СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методы и приемы работы по развитию способностей к самообучению на уроках географии»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Методы и приемы работы по развитию способностей к самообучению на уроках географии»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Огнево-Заимковская средняя общеобразовательная школа»









Методическое пособие





«Методы и приемы работы по развитию способностей к самообучению на уроках географии»

















Выполнила: учитель географии Сафонова Е.Ю.











2021г.



«Методы и приемы работы по развитию способностей к самообучению на уроках географии».



« Расскажи мне – и я забуду, покажи мне - и я пойму,

позволь мне сделать самому, и я научусь»

Конфуций.



Современный этап совершенствования процесса обучения в школе требует изменения системы работы учителя с учащимися. Сегодня основная задача школы – научить ученика учиться.

Активные методы обучения способствуют внедрению в привычную практику учителя новых форм работы, для реализации образовательных программ. Это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, строящиеся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями, о путях разрешения той или иной проблемы, характеризующиеся высоким уровнем активности учащихся. При системном использовании активных методов роль учителя меняется. Он становится координатором, наставником, консультантом, что меняет к нему отношение учащихся.

Активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • активное вовлечение учащихся в образовательный процесс;

  • повышение познавательной активности учащихся;

  • формирование положительной учебной мотивации;

  • стимулирование самостоятельной деятельности;

  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;

  • развитие творческих способностей и нестандартного мышления;

  • развитие коммуникативно – эмоциональной сферы личности учащегося

  • раскрытие личностно – индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для проявления и развития;

  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;

К активным методам обучения относятся цифровые, числовые  диктанты, головоломки, ребусы, синквейны, задания на поиск «лишнего» в предложенном списке понятий, на определение и восстановление связи между терминами или действиями, поиск географических ошибок в тексте, восстановление текста с пропущенными понятиями и т.д. В каждом школьном курсе географии есть темы, позволяющие включить в урок элементы занимательности, «разбавить» сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов и понятий. Вот некоторые приёмы, которые я использую на своих уроках.

Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.

Примеры проблемных ситуаций:

1. Австралия единственный материк, на котором нет действующих вулканов и оледенения. Почему?

2. В чём причина своеобразия органического мира Австралии? Почему именно в Австралии много эндемиков?

3.Объясните, почему полезные ископаемые Анд и восточной части материка различного происхождения. С помощью каких карт атласа вы обоснуете свою точку зрения?

Технология опорных конспектов

О роли схем логических связей в обучении географии писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». При этом главными критериями служат современность, научность, умение отбирать главное, и затем это главное отображать графически.

   Формы опорных сигналов

  • Схемы

  • Таблицы

  • Диаграммы

  • Ассоциативное поле

  • Опорный конспект

  • Алгоритмы

В 6 классе учащиеся, работая с опорным конспектом, привыкают и запоминают условные знаки, сокращения. Учатся строить опорные схемы самостоятельно, например по теме «Ветер» - бриз, муссоны и др.

В 7 классе при изучении материков, начинаем строить опорные схемы сначала совместно, затем самостоятельно. При этом каждый вправе сам подобрать необходимые условные знаки для своей схемы. При изучении первого материка – Африки – составляем схему вместе, затем кто усвоил, продолжает самостоятельно. Порядок выполнения работы: рисуем контур материка схематически (от руки, глядя на карту); затем наносим и подписываем все компоненты соответствующие географическому положению: условные линии (экватор, 0 меридиан, тропики, полярный круг); океаны, крайние точки, полуострова, заливы, проливы и т.д. На следующий урок схема дополняется: тектоническое строение, рельеф, климатические особенности, внутренние воды. Тема природные зоны оформляется таблицей. Народы и страны – опорный конспект.

В 8-9 классе учащиеся продолжают работу по составлению опорных схем и конспектов. Наиболее удачное применение технологии опорных схем при изучении темы «Природные районы».  В курсе «Экономической географии» наиболее удачное применение опорных конспектов по теме «Экономическое районирование». Основные положения плана характеристики даются в виде фактического материала с вытекающим из него выводом, что позволяет сделать конспект более обоснованным, логически правильным.

Обучение приемам графического конспектирования имеет определенное практическое значение, так как находит применение в работе учеников с различными источниками знаний, как по географии, так и по другим предметам.



Дидактические игры:

Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на учащихся, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. 

Пример: “Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Белая ворона”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок.

«Третий лишний» или «Белая ворона»

          Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.

Например.  Коала,  утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)

Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ).


Творческие работы

Сам замысел творческой работы в процессе выполнения, ее результат – требует от ученика максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д.

Например: При изучении темы  «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.

  1. 59 с.ш. 11 в.д.                  Осло

  2. 35 с.ш. 51 в.д.                  Тегеран

  3. 13 ю.ш.  76 з.д                 Лима

  4. 52 с.ш. 105 в.д.                 Иркутск

  5. с.ш.  115 в.д.                     Чита

  6.  42 с.ш 78 з.д.                   Нью-Йорк

  7. 46 с.ш. 75 з.д.                    Оттава

Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать свое имя.


Использование на уроке поэзии

На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

Активизация внимания на уроке часто происходит, если использовать положительные эмоции учащихся. Например, использовать песни, которые по содержанию можно включить в урок.

Работа с картой

Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Отличие частично-поискового уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте.

И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”.

Исследовательский подход (с учетом возрастных особенностей обучающихся) в обучении на уроках и во внеурочной деятельности.

Практическая направленность исследовательского подхода реализуется несколькими путями:

1. Проведение экскурсий, наблюдений, анализ полученных данных об изученной территории, составление отчета.

2. Проведение полевых практик по географии, практическое применение навыков исследования, умение проводить исследования в полевых условиях, сбор материала, его анализ, обобщение, систематизация; отчет о проделанной работе (групповой или индивидуальный).

3. Введение в урок анализа реальных жизненных ситуаций

4.Выполнение учащимися опережающего домашнего задания. Такая работа выполняется самостоятельно с использованием дополнительной литературы.

5. Задание представляется в виде докладов, рефератов, творческих работ, картосхем и представляется для обсуждения всему классу.

Ребусы, кроссворды, чайнворды

Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах. Предмет «География» невозможно представить без разгадывания кроссвордов, чайнвордов, которые нацелены на организацию и заинтересованность детей, стимуляцию их активности.


Практическая значимость данной темы


Главная задача учителя – развивать познавательную деятельность учащихся на уроках. Лучше всего это удается сделать через применение активных методов обучения. Уроки с применением активных форм обучения проходят живо, интересно, нет скучающих и безразличных.

Накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной самостоятельности учащихся при обучении географии. Но нередко учителя сталкиваются с таким явлением, что разработанный урок с применением своеобразных форм, методов и средств не всегда одинаково проходит в разных классах. Причина прироста: у каждого класса свой опыт познавательной деятельности, самостоятельности, активности и свой уровень развития. А каждый приём и метод учебной работы, в свою очередь, рассчитан на определенный уровень развития познавательной работы учащихся. Например, беседа, как наиболее доступный метод работы, с успехом может применяться в любом классе, а выполнение логико-поисковых заданий требует познавательных способностей учащихся достаточно высокого уровня. Поэтому, приёмы и методы работы, с успехом применяемые в одном классе, не могут быть механически перенесены в любой класс. Накопленный опыт по развитию познавательной самостоятельности и интереса учащихся требует от учителя теоретического осмысления основных этапов в работе, а также знаний тех приемов и методов, которые можно применить на каждом из этих этапов.

В вышеперечисленных приёмах и методах работы школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.

Современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.