Методы и приемы организации ситуации успеха
как одно из направлений социализации обучающихся
Если есть — успех, то возникает радость, которая окрыляет человека, делает его счастливым и дает чувство уверенности, что многое ему по-плечу. Поэтому, смысл деятельности учителя состоит в том, что бы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Также и неуспех, разделенный с другими, становится чем-то иным.
Особенности успеха: с одной стороны – успех – это сугубо личностное, индивидуальное переживание радости; с другой – коллективная оценка достижений личности.
Всякий ли успех можно считать успехом?
Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, других радует – стоит ли беспокоиться? В некоторых случаях – стоит. Важно, чтобы успех не был нужен лишь для внешнего эффекта или не превратился в самоцель.
Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности; рождающей энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Ситуация – это сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех – результат подобной ситуации.
Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Надежным путем создания ситуации успеха думаю является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении. Кроме этого считаю, необходимо создание доброжелательной атмосферы и взаимопомощи при выполнении учебных и других заданий; справедливое равному отношению ко всем обучающимся и оценке успехов в учебной деятельности.
В своей работе на уроках физики применяю такие ситуации успеха:
- доброжелательность окружающих: расположенность сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, интерес к будущему результату – все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх пред неудачей, инициирует активность подростка;
- снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому часто говорю: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем»;
- «скрытая инструкция»: это завуалированная помощь подростку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы, но сейчас он пока не справится с работой, потому что неопытен, неумел, робок. Говорю: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление дает основание для самостоятельных шагов ребят;
- авансирование: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить ребенок, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…»
Постоянно заранее предупреждаю обучающихся о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний: о том, что должен будет ребенок сделать (повторить, перечитать, прорешать). Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия, что позволяет детям заранее поработать над темами, чтобы создать себе в итоге успех, за выполненную работу, исключить нервозность, переживания у неуверенных в себе ребят;
- «персональная исключительность»: «Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя подростка;
- педагогическое внушение – интонационно насыщенный способ убеждения воспитанника в большой вере в него;
- оценка продукта деятельности ребенка: она определит, переживает ли (все-таки) ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…», «Поражает такой фрагмент…».
В своей работе использую такие приемы успеха:
- прием «Даю шанс» - речь идет о заранее подготовленной ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию бывает и не готовлю специально, но если так складывается по ситуации урока, то этот момент стараюсь не упустить, правильно его использовать;
- прием «Заражение» - «Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда ребенок, послуживший источником этого заражения, будет чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.
- прием «Отсроченной отметки» - отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не путаю при этом с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о движении вперед, о достижении ребенка. Не тороплюсь с плохими отметками, ребенку стараюсь давать шанс!
- прием «Эврика» - прием прост: заключается в моем стремлении разбудить мысль учеников, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников;
- прием «умышленная ошибка» - использую это как педагогический прием развития способностей школьника. Весь класс включается в поиск. Но это не главное, главное — дальше ребята будут слушать еще внимательнее, стараясь не пропустить очередную «ошибку». Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале.
Мои действия, обеспечивающие ситуацию успеха:
- Не заостряю внимание на негативном; чаще улыбаюсь, использую элементы юмора при общении.
- Проявляю интерес и великодушие к своим ученикам.
- Не даю детям прозвища, не вешаю на них ярлыки.
- Не сравниваю ребенка с другими, отмечаю «персональную исключительность»
- Аргументирую необходимость моих действий; ту отметку, которую выставляю ученику.
- Оцениваю действия ученика с акцентом на детали.
- Стараюсь не говорить много за детей, вызываю их на диалог, позволяю выражать им свое мнение.
- Не высказываю недовольство ученику при всем классе, не применяю угрозы.
Кроме традиционного урока в практике своей работы использую нестандартные уроки: деловая игра, творческая мастерская, урок-конкурс, соревнование и другие. Игровые формы и методы активного обучения приносят детям удовольствие от процесса познания, поэтому они, как правило, успешны во время таких уроков. Подобные формы организации занятий создают для ребят условия реального взаимодействия, развивают умения планировать деятельность, договариваться друг с другом, брать на себя ответственность, стимулируют их познавательную активность, интерес к изучению предмета.
Особое внимание на уроке уделяю этапу рефлексии, который предполагает самооценку, самоконтроль. Если сильные ребята могут самостоятельно оценить себя по всем критериям, то слабому требуется помощь в плане определения: чем я прирос Ощущению успеха может содействовать лишь какая-то выделенная деталь результата, именно ее объявляют удачной, оригинальной, яркой, необычной.
Итак, успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться; обучающийся испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Ситуация успеха в учебной деятельности — это достаточно тонкий психолого-педагогический инструмент, которым должен владеть каждый педагог, но его реализация требует хорошего понимания обстановки, учета индивидуальности учащихся с ОВЗ. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Список литературы:
Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации // МГПУ – М., 2012
Калимуллина О. А. Основы ситуации успеха в учебной деятельности с детьми с ОВЗ // Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — Казань: Издательство Казанского университета, 2014.
Староверова М.С. (ред.) Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ Методическое пособие. — М.:Владос, 2011.