связного рассказа о природно-климатических условиях и т.д.
Беседа – организуемая педагогом в рамках определенной тематики, позволяющая решить несколько функций – мотивационную функцию, актуализировать опыт учащихся, побудить их к самостоятельному анализу и размышлению. Тематика бесед может быть та же, что и темы рассказов, кроме того, беседа может быть направлена на анализ ситуации, выяснения последовательности событийного ряда. При подготовке к беседе я продумываю систему последовательных вопросов, направленных на решение тех задач, которые определились во время беседы.
Объяснение - последовательное изложение учебного материала, имеющее характер истолкования, рассуждения. Объяснение может использоваться как запланировано, при рассмотрении сложной для понимания технологии изготовления изделия, так и спонтанно, по ситуации, когда какой-либо вопросили действие вызывает затруднение.
Наглядные методы обучения. На уроках истории наглядные методы незаменимы. Они выполняют следующие важные функции:
Обогащение и расширение чувственного опыта детей при знакомстве с различными государствами, их местоположением на карте мира;
Развитие наблюдательности, создание условий для перехода к абстрактному мышлению.
Можно указать следующие приемы наглядного метода: демонстрация, иллюстрация.
Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности
школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Определение сферы деятельности, выбор темы проекта, разработка технологии изготовления проекта, оформление отчета по проекту относятся к основным проблемам, с которыми может столкнуться ребенок при выполнении проектной работы. В основе метода проекта лежит развитие познавательных интересов учащихся, а реализация проекта всегда предполагает наличие какого-либо значимого результата, применимого в реальной деятельности.
Практическая направленность проектов особенно важна, так как учащиеся в своей дальнейшей профессиональной деятельности смогут использовать свои проектные продукты.
Выбор формы организации урока
Большое влияние на формирование интересов учеников оказывают формы организации учебной деятельности. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-путешествия, конкурсы, загадки и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все эти формы реализуются с помощью ИКТ, которые отражаются в презентации.
Фронтальная работа. Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Умение держать в поле зрения весь класс, видеть работу каждого школьника, ввести в атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся.
Групповая форма. Главными признаками групповой работы учащихся являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач. Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Опыт показывает, что высокую результативность дают не все группы, целесообразно так же знать, какие опасности могут подстерегать учителя.
Класс может быть поделен на группы:
А) желание (дружба);
Б) по отношению к проблеме, к предмету;
В) по уровню познавательной активности:
Одноуровневые – разноуровневые
Слабые и сильные.
Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 3 до 6 человек, но не более, поскольку в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы. В. В. Котов, исследовавший групповую деятельность учащихся на уроке, выделил составляющие:
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
3. Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
7. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.
Коллективная форма работы. Предполагает: «обучаю каждого, и каждый обучает всех». «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».
Работа в парах. Один из активно применяемыми формами организации урока для меня это работа в парах. Здесь общее задание делится между партнерами. Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь, потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своего товарища по учебной работе.
Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной форме организации работы ученик выполняет упражнение, рассказ, задачу, проводит опыт, пишет сочинение, реферат, доклад и т.д. Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности. Однако индивидуальная форма имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, его оценка касаются и интересуют только ученика и учителя.
Средства обучения.
Средства обучения — это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.
Печатные (учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, справочники и т.д.);
Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.); аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях и т.п.); Наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации настенные).
При подготовке к урокам каждый учитель старается тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести уроки.