Тема урока: Урок обобщения и контроля знаний по теме « Отдел покрытосеменные растения.»
Цели урока:
Образовательные:
Закрепить, систематизировать и обобщить знания по теме.
Проверить знания терминологии по теме, частей цветка, приёмов работы с определительными карточками.
Развивающие:
Развивать умение работать в паре, чувство ответственности перед соседом;
Продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе;
Развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей;
Воспитывать интерес к изучаемому предмету путём применения игровых методов обучения, создания проблемных ситуаций на уроках
Задачи урока: создать условия для развития:
1. предметных компетенций посредством раскрытия связи между особенностями организации цветковых растений в отличии, признаках классов растений, строении цветка разных семейств.
2. общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
3. ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;
- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, контролем и самооценкой достигнутого;
- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;
- коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в парах;
- социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;
- личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в паре.
Тип урока: контрольно-обобщающий.
Ведущая педагогическая идея: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал для работы в парах, гербарии растений из разных семейств. (см. ход урока и приложения)
Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: биологические задачи, метод исследования, работа с гербарным материалом.
Используемый УМК:
Учебник биологии 6 класс: Многообразие покрытосеменных растений. В.В. Пасечник.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.
Таинственен, красив цветочный мир.
Войди в него — услышишь утром рано,
Как светлой музыкой наполнился эфир:
Поют луга, овраги и поляны…
Звучит Симфония Цветов! Вдали, вокруг —
Глядят «антенны» в Космос повсеместно
Земля — концертный зал, цветы — оркестр,
Цветок — волшебный инструмент оркестра.
2.Мотивация учебной деятельности учащихся. Обсуждение эпиграфа урока. Определение темы урока. Постановка основной цели.
3. Задания на повторение и обобщение знаний по теме.
Задание 1
Впишите названия основных систематических групп.
………………………. Растения
………………………. Покрытосеменные
Однодольные ……………. Двудольные
Лилейные ……………… Крестоцветные
Ландыш ……………… Редька
Ландыш майский ………….. Редька дикая
Задание 2
Определите правильную последовательность систематических единиц.
1.класс- род- вид- семейство
2.класс- семейство- род- вид
3. семейство- класс- род- вид
4. род-семейство- класс- вид
Задание 3
Впишите признаки классов.(работа в парах), самопроверка.
Название класса | Типичные признаки растений этого класса |
Кол-во семядолей | тип корневой системы | характер жилкования листа |
Двудольные | | | |
Однодольные | | | |
Физминутка:
Овощи на грядке.
Движение роста растения – потянулись вверх
Движение растения на ветру – колышемся из стороны в сторону, руки вверх
Любуемся солнышком – смотрим вверх, в сторону глазами.
Задание 4
Узнай семейство по картинке
Задание5
Работа с таблицей, определение признаков семейств (в парах), самопроверка.
Название семейства | Представитель | Строение цветка | Тип плода |
крестоцветные | | | |
бобовые | | | |
розоцветные | | | |
сложноцветные | | | |
паслёновые | | | |
злаки | | | |
лилейные | | | |
Задание6
По картинкам, лежащим на столе учащиеся определяют к какому семейству относится растение, и помещают картинки на доску при помощи магнитов.
Задание 7
Угадай-ка.
Ученики заранее готовят загадки о цветковых растениях.
Задание 8
Лабораторная работа «Определение видов растений по гербариям.»
4. Закрепление знаний
Тест по теме «Покрытосеменные растения»
Тест "Отдел Покрытосеменные растения"
1. Основной признак покрытосеменных растений – наличие
А) стебля и листьев
Б) стебля, листьев и корня
В) цветков и плодов
Г) семени
2. У двудольных в зародыше
А) одна семядоля
Б) две семядоли
3. Покрытосеменных растений насчитывается:
А) 1 млн видов
Б) 500 тысяч видов
В) 250 тысяч видов
4. Шиповник относится
А) к однодольным
Б) к двудольным
5. Пшеница относится к
А) однодольным
Б) двудольным
6. У двудольных корневая система
А) стержневая
Б) мочковатая
7. У однодольных листья
А) в большинстве простые, с дуговидным или параллельным расположением жилок
Б) листья как простые так и сложные с сетчатым расположением жилок
8. У двудольных цветок
А) трехчленного типа
Б) пяти и четырехчленного типа
9. Капуста, редис, редька относятся к семейству
А) крестоцветные
Б) лилейные
10. Пшеница, рожь, ячмень относятся к семейству
А) злаковые
Б) розоцветные
Ответы:
1-в
2-б
3-в
4-б
5-а
6-а
7-а
8-б
9-а
10-а
5.Подведение итогов.
Рефлексия