СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы рефлексии приобретенного опыта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры использования различных инструметантариев самооценки и взаимооценки учащимися своей деятельности в учебном процессе

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы рефлексии приобретенного опыта»

Методы и приёмы рефлексии

приобретенного опыта

Куликова Г.В.,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №6

г.Пыть-Ях


Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария.

Образовательный эффект рефлексии:

  • Рефлексия создаёт условия для внутренней мотивации на деятельность.

  • Рефлексия помогает ученикам осмыслить получаемые результаты.

  • Рефлексия помогает наметить цели будущей работы, «соединить» результаты с целями.

Приведем примеры использования различных инструментариев самооценки и взаимооценки учащимися своей деятельности и образовательных результатов в учебном процессе, учитывая, что их применение способствует развитию рефлексивных качеств.

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.



Острова

По окончании занятия учащиеся путешествуют по условным островам (остров Скуки, остров Открытий, остров Радости, остров Непонимания, остров Творчества, остров Больших идей.)



Синквейн
Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья - описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвёртая - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Например:
Весна 
Яркая и волнующая
Возрождает, расцветает,вдохновляет.
Что есть прекрасней, чем природы пробужденье…
Жизнь.


Рефлексивная мишень

1. На листе формата А3 рисуется мишень, которая делится на четыре сектора (можно меньше).
2. В каждом секторе параметры оценки.
Моя деятельность   Моё настроение    Актуальность   Работа в группе
3. Каждый участник педагогического взаимодействия «стреляет» четыре раза в мишень, делая отметку маркером или стикером в зависимости от оценки действия
4. Мишень вывешивается и комментируется педагогом.


Пятерочка

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.



Кластер

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.



Фразеологизмы

Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения: каша в голове, ни в зуб ногой; светлая голова.



Всё у меня в руках

Предлагаем Вам обвести свою ладошку на листе бумаги. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение по тем параметрам, которые обозначены на экране.

Большой палец – НАД ЭТОЙ ТЕМОЙ Я ХОТЕЛ(А) БЫ ЕЩЁ ПОРАБОТАТЬ;

Указательный палец - ЗДЕСЬ МНЕ БЫЛИ ДАНЫ КОНКРЕТНЫЕ УКАЗАНИЯ;

Средний –МНЕ СОВСЕМ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ;

Безымянный палец –ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА;

Мизинец – МОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.



Уборка в доме

К стене прикрепляются три больших листа. На первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка. На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока, заберет с собой и будет активно применять. На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину. На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.



Плюс – минус – интересно

В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?) учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.



Анкета

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

Интересный

Работал

Понял материал

Скучный

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразличен мне

Помогал другим

Не понял



Анкета-2

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был


понятен / не понятен

полезен / бесполезен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / не интересным



Самооценка обучающимся собственной работы в группе

На сколько эффективно я работал в группе?

Всегда

Обычно

Иногда

Никогда

Я осуществлял сотрудничество, направленное на достижение общих целей





Я старался выполнять задание





Я инициировал новые идеи, предложения





Я оказывал помощь своим товарищам по группе





Я поддерживал других участников групп







Взаимооценка в малой группе

Данный инструментарий целесообразно использовать для самооценки и взаимооценки в малой группе. Ученик фиксирует свое имя и оценивает свое выступление сам по 10 или 5-бальной шкале. Затем он загибает край оценочного листа так, чтобы тот, кого он просит оценить себя, не видел результатов самооценки. Второй участник малой группы ставит свои оценки и, в свою очередь, заворачивает край оценочного листа, передавая третьему участнику. Когда оценочный лист будет полностью заполнен, он снова возвращается тому, кто осуществлял самооценку. Баллы подсчитываются и выставляется общий балл.



Имя

Взаимо

оценка 1

Взаимо

оценка 2

Самооценка

Общий балл

Занимал активную позицию, инициировал идеи, помогал товарищам





Выполнял свою часть группового задания





Задавал вопросы, делал комментарии





Осуществлял презентацию группового задания





Общий балл







Оценивание групповой работы

Показатели

Всегда

Обычно

Иногда

Никогда

Мы проверяли, на сколько всем в группе понятно задание





Мы задавали вопросы друг другу





Мы поясняли то, что было кому-то непонятно





Мы помогали друг другу, с тем чтобы все смогли применить полученные знания на практике





Подписи членов группы:



Список литературы

  1. Муштавинская И. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. М.: Каро, 2013

  2. Фастова Е.И., Иванова О.Л. Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога. Волгоград: Учитель, 2015




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!