Методы и приемы работы
с одарёнными детьми
Введение.
Актуальность проблемы.
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. Работа с одаренными детьми является приоритетной в современных условиях развития образования в нашей стране.
Новизна работы.
Новизна работы заключается в создании системного подхода в развитии способностей одаренных детей на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности. Нами описана система работы, которая предусматривает сочетание организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности - подготовка учеников к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах и проектах.
II. Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС.
Структура опыта.
Мы строим свою деятельность на основе программы развития нашей школы, которая включает в себя подпрограмму: «Работа с учащимися, имеющими высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности». Работу с одаренными детьми проводим в три этапа:
I этап - увлечь! На этом этапе стараемся заинтересовать учащихся своими предметами. II этап – раскрыть! Этап урочной и внеурочной деятельности, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои способности и таланты. III этап – развить! На этом этапе организуем и проводим работу с узким кругом учащихся, которые проявили способности и заинтересованность в предметах. Для работы с одаренными детьми составляем план работы.
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
Цель опыта: наш педагогический опыт учителя истории и обществознания направлен на выявление одарённых детей и создание условий развития этой одарённости.
Задачи: система нашей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
Принципы нашей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для самостоятельной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора, помощи и сотрудничества
Методы и приемы работы с одарёнными детьми.
Творчески одарённые дети отличаются высокой потребностью в исследовательской и поисковой деятельности. Именно обеспечение условий для такой деятельности является условием их погружения в творческий процесс обучения и воспитания в них стремления к активному самопознанию и саморазвитию. Перед формами и методами работы с одаренными детьми ставится задача решать именно эти вопросы. Сегодня мы используем самые различные методы работы с одаренными детьми. Прежде всего, это организация их участия в предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах, конференциях, интернет – проектах.
Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Формы работы с одарёнными детьми: классно-урочная (работа в парах, в малых группах), внеурочная, разноуровневые задания, творческие задания, консультирование по возникшей проблеме, дискуссии, игры – кроссворды, загадки, ребусы.
шаблона, поиск нового способа решения.
III. Заключение.
Работа с одаренными детьми развивает учеников и обогащает учителя, ради ярких, неординарно мыслящих вундеркиндов, которых мы придумываем, сочиняем, выискиваем разнообразные задания. Работа с одаренными и мотивированными детьми имеет определенные результаты. Залог успеха при подготовке к олимпиадам и конкурсам – это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия с ним, направленные не только на изучение материала, намного опережающего школьную программу, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера. В случае наличия перечисленных условий и совпадения желания и возможностей ребёнка к самосовершенствованию в предмете с желаниями и возможностями учителя – высокий результат не заставит себя долго ждать. В любой работе главную роль играет мотивация. Если все мы будем искренне заинтересованы в успехах ребенка, то мы будем работать на результат-повышение качества образования.