СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методы и приемы коррекционно-воспитательного воздействия на учащихся с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Методы и приемы коррекционно-воспитательного воздействия на учащихся с ОВЗ»»

Выступление на заседании педсовета

«Методы и приемы коррекционно-воспитательного воздействия на учащихся с ОВЗ»

Работая с детьми с ОВЗ, сталкиваешься с проблемой обучения и воспитания — со сниженным общим запасом знаний, ограниченностью представлений об окружающем, выраженных нарушениях внимания и памяти. Опираясь на опыт работы, видишь, что правильно подобранные методы и формы педагогической и психической помощи детям с ОВЗ, с учетом их индивидуально-психологических особенностей оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития. Детский коллектив является моделью жизни взрослого, в нем четко видны проблемы нашего общества. Ежедневно наблюдая за детьми, невольно понимаешь эти проблемы и начинаешь их решать, ведь нельзя обмануть доверие детей. Ежедневный кропотливый труд дает результат и приносит свои плоды, дети доверяют тебе, делятся самым (на их взгляд) сокровенным. Чтобы добиться хороших результатов в своей работе надо стараться использовать новые и интересные педагогические приемы. Приемов много, и каждый педагог в своей работе с детьми выбирает наиболее эффективные, в зависимости от того, чему нужно научить детей. Интересы, потребности детей побуждают нас находить новые методы, приемы и формы работы, которые способствуют наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала личности,

Целью  коррекционной   работы   является   исправление   (доразвитие) психических и физических функций  ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего образования, подготовка к жизни и труду.

В коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями в здоровье в первую очередь я использую педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности.

Цель воспитательной работы с детьми с ОВЗ: создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности.

Основными задачами данной работы являются:

-коррекция дефектов развития ребенка с ОВЗ в процессе обучения его общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки, разностороннего воспитательного воздействия на ход его развития;

-подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из рабочих профессий в условиях современного производства, то есть социально-трудовая адаптация;

-проведение лечебно-оздоровительной работы, направленной на укрепление и исправление общего физического состояние школьников.

При организации воспитательной работы я учитываю  следующие направления:

-воспитание  в процессе обучения;

-внеклассная   работа по предметам (учителя- предметники);

-работа с детьми, имеющими девиантное  поведение;

-индивидуально-групповые занятия со специалистами;

-стиль, тон отношений в школьном коллективе, морально-психологический климат;

-воспитательные мероприятия ;

-социально- бытовая ориентация;

-клубы, секции, творческие объединения дополнительного образования (педагоги дополнительного образования);

-организованный досуг.

Всю  воспитательную работу целесообразно  направить на коррекцию поведения учащихся, воспитание учебной и поведенческой дисциплины, гуманного отношения к окружающим людям.

Данная работа способствует социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Основная направленность  социальной адаптации - практическая подготовка ребенка к самостоятельной жизни.  У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается  своеобразие социально-эмоционального развития.  Они с трудом  выделяют сверстников в качестве объектов для  взаимодействия,  длительно усваивают правила поведения, не  проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания  в повседневной жизни.  Поэтому необходимо создавать  особое образовательное  и воспитательное пространство. Для этого важно создавать такие   программы воспитания, где социально - нравственный аспект развития стоит на первом месте. В воспитательную программу я включила  следующие направления  работы :

-Нравственное воспитание.

-Правовое воспитание.

-Гражданско-патриотическое воспитание.

-Эстетическое воспитание.

-Трудовое воспитание.

-Физическое воспитание.

- Безопасное жизнеобеспечение.

-Экологическое воспитание.

-Профилактическая работа.

По данным направлениям ведется  совместная воспитательная работа учителя на классных часах, на родительских собраниях, внеурочных коллективных традиционных делах и мероприятиях.

Основная  роль в   организации воспитательного процесса принадлежит классному руководителю Одна из главных задач воспитательной программы- формирование коллектива класса, так как  классный коллектив является главной структурной единицей коллективного творчества. Начиная с первого класса, ученик должен ощущать себя частью  единого коллектива и жить идеями и настроениями всей школы.

Планируя содержание воспитательной работы с детьми с ОВЗ, в своей деятельности  я руководствуюсь пониманием задач, стоящих перед школой, в которой обучаются дети с ОВЗ.

Задачи решаются следующим  способами:

·       Моделирование жизненных ситуаций в социуме;

·       Создание банка данных (коллективные дела);

·       Выполнение общественно-значимых дел;

·       Установление связей с внешней средой

Годовое планирование воспитательной работы с учащимися с ОВЗ отражает основные направления и формы воспитательной работы, актуальные педагогические проблемы, пути совершенствования методов воспитания учащихся. План воспитательной работы с детьми с ОВЗ должен быть объективен, реален и выполним, создавать базу для роста творческой активности детей.

Работая с данными детьми, классный руководитель руководствуется:

·       Мотивами и ведущим видом деятельности каждой возрастной группы;

·       Учитывает особенности характера и недостатки ребенка;

·       Изучает структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие    на формирование личности;

·       Постоянно наблюдает, отслеживает динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.

Функции классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ направлены на:

• Организационно-координирующую деятельность:

- установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;

- взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;

 - учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

- индивидуальное, воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;

• Коммуникативную деятельность:

- регулирование межличностных отношений между обучающимися;

- установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;

- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;

- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

• Аналитико-прогностическую деятельность:

- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

- определение состояния и перспектив развития классного коллектива.

В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися с ОВЗ:

·       индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

·       групповые (советы дел, творческие группы и др.);

·       коллективные (коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

Особое место занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников с ОВЗ, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные и нравственные  проблемы.

Классный руководитель, осуществляя воспитательную работу детей с ОВЗ, выполняет:

- коррекционно-развивающую работу с обучающимися класса;

-индивидуальную работу с «трудными» обучающимися, относящимися к группе риска;

-работу по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий силами обучающихся класса;

-просветительскую работу для родителей (законных представителей). -принимает родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса.

В рамках реализации работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, классный руководитель организует практикумы, тренинги по общению с детьми, развитию коммуникативных навыков, оказывают помощь семье в преодолении вредных привычек, обследует социально-бытовые условия.

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного воспитания детей с ОВЗ необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. На основе результатов диагностических исследований, проведенным лично классным руководителем, создавать программу педагогической коррекции, включающую в себя:

- создание ситуации успеха;

- пропедевтическую работу по ликвидации пробелов в поведении, обучении;

 -привлечение ребенка к коллективной деятельности;

- помощь в реализации социальных потребностей;

- организацию профориентационной работы с учетом интересов учащихся.

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.

Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности».  В.П. Кащенко