СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы работы с обучающимися младших классов с ограниченными возможностями здоровья по профилактике и коррекции нарушений письменной речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы практико-ориентированного семинара для учителей начальных классов СОШ.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы работы с обучающимися младших классов с ограниченными возможностями здоровья по профилактике и коррекции нарушений письменной речи.»

Практико-ориентированный семинар для учителей начальных классов СОШ № 10 г.Реж

Тема: «Методы и приемы работы с обучающимися младших классов с ОВЗ

по профилактике и коррекции нарушений письменной речи».

14.12.2018 г.

Учитель-дефектолог Авдюкова С.О.


Вед.: добрый день. Запрос был на данную тему семинара, работать будем в активной форме. Предлагаю представиться и рассказать свои ожидания от семинара.

Вед.: Будем обращаться к презентации. Письменная речь — сложная психическая деятельность. Для того чтобы пользоваться письменной речью, необходимо приобрести ряд умений и навы­ков. Начальный этап овладения письменной речью — усвоение навыков письма и чтения.

В последние годы значительно возросло количество детей, испытывающих трудности в обучении на этапе начальной школы. Около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения.

Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом пишет неграмотно из-за незрелости некоторых отделов головного мозга, отвечающие за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентировку. Правое полушарие отвечает за целостный образ предмета или слова. Левое полушарие – за правильное называние или написание, в соответствии с правилами орфографии. У детей допускающих дисграфические ошибки, как правило, снижение мозговой активности сочетается с дефектами моторики, речевого внимания, пространственной ориентировки, зрительного восприятия, логического мышления.

Вед.: что называем дисграфией? Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.

Причины дисграфии – несформированность фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, биологические причины.

Различают следующие виды дисграфии: артикуляционно-акустическая, акустическая, оптическая, аграмматическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

1.Артикуляторно-акустическая форма. Суть ее состоит в том, что ребенок, пишет так, как произносит. Задание !!! Придумайте символ (значок, обозначение) этой формы дисграфии и нарисуйте себе в тетрадь.
2. Акустическая форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" . В заменах гласных даже в ударном положении (о-у, е-и) – туча-точа, лес- лис. Задание !!! Придумайте символ (значок, обозначение) этой формы дисграфии и нарисуйте себе в тетрадь.

  • Игра “Услышишь — стой!” Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.

Назначается запретный звук [С]. Участники становятся в линейку лицом к ведущему на расстоянии 5-6 шагов. Ведущий громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг. Проигрывают участники и, первые достигшие ведущего. Кошка, стол, лодка, слон, зубы, шапка, стакан, ворота.
3. Дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Это нарушение структуры предложения и слова, слитное написание слов, особенно предлогов и раздельное написание одного слова.

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:
- пропуски букв и слогов;
- перестановка букв и (или) слогов;
- недописывание слов;
- написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";
- повторение букв и (или) слогов;
- контоминация - в одном слове слоги разных слов;
- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

У дома ратебеза – у дома растет береза. Диктант – диктат. Кукла – кука. Собака – сбака. Скамейка – сакамейка. Дрова – врода. Комната – кота.

Задание !!! Придумайте символ (значок, обозначение) этой формы дисграфии и нарисуйте себе в тетрадь.

  • Игра «Образуй слово»

Вам нужно образовать слово с помощью наращивания звуков. Какие новые имена можно получить, если добавить один звук к имени Оля? Какие новые слова можно получить из слова «дом», если поменять в нем первый звук.

4. Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи. Проявляется в аграмматизмах на письме на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Наблюдаются пропуски и перестановки членов предложения.

Запереть – напереть.

Козлята – козленки.

Много деревьев – много деревов.

На столом, около ним.

Дети бежит, красны платье. Задание !!! Придумайте символ (значок, обозначение) этой формы дисграфии и нарисуйте себе в тетрадь.

  • Игра: Поиграй с волшебными суффиксами  - ИК-, -ИЩ-, -ИН-. Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великана в большие

        РУКА            НОГА             ДОМ

                               СТОЛ             УСЫ               НОС

5. Оптическая дисграфия. В ее основе лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Ребенок не улавливает тонких различий между буквами, это непременно приводит к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Нарушений в воспроизведении букв на письме бывают двух видов:

- замены графически сходных букв – состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве, или отличающихся одним элементом.

- искажение графического образа букв - зеркальное написание, написание лишних элементов, неправильное расположение элементов.

Задание !!! Придумайте символ (значок, обозначение) этой формы дисграфии и нарисуйте себе в тетрадь.

  • Предлагаю вашему вниманию советы по организации запоминания образа букв

  • написать букву в воздухе, на столе;

  • выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

  • написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

  • выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д.;

  • вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;

  • вылепить из пластилина, теста;

  • написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

  • выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Игра: выложите букву «а» из того, что есть под рукой (элемент одежды, украшения).
Коррекция дисграфии включает следующие этапы:

1. исправление дефектных звуков (дополнительно у логопеда при наличии такого осложнения);
2. с преподавателем русского языка по специальным методикам:
- формирование фонематического восприятия и внимания к словам при воспроизведении на письме оппозиционных фонем;
- формирование звуко-буквенного анализа;
- синтез слова;
- развитие способностей анализа и синтеза слов;
-развитие способностей конструирования фраз и связных высказываний, темп письма;
- расширение словарного запаса.

Советы учителям: не торопите неуспешного ребенка. Если он не успевает со всеми, дайте задание на карточке. Постарайтесь сделать так, чтобы он не демонстрировал свою несостоятельность при детях. Такие ученики обязательно должны побывать в «ситуации успеха». Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу: положительные эмоции важный стимул для «питания» функций. Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке. Организуйте пространство в классе (ребенок может терять строку и не ориентироваться в тетради из-за перегруженности предметами)

Советы родителям; учите ребенка «собирать умные мысли» (искать цитаты в книгах), играть в рифмы, сочинять стихи, записывать их в тетрадь. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте. Бананы, орехи, мед и лимоны – полезная пища «для ума». Свежий воздух и физические упражнений необходимы для полноценной умственной деятельности - сопровождайте их словесными играми.

На уроках письма и развития речи в начальных классах применяются разнообразные методы коррекции нарушений письма: практические, нагляд­ные, словесные.

Выполнение любых упражнений способствует формирова­нию прак­тических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются сле­дующие условия: осознание ребенком цели.

Обратная связь: Что для вас было полезным? Что попробуете сделать, провести, внедрить?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!