СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы обучения для развития креативного мышления

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке определены методы и приемы обучения для развития креативного мышления

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы обучения для развития креативного мышления»

ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

МЕТОД «МОЗГОВОЙ ШТУРМ».

Автор – Алекс Осборн.

ЦЕЛЬ: Эта методика позволяет коллективно обнаруживать новые идеи. Её цель – получение максимального количества самых разных идей [5].

КАК РАБОТАЕТ:

  1. Для начала нужно определить проблему.

  2. Далее участники предлагают всевозможные решения этой проблемы.

ПРИМЕР: Предложите варианты для обуви, в которой не опасно ходить в гололед.

Варианты: приклеить лейкопластырь, шипы и т. д.

ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИИ:

  • Можно использовать на этапе постановки задач занятия. После оглашения темы перед обучающимися можно поставить задачу, придумать как можно больше вопросов по теме, поиграть в игру «Интервью». Например, тема занятия «Канзаши». Деты придумывают вопросы по теме: Что это? Когда появилась? Кто придумал? Какие инструменты используются? и т. д.

  • При объяснении новой темы или любого нового термина. Перед тем как озвучить характеристику темы, педагог предоставляет возможность обучающимся ответить на этот вопрос. Например, тема «Бисероплетение». Дети предполагают: «Это плетение из бисера », «Это украшения из бисера» и. т. д.

  • На протяжении всего занятия, при постановке любой задачи.

МЕТОД «СИНЕКТИКА».

А втор – Уильям Гордон.



ЦЕЛЬ: Основным приёмом креативного мышления в этой методике является построение аналогий. Аналогии пробуждают ассоциации, которые, в свою очередь, стимулируют творческие возможности. Метод синектики является усовершенствованным методом мозгового штурма [10].

КАК РАБОТАЕТ:

  1. Для начала нужно выделить проблему. Ее не знает никто из участников. Информация доступна только руководителю.

  2. Затем нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. Они бывают 4 видов:

Таблица 2

Прямые. Это похожие черты объектов, используемые при решении одинаковых задач. Сюда относится схожесть природных данных или технических характеристик.


Символические. В обычных вещах нужно видеть метафоры и парадоксы. Здесь синектика предлагает посмотреть на привычное с необычного ракурса. Например, книга – молчаливый рассказчик.

Личные. Попробуйте отождествить себя с изучаемым явлением или объектом. Наденьте на себя его функции и характеристики. Это поможет изменить взгляд на вещи.

Фантастические. В случае с этой аналогией можно проявлять всю фантазию. Представьте объект в самых фантастических или даже нереальных условиях. Возможно, в этот момент вы увидите, как решить проблему без привязки к существующей реальности [10].



  1. В таблице записывают аналогии.

  2. Затем нужно сопоставить цель, объект и аналогии [3].

ПРИМЕР: Примером эффективности синектического штурма называют сотрудничество Гордона с компанией Kellogg — производителем чипсов Pringles. Возникла проблема с упаковкой. Нужно сделать ее компактной и удобной. Но как? Используя метод синектики, Гордон сравнил чипсы в упаковке с собранными в пакеты опавшими листьями. Сухие занимают больший объем, чем влажные. Последние эластичнее и мягче, благодаря чему компактнее укладываются в пакеты и мешки. По мнению изобретателя, так стоит поступить и с чипсами [10].

Рисунок 3

ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИИ:

  • Можно использовать при объяснении свойств и возможностей материала. Например, тема «Фетр». Обучающиеся приводят аналогии (прямая – коврик, личная – сами дети, символическая – мягкая бумага, фантастическая – ковер-самолет). Рассуждая о свойствах и возможностях предполагаемых аналогий – можно сделать выводы о свойствах и возможностях фетра.

  • Можно использовать при обсуждении практического назначения изделия, которое выполнили дети.

МЕТОД «ШЕСТЬ ШЛЯП».

Автор – Эдвард де Боно.

ЦЕЛЬ: Эта методика помогает управлять мышлением, переключать его. Яркие цвета шляп делают каждую из них различимой, заметной, помогают задать мыслям нужное направление. Такой приём как надевание шляп разного цвета, каждый из которых соответствует определенному углу зрения, помогает уйти от ненужных споров и отрицательных эмоций, достичь согласия [5].

КАК РАБОТАЕТ:

Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп.

  1. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты.

  2. Затем надевает черную и во всем ищет негатив.

  3. После этого наступает очередь желтой шляпы - поиска позитивных сторон проблемы.

  4. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи.

  5. А в красной может позволить себе эмоциональные реакции.

  6. Наконец, в синей подводятся итоги [3].

ПРИМЕР: После изучения музыкального произведения, например, «Землянка», педагог предлагает для групп следующие задания:

Белая — факты из истории создания произведения, объяснить почему выбрана именно такая структура, такой жанр. Желтая — найти аргументы, почему это произведение считается одним из лучших. Черная — обосновать негативное восприятие. Либо доказать, что эта песня неактуальна в наши дни. Красная — рассказать об эмоциях, чувствах и впечатлениях после прослушивания произведения. Зеленая — доказать, что песня актуальна в наши дни, чему она учит современных подростков. Синяя — эксперты.

ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИИ:

  • При закреплении нового материала.

Группа детей с белой шляпой оглашают только основные термины темы, факты, цифры. Группа с черной шляпой рассуждает, какие трудности могут возникнуть при изучении этой темы, что было не понятно. Группа с желтой шляпой, наоборот, ищут только позитивные моменты. Группа с зеленой - предлагают новые идеи по этой теме. Группа с красной шляпой показывают эмоции, которые у них вызывают те или иные разделы темы. Группа с синей шляпой – подводит итоги.

«МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ».

Автор – Тони Бьюзен.

ЦЕЛЬ: По мнению автора, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти [3].

КАК РАБОТАЕТ:

  1. Вы выбираете ключевой элемент (понятие, явление, проблему), записываете его по центру листа, и начинаете окружать ключевыми словами.

  2. Сначала соединяете его с первым ключевым словом, эта связь выполняет функцию логического объединения двух элементов.

  3. Далее, выбранное ключевое слово окружаете своими словами второго уровня, и так далее [8].

ПРИМЕР:

Рисунок 4 [9]

ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИИ:

  • Можно использовать при постановке задач занятия. После оглашения темы выстраиваются аналогии (фиксируются графически).

  • Можно использовать при закреплении нового материала. Изобразив тем самым весь изложенный материал графически.

«МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ».

Автор – Фриц Цвикки.

ЦЕЛЬ: Основным приёмом этого метода является использование специальных таблиц, в которых приведены все основные составляющие интересующего объекта. Метод позволяет упорядочить процесс анализа разных вариантов решения стоящей задачи, он помогает не упустить из виду какой-либо удачный вариант решения, не замеченный прежде [5].

КАК РАБОТАЕТ:

1. В таблице по вертикали указываются параметры поиска, а по горизонтали виды этих параметров, то есть их более детальное представление.

2. Чтобы понять, какие именно параметры подлежат описанию, нужно разбить проблему на независимые составные части.

3. В качестве таких параметров можно выбрать следующие: формат, цветовое решение, символы, описывающие основную проблему, символы, с помощью которых можно представить составные части изображения [6].

ПРИМЕР: Работая над иллюстрацией к статье о биотопливе, в которой шла речь об экономических недостатках и преимуществах альтернативных источников энергии, для поиска и зарисовки идей Натали Ратковски решила использовать метод матрицы.

Рисунок 5

После выбора наиболее удачной комбинации получилась вот такая иллюстрация.

Рисунок 6 [6]

ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИИ:

  • Можно использовать в практической части занятия, на этапе создания эскиза изделия. Метод уместен для создания графики, где большое значение имеет символика, минималистичная и лаконичная. Например, создание логотипов, иллюстраций.

«МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ».

Автор – Чарльз Вайтинг.

ЦЕЛЬ: Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете [3]. В данной технологии новые идеи позволяет находить приём присоединения к заданному объекту признаков или свойств случайно взятых объектов. Необычные, непривычные сочетания получаются путём использования свободных ассоциаций [5].

КАК РАБОТАЕТ:

  1. Для начала нужно обозначить основной объект, для которого требуется найти креативное решение.

  2. Затем нужно выделить несколько случайных объектов.

  3. Далее выделить их характерные свойства.

  4. Присоединить их к новому объекту изобретения.

ПРИМЕР: Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри [3].

ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИИ:

  • Можно использовать в практической части занятия. Метод может использоваться с целью усовершенствования какого-либо объекта. Это может быть и изделие, и инструменты, которые необходимы для создания изделия. Причем, необязательно воплощать в жизнь придуманное, это могут быть только рассуждения. Например, на занятии дети изготовили «Цветок из бумаги». Как можно его усовершенствовать? Выбираются случайные объекты: лампа, колонки. Обозначаются их характерные свойства: лампа (светится, провода), колонки (музыка, компьютер). Присоединив эти свойства к нашему изделию получится - СВЕТЯЩИЙСЯ, МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦВЕТОК.

«МЕТОД ГИРЛЯНД АССОЦИАЦИЙ».

Автор – Генрих Буш.




ЦЕЛЬ: Данный метод предназначен для создания новых образов на основе хорошо знакомых предметов. Предполагается последовательное расширение характеристик образа, которое вначале фиксируется письменно, затем воплощается в материале [4]. Данный метод представляет собой дополненный и расширенный метод фокальных объектов (МФО). Главное отличие метода гирлянд случайностей и ассоциаций от МФО состоит в том, что первый позволяет найти большее число комбинаций фокального объекта со случайными. Это становится возможным, когда используются различные синонимы объекта [12].

КАК РАБОТАЕТ:

1. На первом этапе необходимо обозначить основной объект, для которого требуется найти креативное решение. Определив такой элемент, нужно подобрать к нему несколько синонимов.

2. На этом этапе требуется подобрать вспомогательные элементы, которые помогут в поиске решения задачи. Эти объекты подбираются случайным образом и не имеют никакой связи с основным. Проще всего подбирать их с помощью словаря.

3. После того как основной и вспомогательные объекты подобраны, нужно установить между ними логическую ассоциативную связь. На этом этапе уже можно получить несколько новых креативных идей. Но останавливаться на этом не стоит, поэтому переходим к следующему этапу.

4. На этом этапе необходимо по очереди брать каждый вспомогательный объект и подбирать к нему характеристики, в соответствии с его свойствами. Основной объект здесь не участвует, то есть характеристики нужно подбирать, не обращая внимания на него.

5. Теперь нужно проанализировать найденные свойства и характеристики элементов и отобрать те, которые можно применить к фокальному объекту.

6. На последнем этапе работы остается только проанализировать те варианты, которые оказались наиболее подходящими для решения стоящей перед исследователями задачи, и выбрать лучший из них [12].

ПРИМЕР:

Таблица 3

Исследуемым объектом выступает

МАГАЗИН

Подбираем синонимы к нему

ЛАВКА

КИОСК

БУТИК

Случайные элементы

СОБАКА

ЦВЕТОК

ИГРУШКА

МУЗЫКА

Устанавливаем логическую связь

МАГАЗИН ТОВАРОВ ДЛЯ СОБАК

ЦВЕТОЧНЫЙ КИОСК

МУЗЫКАЛЬНЫЙ БУТИК

МАГАЗИН ИГРУШЕК

Подбираем характеристики случайным объектам

СОБАКА

  • большая

  • злая

  • пушистая

  • породистая


ЦВЕТОК

  • яркий

  • пахучий

  • свежий

  • изящный

  • полевой

ИГРУШКА

  • забавная

  • развивающая

  • электронная


МУЗЫКА

  • веселая

  • зажигательная

  • мелодичная

  • танцевальная


Выбираем характеристики, которые могут подходить к главному объекту

МАГАЗИН СВЕЖИХ ПРОДУКТОВ

БУТИК РАЗВИВАЮЩИХ ТОВАРОВ

МАГАЗИН ЭЛЕКТРОНИКИ

БУТИК ТОВАРОВ ДЛЯ ТАНЦЕВ

Проанализировать и выбрать лучший вариант

БУТИК РАЗВИВАЮЩИХ ТОВАРОВ – НЕБОЛЬШОЙ МАГАЗИНЧИК, В КОТОРОМ БУДУТ ПРОДАВАТЬСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ, ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ, РАЗЛИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И Т. Д. [12]


ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИИ:

  • Так же, как и метод фокальных объектов может использоваться в практической части занятия. Цель аналогична – усовершенствование объектов.

?

МЕТОД «СКАМПЕР (SCAMPER)».

?

?






ЦЕЛЬ: Суть метода заключается в постановке вопросов, стимулирующих возникновение новых идей, модифицирующих существующий предмет или явление [4].

КАК РАБОТАЕТ:

1. Для начала нужно определить проблему, с которой будут работать.

2. Каждая буква в аббревиатуре слова выражает способ работы с характеристиками проблемы:

S – substitute – заменить что-нибудь (материалы, компоненты и т.д.);

Подумайте о том, как заменить часть проблемы, продукта или процесса чем-либо другим. Поиск замены часто приводит к новым идеям. Вы можете искать замену вещам, местам, процессам, схемам действий, людям, идеям и даже эмоциям.

C –combine – комбинировать с другими функциями, предметами, частями;

Подумайте о комбинировании двух или более частей вашей проблемы, чтобы создать принципиально новый продукт или усилить их взаимодействие. По большей части креативное мышление подразумевает комбинирование уже существующих не связанных между собой идей, товаров, услуг с целью создания чего-то совершенно нового.

А – adapt – приспособить, добавив новые элементы или части;

Подумайте, как приспособить уже имеющиеся идеи под новые проблемы. Возможно, решение вашей проблемы уже существует. Все новые идеи и решения в какой-то степени заимствованы из существующего багажа знаний.

M – modify– изменить какой-либо атрибут предмета (размер, форма, цвет);

Подумайте, как вы можете преувеличить или модифицировать свои идеи. Видоизменение или преувеличивание ваших идей может повысить их конечную ценность или дать вам новый взгляд на наиболее важные составляющие вашей концепции.

P – put применить в другой отрасли, в непривычном смысле;

Подумайте, какие новое применение вы могли бы найти для своей текущей идеи, или подумайте, какие из примененных ранее методов вы могли бы использовать для решения вашей нынешней проблемы. Часто бывает, что одна идея прекрасно применима для решения гораздо большего числа проблем, чем казалось ранее.

E – eliminate – удалить некоторые части, упростить до главного;

Подумайте, что произойдет, если вы устраните или минимизируете некоторые части вашей концепции, идеи или разработки. Упростите, сократите или уберите некоторые компоненты. Посредством регулярной перетряски идей, объектов, схем действия вы постепенно сузите спектр проблем к одной или нескольким, наиболее важным.

R – reverse – поменять местами части, перевернуть, изменить порядок.

Подумайте, что бы вы сделали, если бы ваша идея, объект или схема частично действовали в ином или обратном порядке [13].

ПРИМЕР: Предположим, что производитель скрепок для бумаги хочет усовершенствовать выпускаемую продукцию.



  1. Что можно заменить в скрепке?

  2. С чем можно скомбинировать скрепку, чтобы она превратилась в нечто новое?

  3. Что можно адаптировать по отношению к скрепке?

  4. Как можно модифицировать скрепку?

  5. Что можно к ней прибавить?

  6. Можно ли найти другое применение скрепке?

  7. Что можно убрать из скрепки?

  8. Что можно поменять в скрепке на противоположное?

  9. Какой вид скрепок является наилучшим? [14]

ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИИ:

  • Можно использовать в практической части занятия с целью усовершенствования какого-либо объекта. Это может быть и изделие, и инструменты, которые необходимы для создания изделия.

ТЕХНИКА «ДРУДЛЫ».

Автор – Роджер Прайс

ЦЕЛЬ: Друдлы - простые рисунки, предполагающие различную интерпретацию. Придание смысла таким забавным рисункам основано на свойстве восприятия придавать наблюдаемому образу законченную форму. Чем больше вариантов «похожести» на какой-нибудь предмет мы можем найти, тем лучше [4].

КАК РАБОТАЕТ:

Способ 1: Придумайте 3-5 разных вариантов описания того, что изображено на рисунке. На самом деле для каждого изображения возможно не менее 20-30 различных толкований. Каждую картинку можно рассматривать в качестве нескольких разных друдлов поворачивая книжку разными сторонами.

Способ 2: Дорисовать друдл из той закорючки, которую вы видите на картинке, до конкретного (не абстрактного) всем понятного рисунка [15].

ПРИМЕР:

Таблица 4

Что это?

Варианты:

  • виниловая пластинка

  • в бублике лежат спички

  • люк плавает около берега

  • сквозь сд-диск смотрят на домино

  • открытый рот с печенькой

  • и т.д.



ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИИ:

  • Можно использовать при обозначении изделия, которое нужно изготовить. Например, творческое задание «Заяц из бумаги». Педагог показывает обучающимся друдл, один из вариантов его законченного изображения будет заяц, но и другие варианты дети тоже озвучивают, тем самым активизируя свою мозговую деятельность.

  • Можно использовать в практической части занятия, на этапе эскизирования (создание логотипов, иллюстраций).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!