СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методы и приемы используемые на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дано описание методов и приемов используемых на уроках. 

Просмотр содержимого документа
«"Методы и приемы используемые на уроках биологии"»

«Способы и приемы используемые на уроках биологии»

Т.Е.Трофимова, учитель биологии МБОУ СШ№13, г.Арзамас

Современный урок – это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен. Поэтому неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика.                                    Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на уроке должны разумно чередоваться различные формы деятельности, и каждый урок должен быть неповторим, не похож на другие. В каждом уроке обязательно должна быть своя «изюминка». Изучение нового материала должно начинаться с яркого, красивого вступления, цель которого – привлечь внимание к изучаемому материалу, заинтересовать, удивить, потрясти, заставить задуматься, почувствовать ограниченность своих знаний.   

В своей статье, я постараюсь отразить множество приемов, которые могут быть использованы на уроках биологии и географии. Надеюсь, что, собранный мной, материал пригодится и учителям, и учащимся.

  1. Прием «Развивающий канон»

Развивающий канон - это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести  пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями. Т. е. элементы задания могут быть связаны не только логикой, но также аналогиями и ассоциациями.

Возможности применения:

1)на этапе уяснения знаний, отработки понятийного аппарата;

2)на этапе закрепления и обобщения знаний;

3)в качестве домашнего задания;

4)самостоятельное составление развивающих канонов учащимися может быть оценено как творческое задание по теме.

Решить развивающий канон — «прочитать» его решение устно.

Россия

Москва

Египет

?

Франция

Париж

Ступенчатая

Человек



Голова

Затылок


?

глаз

зрачок

2.Синквейн

"Сinq" по- французски значит пять. Классический синквейн - это пятистрочная строфа, составленная по таким правилам:

1) Первая строка содержит одно двуслоговое слово. Это может быть термин, фамилия, понятие.

2) Вторая строка содержит четыре слога, может быть из одного - двух слов – определения предмета, темы стихотворения

3) Третья строка - шесть слогов – два-три глагола, определяющего возможности деятельности «героя» синквейна.

4) Четвертая строфа содержит восемь слогов (предложение, раскрывающее смысл главного слова синквейна)

5) Последняя строка – одно слово из двух слогов, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.

Пример:

Дарвин

Кропотливый. Классифицировал

Придумал антропогенез

Спорно!

3.«Магический квадрат»

Необходимо найти слова, которые даны, из оставшихся букв сложить термин и дать его определение.

Магический квадрат:

и

ц

л

г

т

с

а

к

а

м

т

о

ю

з

а

к

л

а

н

и

т

п

к

о

р

о

п

р

о

т

и

л

а

з

о

в

а

б

х

а

ж

г

л

м

л

е

к

м

о

н

д

о

о

а

х

б

у

е

р

д

ь

л

р

д

я

л

о

м

и

я

Найдите восемь терминов из списка в квадрате:

Цитоплазма, вакуоль, хлоропласт, ядро, глюкоза,

Гольджи, рибосома, митохондрия

Из остальных букв сложите девятое слово, относящееся к изученной теме.

4. «Реши ребус»

Необходимо по рисунку разгадать слово или словосочетание.

5.Прием «Инсерт» (INSERT)

Самым продуктивным при работе с текстом.

I – интерактивная,

N – познавательная,

S – система,

E – для эффективного,

R – чтения,

T –размышления/

Прием ИНСЕРТ требует от обучающегося сконцентрированного чтения, параллельного анализа и выбора изучаемой информации.

Этот прием развивает навыки работы с таблицей и условными знаками, четкого разграничения информации на знакомую, новую, вызывающую несогласие или вопрос, пробуждает интерес к неизвестным фактам. Прием состоит из нескольких этапов.

I этап (вызов) - предлагаю обучающимся внимательно прочитать текст. Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение.

После чтения знакомлю с системой маркировки:

V– известная информация,

+ — новая информация,

? — непонятная информация,

«-» думаю по-другому.

II этап (осмысление) — обучающиеся в соответствии с маркировкой расставляют значки на полях текста (разрешаю подчеркивать слова, графически выделять нужную информацию).

III этапе (размышления) ученики заполняют таблицу. Переносят свои метки в графы, но уже в виде тезисов. Работа на данном этапе развивает навыки выборочного письма, тезисного оформления информации.

«V»

«+»

«?»

«-»





IV этап (рефлексия) – Обсуждение каждой графы таблицы.

6. Прием «Кластер»

Кластер(«гроздь») — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Кластер — один из его методов (приемов) критического мышления. Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.

  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.

  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. В начале урока дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. В ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками.

1.В центре располагается основное понятие, мысль, ключевое слово или словосочетание. Это «серце» идеи, темы или урока.

2. По сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. (Модель «планеты и спутники»).

3.Вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.

П равила работы с кластером:

  1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

  2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

  3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

7. Прием «Разгадай загадку»

Загадки - своеобразный свод знаний народа об окружающем мире. В народной речи загадывать означает задумывать, замышлять, предлагать для решения что-либо неизвестное. Загадка всегда вызывает любопытство своим скрытым смыслом. Предмет, который загадан, скрывается под намеком, иносказанием, окольной речью.
Загадка - это мудрёный вопрос, заданный в форме замысловатого краткого описания какого-либо предмета или явления.

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
(Воздух.)

Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
Я летаю, я бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода.)

Листок зеленый –
Труженик хваленый.
Лучик света мы поймали
И в крахмал упаковали.
(Фотосинтез у зеленых растений.)

Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут.
Я все терплю,
И всем добром плачу.
(Почва.)

8. Приём «Кроссворд»

Учебный кроссворд - это дидактическая игра, содержащая игровую (разгадывание или составление кроссворда) и учебную задачи (овладение определёнными знаниями, умениями и навыками).

Цель технологического приема: определить (проверить) уровень усвоения  нового учебного материала.

Задачи технологического приема:

1) повторение и систематизация определенных знаний у учащихся;

2) развитие интеллекта, памяти, внимания;

3) развитие личностных качеств учащихся;

4) стимулирования у школьников повышения интереса к учению.

Этапы:

1) придумывание набора слов, из которых будет состоять кроссворд;

2) формулирование заданий-вопросов, по которым данное слово будет угадываться;

3) составление самого кроссворда, расположение клеточек-букв на листе.


9. Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)

Интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. В основе ЗХУ лежит таблица. Во время заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию. Заполнение таблицы происходить во время урока. 

В начале урока, заполняется графа «Знаю». Здесь ученики самостоятельно или в группе пишут в графе то, что уже знают по теме урока.

Потом сразу формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают их в графе «Хочу узнать». Здесь важна замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?

В конце урока (рефлексия), учащиеся делают выводы и записывают то, что узнали.

Знаю (что мы знаем)

Хочу узнать (что мы хотим узнать)

Узнал (что мы узнали, и что нам осталось узнать)




Советы:

  • Необходимо правильно поставить вопрос в начале урока. На него должно быть 6-7 ответов. Ребята должны самостоятельно попытаться вспомнить необходимые сведения.

  • Если были зафиксированы какие-то неверные данные, их можно предложить занести во вторую графу. Этот факт помечается и ждем, когда ученик сам осознает свою ошибку.

  • Для формулировки выводов в графе «Узнал» надо подготовить инструкцию, чтобы ребята смогли использовать все полученные знания и умения.


10. Приём «Шесть шляп мышления»

Прием был предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения. Основоположники технологии развития критического мышления адаптировали прием для обучения детей.

Алгоритм работы с приемом

  1. Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.

  2. Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.


11.Прием «Фишбон».(Диаграмма Исикавы.)

С уть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Ф ормы работы на уроке

Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.

Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

12.Таблица ПИМ (плюс- минус-интересно).

 Автор Эдуард Боно, для чтения не эмоционально окрашенных текстов.

 Прежде, чем учащиеся начнут читать текст, предложить им нарисовать таблицу из трех граф:

«+»

«-»

«?»




1. «Плюс» сюда записываются те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего»? (для ученика, для  взрослых, для человечества, для государства)

2. «Минус» - в нее записываются те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого? (для кого бы то ни было)

3. «Интересно»- обозначается «?», и предназначена для записи различных интересных фактов, мыслей, предложений. Даже если будет одна запись это прекрасно. 


13. «Тонкий и толстый вопрос»

Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при рефлексии - для демонстрации понимания пройденного.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, требующие простого ответа. Потом "толстые" вопросы, требующие подробного развернутого ответа.

2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала – "тонкие", а потом "толстые".

3 этап – при работе с текстом учащиеся к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.( Для того чтобы учащиеся успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.)

Таблица " толстых " и " тонких " вопросов



Толстые?

Тонкие?

   Дайте 3 объяснения, почему...?
   Объясните, почему...?
   Почему Вы думаете ...?
   Почему Вы считаете ...?
   В чем различие ...?
   Предположите, что будет, если... ?
   Что, если ... ?

   Кто ?
   Что ?
   Когда ?
   Может ..?
   Будет ...?
   Мог ли ... ?
   Как звать ...?
   Было ли ...?
   Согласны ли Вы ...?
   Верно ли ...?

14. Прием «Лови ошибку»

Преимущества приема «Лови ошибку»:

  • универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;

  • приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;

  • развивает аналитические способности;

  • предоставляет поле для практического применения полученных знаний;

  • заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;

  • воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Задание может содержать в себе ошибки 2 уровней: - явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

15. Прием «Верите ли, вы…»

Этот прием используется в начале или в конце урока. Учащиеся ставят (+), если считают информацию верной, и (–) если не верно. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) возвращаемся к данным утверждениям и просят учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.


Утверждение





«верю»





«не верю»






16. Прием «Восстановите текст»

Учащиеся получают предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Учащимся предлагается учебный текст, в котором имеются пропуски. А под текстом записаны пропущенные цифры или слова. Учитель предлагает восстановить текст, затем сверить в паре или в группе и сравнить с образцом.


17.Прием «Буквенный диктант»

Требуется отгадать зашифрованное слово, расшифровывая его по буквам. По первым буквам ответов получится задуманное слово. Буквы закодированы в вопросах по изученной или изучаемой теме. Ученики записывают только указанную букву из отгадываемого понятия. Прием развивает навыки работы в аудиальной модальности, активизирует внимание.

Возможности применения: 

1. прием отлично работает при введении новой темы, объяснение которой основано на актуализации опорных знаний; в этом случае зашифровывается тема урока;

2. на этапе усвоения понятийного аппарата темы;

3. на этапе предварительной диагностики перед зачетом.

Например: Тема урока: ЦВЕТОК

1. Наиболее крупная систематическая единица, объединяющая все растения (Царство).

2. Органы растений, обеспечивающие питание, рост и бесполое размножение растений (Вегетативные ).

3. Хвойное растение с пирамидальной кроной, широко распространенное в Беларуси (Ель).

4. Группа клеток, схожих по строению, происхождению называется (Ткань).

5. Часть листа, с помощью которой он прикрепляется к стеблю (Основание).

6. Орган растений, обеспечивающий минеральное питание (Корень).

18. Прием «Задание со сменой установки». 

Данный прием развивает зрительную память, быстроту реакции и внимания. Учитель предлагает выполнить тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Одновременно происходит проверка качества усвоения программного материала. Суть приема в следующем: на доске пишутся термины, учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убирается, а учащиеся должны постараться ответить на вопросы учителя.

Например: вакуоль, хлоропласт, ядро, оболочка.

1. В клетки мякоти арбуза самое большое пространство занимает органоид, записанный четвертым? ( нет, первым)

2. Второй органоид может менять цвет? (да).

3. Все органоиды – существительные женского рода? ( нет, два).

4. Первый органоид является носителем наследственной информации ? ( нет, третий)

19.Прием «Таблица верных и неверных утверждений»

 Позволяет организовать работу по изучению учебного текста. Учащимся предлагается несколько утверждений по незнакомой теме. Среди них есть верные и неверные. Напротив каждого утверждения учащийся ставит значок: +, -, ?

Далее используя учебный текст, учащиеся находят подтверждение или опровержение утверждений.
Утверждения + - ?
















Например: «Классификация цветковых растений»

Утверждения + - ?

Сходные классы объединяют в семейство




Вид Крапива двудомная относится к роду Крапива




Бинарная номенклатура была введена в науку К.Линнеем




Отдел Покрытосеменные разделяется на два класса : Однодольные и Двудольные




Нельзя определить, к какому классу относится растение, используя только один признак





20. Прием «Ключевые слова»

Учитель определяет несколько ключевых слов, тесно связанных с материалом урока. На доске записано несколько слов, которые могут подвести учащихся к теме урока. На этапе рефлексии, слова могут использоваться для того, что бы составить предложение или небольшой текст.

Например, в начале урока по теме "Биосинтез белка": миозин, актин, гемоглобин, инсулин, липопротеины, Y-глобулин

Например, в конце урока: гриб, водоросль, лишайник, симбиоз, автогетеротрофный организм. Лишайник-это автогетеротрофный организм, симбиоз гриба и водоросли.


21. Прием «Перепутанные логические цепочки»

Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Метод можно использовать на любой стадии урока. Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом. Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.

Например

1. Расположите в правильной последовательности этапы создания генетически изменённых организмов.

  1. Введение вектора гена в бактериальную клетку

  2. Отбор клеток с дополнительным геном

  3. Создание условий для наследования и экспрессии гена

  4. Объединение созданного вектора с геном

  5. Получение гена, кодирующего интересующий признак

  6. Практическое использование трансформированных клеток для продуцированного белка

2. Установите последовательность, отражающую систематическое положение растения Красной книги – Тюльпана Шренка, начиная с наименьшего таксона.

  1. Класс Однодольные

  2. Тюльпан Шренка

  3. Отдел Покрытосеменные

  4. Семейство Лилейные

  5. Род Тюльпан

22. Прием «ИДЕАЛ»

Алгоритм стратегии :

Шаг 1.Интересно, в чем проблема?

В начале нужно сформулировать проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не» и обязательно присутствовать местоимение «я». Необходимо избегать пространных, общих слов. Вопросов должно быть несколько, и все они должны быть разными. Теперь из них нужно выбрать наиболее точный вариант.

Шаг 2.  Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!
После того, как сформулирована проблема, в течение 10 минут (может быть и другое количество времени), необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные. 

Шаг 3.  Есть ли какие-либо хорошие решения?

В составленном списке способов решения проблемы нужно отметить «галочкой» или знаком «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. По ходу дела можно их уточнять, но ни в коем случае не критиковать! Если удачных вариантов нет, сделайте небольшой перерыв, и продолжите работу над пунктом «Д» (шаг 2). Если по поводу какого-то варианта имеются сомнения, то обозначаем его как «+ –».

Шаг 4.  А теперь сделаем выбор!

Итак, перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой» (или знаком «+») способами решения проблемы. Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант. Учтите, что он может только «выглядеть» оптимальным, поэтому надо быть готовыми вернуться к списку через некоторое время.

Шаг 5.  Любопытно, как это осуществить на практике?

Пришло время наметить план осуществления вашего ИДЕАЛьного решения. Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность». 
Этот метод учителя используют при работе с текстами, содержащими определенную проблему. Работа с использованием стратегии «ИДЕАЛ» может занимать больше времени, чем один урок, к ней можно возвращаться в течение изучения темы (листы с промежуточными результатами могут достаточно долго находиться на стенах класса). Также этот метод используется и во внеклассной работе: при совместном решении каких-либо повседневных учебных и внеучебных проблем, при проведении родительских собраний.


23. Прием «Концептуальные таблицы»

Это педагогический метод, который направлен на создание сравнительной таблицы. В зависимости от цели, которая ставится на уроке, таблица заполняется учениками в качестве домашнего задания или на уроке, постепенно или вся целиком. Прием используют на этапе закрепления пройденного материала, на уроках структуризации и обобщения знаний. Способ построения таков: по горизонтали записываются основные характеристики, по которым сравнивается явления или объекты, а по вертикали — отличительные свойства, по которым происходит сравнение.

В ходе данной работы формируются и развиваются такие умения:

  • обобщать пройденный материал;

  • сравнивать и анализировать;

  • умение выделять главное и проводить аналогии;

  • создавать целостное представления об изучаемых объектах.

Признаки для сравнения

Объект сравнения

Объект сравнения

Объект сравнения













Например.

Признаки для сравнения

Амеба обыкновенная

Эвглена зеленная

Инфузория туфелька

Место обитания




Особенности строения




Значение





24. Прием «Эссе»

Эссе — небольшое сочинение по заявленной теме в свободной форме. Эссе (лат. "опыт") - размышления в письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся с его опытом. Объем мини-эссе - от половины до полутора страниц. От традиционного сочинения отличается большей свободой и меньшим объемом. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, - читая свои записи это сделать проще.

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: "Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю". Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.


25. Прием "Двухчастный дневник".

Двухчастный дневник дает возможность учащимся лучше усвоить прочитанный материал. Для этого страницу делят пополам, слева записывают, какая часть текста произвела наибольшее впечатление. С правой стороны они должны дать комментарий: что заставило их записать именно эту цитату? Какие мысли она у них вызвала? Читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать пометки в своем двойном дневнике. Учитель может заранее оговаривать, сколько записей должен сделать ученик.


26. Прием "Чтение со стопами".

Текст делится на мелкие части для более детального обсуждения содержания. После прочтения последовательно каждой части текста по указанию учителя делается остановка "стоп" и учащиеся отвечают на вопросы. Инициирующим компонентом обсуждения являются вопросы учителя. Возможные вопросы: Какова главная мысль этой части текста? Что было в этой части для вас новое? Как вы озаглавите эту часть текста?


27.Приём группировки.

Суть приема заключается в том, что учащимся предлагается ряд понятий, которые необходимо сгруппировать, объединив по общим признакам по следующему алгоритму:

а) сравнить понятия;

б) выделить общие признаки;

в) сгруппировать.

Результативность приема группировки:

  • использование приёма способствует развитию интеллектуальных способностей, логического мышления учащихся;

  • возникает удовлетворённость каждого школьника успешной деятельностью (все по-своему праву);

  • происходит повышение качества обученности.


28.Прием "Корзина идей, понятий, имен".

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре.

Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в "корзинке" идей. В корзину идей можно "сбрасывать" факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознания ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Рекомендации по использованию приема "Корзина идей".

1. Записывать все идеи, даже если они ошибочные. Это вызовет желание доказать неправильность утверждения.

2. Не комментировать высказываемые детьми идеи, понятия, примеры, факты, имена.


29.  Прием «Т-таблица» Если на уроке изучаются два или несколько похожих объекта, можно использовать данный прием.
Отличительные признаки первого объекта Общие одинаковые параметры для сравнения Отличительные признаки второго объекта




Отличительные признаки Земноводных Общие признаки Отличительные признаки Пресмыкающихся




30. Прием «Ромашка Блума»

П рием «Ромашка Блума» создан известным американским  психологом  и педагогом Бенджамином Блумом. Ромашка состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит вопросы определенного типа.

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику  возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…


31. Прием «Мозговой штурм»

Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся.

При одном из вариантов организации работы на уроке, класс разделяется на 2 группы. Одни ребята выдвигают идеи и предположения — создают банк идей. Вторые занимаются анализом. Соответственно, группы работают по очереди.

Возможна и другая форма организации мозгового штурма, когда все ребята участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли критиков.

Этапы проведения мозговой атаки на уроке

  • Создание банка идей. Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.

  • Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.

  • Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.

32. Прием «Дерево предсказаний»

Прием был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. 

На доске рисуется силуэт дерева:

С твол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).


33. Прием «Письмо по кругу».(Письмо в будущее)

Он помогает определить направления для дальнейшего изучения материала и выстроить свою работу используется на этапе рефлексии. Для этого в группы даются листы, и на каждом написан свой вопрос (Что нового узнали? Что для вас было самым интересным? Что было самым главным? Что было непонятно? Что бы вы хотели еще узнать?).


34.Прием «Работа с рисунком»

Алгоритм решения заданий с рисунком

  • узнавание (определение) биологического объекта;

  • анализ содержания вопроса;

  • актуализация знаний о биологическом объекте;

  • определение содержания ответа и его грамотная формулировка.

Например: Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?
































Пояснение. На рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек, расположенных очередно; 2. Побеги служат органами вегетативного размножения. 3. Отличие: клубень — видоизменённый побег, содержит запас органических веществ (крахмал)


35. Прием «Рюкзак»

Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Цель этого приема: ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме).

Например:

Я узнал строение млекопитающих;

Я могу рассказать о вешнем строении птиц;


36. Прием «Лестница»

Данный прием проверяет способность ученика ранжировать биологические объекты.

Пример: Артерии, вены, капилляры.

Расположите кровеносные сосуды  по:

А) увеличению количества слоев в стенках;

Б) увеличению скорости тока крови;

В) увеличению давления крови в сосудах;


37. Прием «Создай паспорт»

Создать краткое описание растения, животного, органа или биологического процесса.

Например.

Создай паспорт сердца:

- какой системе органов относится;

-месторасположение;

-масса;

-форма;

-количество слоев в стенках;

-количество камер;

-название камер;

-какие клапаны и где располагаются;

-как осуществляется регуляция деятельности;

-этапы сердечного цикла, их длительность и последовательность; т.д.


Литература:

  1. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/40029-vidy-klasterov-i-ih-primenenie-na-uroke

  2. https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2021/11/28/ispolzovanie-klasterov-dlya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya

  3. https://ped-kopilka.ru/blogs/guzenko-irina/zanjatie-razgadai-zagadku-poznavatelnoe-razvitie-detei-shkolnogo-vozrasta.html

  4. https://gymnasia93.ru/safety/index.php/2018-06-07-04-11-47/47-priem-shest-shlyap-myshleniya-na-uroke

  5. https://pedsovet.su/metodika/priemy/5714

  6. https://infourok.ru/pamyatka-elementi-tehnologii-kriticheskogo-mishleniya-2556968.html

  7. https://pedsovet.su/metodika/priemy/6434_konceptualnaya_tablitsa

  8. https://urok.1sept.ru/articles/649620

  9. https://infourok.ru/priem-romashka-bluma-kak-sposob-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-3371679.html

  10. https://pedsovet.su/publ/205-1-0-5763

  11. https://www.eduneo.ru/priemy-triz-pedagogiki-na-urokax-v-nachalnoj-shkole/

  12. https://infourok.ru/metodi-i-priemi-na-urokah-1239255.html








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!