СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ методов и приемов смысловогро чтения на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»



Методы и приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы


Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения предусматривает изменения в структуре и содержании образовательного процесса, а также изменение требований, предъявляемых к деятельности самого учителя. Сегодня учитель ставится перед необходимостью реализовывать системно- деятельностный подход в преподавании. Предпочтение отдается методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности: познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные. Необходимо создать условия для развития мышления, творческого воображения, интуиции, речи, умений объяснять и рассуждать. Все эти условия может обеспечить работа с текстом на уроках русского языка и литературы. Конечно, разнообразные методы и приемы работы с текстом педагоги применяли всегда. С начальной школы детей учили составлять план текста, пересказывать его в соответствии с планом, находить ключевые слова и т.п. Обращение к понятию смыслового чтения связано, прежде всего, с переосмыслением технологии работы с текстами. Мы говорим : дети мало читают, не понимают прочитанное, имеют маленький словарный запас, не всегда грамотно выстраивают свою речь. Мотивировать учащихся, направлять их на осмысленное и увлеченное чтение – задачи, которые может решить применение технологии смыслового чтения.

Формирование смыслового чтения – процесс сложный. Известно, что чтение складывается из технического умения читать и смыслового. К окончанию начальной школы дети успешно овладевают навыками технического чтения, способами, темпом, правильностью, выразительностью. Навыки смыслового чтения формируются и развиваются не только в среднем и старшем звене школ ,но и в дальнейшем вузовском образовании. В современном мире мало овладеть только техническим чтением, так как оно только обслуживает смысловое чтение, требующее понимания содержания прочитанного.

При формировании навыков смыслового чтения существует ряд проблем : учащиеся не всегда понимают формулировку задания, т.е. не умеют вчитываться в текст, имеется узкий круг современной качественной литературы для самостоятельного чтения, учитель использует традиционные технологии обучения, низкий уровень читательской культуры родителей учащихся и т. п.


Исходя из документов, в том числе и из нового ФГОС и примерных программ по литературе, а также ориентируясь на требования к компетентностям выпускников, можно выделить следующие умения в рамках смыслового чтения :

-умение осмысливать цели чтения;

-умение выбирать вид чтения в зависимости от цели;

-умение извлекать необходимую информацию из прочитанного;

-умение различать основную и второстепенную информацию;

-умение свободно ориентироваться и различать тексты разных стилей;

-умение понимать и адекватно оценивать языковые средства в текстах разных стилей и т.п.

К основным видам чтения относятся ознакомительное, поисковое, изучающее и вдумчивое чтения. В старшем звене на уроках русского языка и литературы мы сталкиваемся практически со всеми видами смыслового чтения.

Ученые выделяют различные способы смыслового чтения : аналитический или структурный, синтетический или интепретационный и критический или оценочный. К окончанию 2 ступени учащиеся в той или иной мере должны овладеть навыками всех названных способов. В 3 ступени перед выпускниками и педагогом стоит задача углубления сформированных компетенций как предметных, так и метапредметных. Необходимо выработать у учащихся привычку начинать чтение с заглавия текста, прочитывать предисловие, оглавление, если таковые имеются.

Среди приемов смыслового чтения выделяются:

  1. Работа с текстом до чтения (знакомство с личностью автора, библиографией, работа с названием , эпиграфами, сносками, выстраивание ассоциативного ряда по названию и т. п.)

  2. Работа с текстом во время чтения (обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и т.п.)

  3. Работа с текстом после чтения (выявление авторской позиции, обсуждение, дискуссии по истолкованию текстов, выявление главных смыслов, идей произведения, выполнение творческих заданий и т.п.)


Среди трудностей постижения учащимися литературы как учебного предмета являются не только сокращение учебных часов в неделю и перегруженная учебная программа, особенно в 11 классе, но и нежелание вообще читать. В таких условиях необходимо применять герменевтический подход и кластерные технологии.

  1. Работа с текстом до чтения.

Учащиеся знакомы с учебным планом изучения произведений. Предлагаю вспомнить, какие произведения данного автора уже изучались ранее, создать презентацию или устное сообщение по творческой биографии писателя или поэта. После выступления в классе учащиеся задают вопросы докладчику на понимание, добавляют интересные факты, уточняют выступление докладчика.

Интересной может быть работа по осмыслению названия произведения. Например, почему рассказ Солженицына о судьбе русской крестьянки называется «Матренин двор». Учащиеся определяют, что имя Матрена – старинное крестьянское имя, поэтому образ героини может иметь фольклорные черты; имя вызывает ассоциации с именем героини поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Матреной Тимофеевной Корчагиной, а значит, возможно, у героинь похожие судьбы, есть портретное сходство. Слово двор тоже вызывает интерес. В современном понимании двор – придомовая территория. В рассказе это слово может иметь значение Дома, одного из ключевых понятий русской литературы, которое учащимся знакомо по романам Булгакова и Шолохова.

Эпиграф настраивает читателя на дальнейшее восприятие текста, заостряет внимание на проблеме, поставленной автором. В романе Пушкина «Евгений Онегин» эпиграфы предваряют не только весь текст, но и каждую главу, поэтому следует рассматривать каждый из эпиграфов, так как они, по мнению учащихся, помогают выделить основные черты героя.

По названию произведений возможно выстраивание ассоциативного ряда. Например, в каких еще произведениях, кроме романа Пушкина «Евгений Онегин» имя героя становится заглавным. Учащиеся вспомнят Василия Теркина, Дубровского, Тараса Бульбу, Евгению Гранде и пр. Подобные размышления одновременно носят повторительный характер, необходимый для подготовки к экзамену.

При изучении романа Лермонтова «Герой нашего времени» можно говорить об имени героя. Печорин и Онегин производные от топонимов Печора и Онега. Эти географические объекты расположены недалеко друг от друга. Ребята замечают, что эти объекты северные, холодные. Возможно, так фамилиями героев авторы подчеркивают холодность, эгоизм героев и одновременно являются указанием своеобразной переклички авторов.


2. Работа с текстом во время чтения.


Изучение крупных произведений требует большего внимания со стороны читателей. Первый крупный роман, изучаемый в 3 ступени - роман Гончарова «Обломов». Чтобы разобраться в произведении, не ограничиваться только утверждением, что Обломов ленивый и апатичный человек, предлагаю построить таблицу:

Его сгубила обломовщина…

Голубиное сердце















В таблицу следует внести положительные и отрицательные черты Обломова, возможно использование цитат.

Сопоставляя Обломова и Штольца, чтобы прояснить авторскую позицию, авторское отношение к героям романа, можно сравнить звуковые ассоциации, которые вызывает «круглая, мягкая» фамилия Ильи Ильича и отрывистая, «гвоздевая» фамилия Андрея. Затем заполняем таблицу:


Обломов

Штольц

Происхождение



Отношение к учебе, службе



Отношение к мечте



Отношение к любви, семье



И т. д.










Критерии сравнения предлагают читатели. Подобные сопоставительные таблицы делаем при изучении «Мертвых душ» Гоголя, «Евгения Онегина» Пушкина, «Войны и мира» Толстого.

При изучении крупных произведений целесообразно строить цитатные планы отдельных частей романа, например, план 2 тома романа «Война и мир», используя который учащиеся смогут ответить на обобщающий вопрос о мирной жизни различных слоев дворянства в начале 19 века и сделать вывод о том, что, по мнению Толстого, война, начавшаяся после, – противное человечеству событие . План «Искания Андрея Болконского» или «Искания Пьера Безухова» помогут определить авторскую позицию об идеальном герое.

Интересны высказывания учащихся о дальнейшей судьбе героев, если книга еще не прочитана до конца или автор оставил открытый конец. Можно предложить поразмышлять о том, как сложилась бы дальнейшая судьба Катерины Кабановой, если б она не покончила с собой или как будет жить Варвара Кабанова, будет ли похожа на мать в своем отношении к будущим детям? Как сложится жизнь Григория Мелехова?


  1. Работа после прочтения текста.

Кластер – способ графической организации материала- успешно может быть использован после прочтения произведения, например, по вопросу «Крах теории Раскольникова» можно рекомендовать учащимся составить фишбоун, а при изучении лирических произведений составить синквейн, (5 строк) о личностном восприятии текста, найти существительные, отражающие суть темы, несколько прилагательных, отражающих признаки темы, глаголов, отражающих функции темы и т.п. Этапы работы при создании кластера-

1.Анализ материала, выявление основных понятий, концепций и связей между ними.

2.Исключение материала, не отвечающего задаче раскрытия именно данной темы.

3. Отражение связей между понятиями – использование рамок разной формы.стрелок. рисунков и пр.

Так может выглядеть модель для создания кластера по теме «Типы речи»





Типы речи

повествование




Какой?






Важную роль играет подбор творческих заданий после прочтения текста. Это могут быть не только устные или письменные сочинения в стиле традиционной литературно-критической статьи, но и эссе в виде ответов на проблемные вопросы : « Что значит быть счастливым?», «Что лучше: правда или ложь во спасение?», «Права ли Татьяна Ларина, отказавшись от личного счастья?», «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» , «Почему автор «убивает» любимого героя?» и т.д.

Как правило, после постановки проблемных вопросов возникает дискуссия. Например, продолжается ли в современной литературе традиция изображения маленького человека и как меняется его образ?

Таким образом, организация смыслового чтения требует применения традиционных и инновационных методов и приемов.

На уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку, особенно к написанию части С, то есть сочинения, следует напомнить ребятам утверждение Аристотеля о том, что речь слагается из 3 элементов : из самого оратора, из предмета ,о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается. Три элемента – автор, тема и читатель. Изучая любой текст, необходимо придерживаться схеме :

Текст

  1. О чем? (тема)

  2. Какие вопросы рассматривает автор? (проблемы)

  3. Над каким вопросом автор размышляет больше всего? (основная проблема)

  4. Зачем автор написал текст? (Цель)

  5. Как автор сам отвечает на поставленные вопросы? (авторская позиция)

Один из важнейших признаков текста – его информативность. Видов информаций несколько: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Без вычитывания этих информаций невозможно правильно понять текст. Например, анализируя рассказ Чехова «Баран и барышня», выпускники без труда обнаруживают фактуальную информацию. Но передав содержание текста, ученики часто не понимают основную мысль рассказа, необходимо обратиться к концептуальной информации, которая спрятана за внешним содержанием. Начнем по законам смыслового чтения с анализа заглавия рассказа. Кто баран? Чиновник здесь глупый и бездушный человек - так говорит нам заглавие. Обращая внимание на емкую чеховскую деталь, читатели утверждаются в мысли, что чиновник – человек без стыда и совести, воспользовавшийся отчаянным положением просительницы как очередным развлечением.

Подтекстовую, скрытую информацию можно увидеть в отдельных словах, фрагментах, ключевых словах и предложениях, логических связях. Подтекст иногда дает читателю совсем не ту информацию, которую автор хотел вложить в произведение. В романе Фадеева «Разгром» последняя глава называется «Девятнадцать». Именно столько бойцов осталось в отряде Левинсона. По замыслу писателя роман должен был показать, что революция и гражданская война – это грандиозный отбор человеческого материала, отсев всех лишних,непригодных для революции, и переделка масс. Вдумчивый читатель заметит , что остались в живых 19 далеко не лучших, а такие, как Бакланов, Метелица , погибли. Таким образом, осмыслив информации, скрывающиеся в тексте, возможно стать соавтором писателя, то есть создать собственный текст.

На начальном этапе работы с текстом, на этапе его осмысления необходимо использовать различные приемы маркировки текста значками по ходу чтения – инсерт- интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления. Во время чтения ученики ставят на полях значки – v –уже знал, + -новая информация, знание, - думал иначе, ? – есть вопросы. Такая маркировка помогает удерживать внимание на протяжении всего чтения, дает возможность опираться на собственный опыт и знания. Такая работа с текстом возможна, если текст научного стиля, например, если это критическая статья, теоретический материал, параграф из учебника по русскому языку.

Прием «верные и неверные утверждения» можно использовать при изучении не только лингвистического материала. Учитель предлагает учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, учащиеся выбирают те, которые ,по их мнению, соответствуют действительности. Затем обосновывают свое мнение. После знакомства с материалом , ученики возвращаются к данным утверждениям и оценивают достоверность своих выборов. Н:апример, при изучении драмы Горького «На дне» на одном из первых уроков после прочтения можно предложить следующее задание:

Выберите из данных утверждений верные:

1.Драма Горького построена на диалоге – речи одного лица.

2.Об интерьере в пьесе «На дне» мы узнаем из авторских ремарок.

3.Первое знакомство с героями драмы обычно происходит в первом акте.

4.Драма Горького основана на бытовом конфликте.

5.Спор о человеке в драме Горького «На дне» ведут Сатин и Лука.

6. Сатин выражает авторскую позицию в драме Горького.

7.Любимый герой Горького в драме «На дне» - Лука.

8.Появление Луки в ночлежке – завязка действия.

9. Самоубийство Актера – кульминация пьесы.

10.В драме Горького нет внесценических персонажей.


Широко известен и применяется активно на любой из фаз урока прием «толстые и тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы репродуктивного плана, а вопросы, требующие размышления, - «толстые». После прочтения текста ученики ,объединившись в группы, составляют несколько вопросов. Заданные вопросы является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как они демонстрируют уровень погружения в текст, умение анализировать.

Прием, в основе которого заложены различные типы вопросов, - « ромашка вопросов Блума», может применяться на уроках работы с текстом. Ромашка состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса:

1.Простые вопросы, отвечая на которые нужно воспроизвести какие-то факты, имена героев, название места, которые описаны в произведении.

2.Уточняющие вопросы :

-То есть, ты говоришь, что…

-Если я правильно понял, то…

-Я могу ошибаться. Но, по-моему, вы говорили о…

3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно они начинаются со слова почему?

4. Творческие вопросы содержат частицу бы. (Что изменилось бы, если бы Дубровский и Троекуров помирились? )(Какой могла бы быть семейная жизнь Маши и Владимира Дубровского?)

5. Оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. (Как вы относитесь к позиции героя , автора?)

6.Практические вопросы обычно направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Они возможны при анализе стихотворного текста. ( Есть ли авторские неологизмы в стихотворении Маяковского? Приведите примеры.)

При изучении темы «Односоставные предложения» рисуем ромашку, каждый лепесток которой имеет свой вопрос.

  1. Простой вопрос: Какие предложения называют односотавными?

  2. Уточняющий вопрос : Из какого члена предложения может состоять односоставное предложение?

  3. Вопрос-интерпретация : Почему односоставные предложения делятся на такие группы?

  4. Практический вопрос: Какие предложения втексте являются односотавными?

  5. Оценочный вопрос : нужны ли односоставные предложения в речи и почему?

  6. Творческий вопрос: Можно ли составить текст из одних односоставных предложений?

Систематизации знаний по теме на уроках русского языка и литературы способствует прием «Тематический алфавит». Заранее подготовленная таблица раздается каждому ученику.В каждой клетке таблицы проставлена буква алфавита, на которую ученик напишет слова-термины, понятия, словосочетания. Например,


Средства художественной выразительности

а

б

в

г

Аллитерация аллюзия

анафора


восклицание

Гипербола

Градация

гротеск

д

е

ж

з





и

к

л

м

инверсия

Контекстные синонимы. антонимы

литота

Метафора

метонимия

н

о

п

р


Оксюморон

олицетворение

Парцелляция

Перифраз

повтор

Риторический вопро

с

т

у

ф

Сравнение

сарказм

Синтаксический параллелизм


умолчание

фразеологизм

х

ц

ч

ш


цитаты



щ

э

ю

я


Эпитет

эпифора




Таким образом, приемы и методы технологии смыслового чтения сегодня актуальны и востребованы, так как соответствуют основным требованиям модернизации образования – формированию предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов, и решающим условием организации развивающего обучения выступает совместная учебная деятельность.












Кластер «Готовимся к сочинению-рассуждению по предложенному тексту»



Цель:

  1. развить навыки работы с текстом:

- вдумчивое чтение;

- активное слушание;

2) научить анализировать текст по предложенной схеме, выделяя главное;

3) совершенствовать умение увязывать новое с уже известными фактами, аргументами;

4) научить интерпретировать текст, применять информацию на стадии рефлексии.











































Общий

Частный комментарий по содержанию текста

Общий комментарий

















Проблема текста





Заключение



Вступление







2 аргумент

из жизни





1 аргумент

из литературы

Согласие/

несогласие с точкой зрения автора, свое мнение



Позиция автора



































Пример кластера по тексту №28 А.Геласимова (Сборник заданий ФИПИ под ред. Цыбулько)

(1)Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал:

— (2)Меня очень волнуют семейные дела.

(3)Он глубоко вздохнул.

— (4)Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5)А потом становится поздно. (6)Поздно в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя.

— (7)Понимаю, — сказал я.

— (8)Это вы пока умом понимаете. (9)А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. (10)Это какой-то парадокс. (11)Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. (12)Никакие деньги, никакие связи не помогают.

(13)Он замолчал, и мы сидели так, наверное, целый час.

— (14)Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная история. (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.

(16)Он помолчал.

— (17)Моя мама жила тогда в Сибири, и вот как-то она собралась на юг. (18)Взяла мою сестрёнку — она в первом классе училась — и поехала. (19)А пересадку они делали в Москве. (20)У них здесь было часа два между поездами. (21)Мы и договорились встретиться на вокзале. (22)Я обещал показать им город, про свои дела рассказать. (23)Мы тогда уже года два или три не виделись.

(24)Он опять замолчал.

— (25)Я их едва не пропустил. (26)Мама, стоя с чемоданом в стороне, держала мою сестру за руку. (27)Наташка ела мороженое, а мама растерянно оборачивалась во все стороны. (28)Она испугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29)Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. (30)Неловко как-то было. (31)Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого любишь...

(32)В общем, мы переехали на другой вокзал, гуляли, сидели в кафе, но я всё никак не мог сказать того, что было у меня на сердце. (33)Словно какой-то замок мне повесили. (34)А она всё смотрела на меня такими глазами, что мне казалось: я вот-вот умру. (35)Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова. (37)Не знаю, что тогда на меня нашло.

(38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39)Я вдруг подумал: (40)«Это же моя мама!» (41)Побежал наверх. (42)Поезд уже должен был отправляться. (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44)Где-то в середине я их нашёл. (45)Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Никто на её слёзы внимания не обращал. (47)Человек уезжает — мало ли...

(По А. Геласимову*)

*Андрей Валерьевич Геласимов (род. в 1966 г.) — филолог, прозаик, публицист, автор многих повестей и рассказов, стихотворений в прозе.















Кластер №1

Нравственно-этическая, актуальная, важная

Отношение сына к матери – уважение, благодарность, совесть, стыд, неловкость













Проблема отношения к близким людям



С любимыми не расставайтесь!

Как надо относиться к близким, родным людям











Близких надо любить, заботиться, при каждом возможном случае проявить свою любовь, уважение к родным людям











Согласна







М.А.Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов не может простить себе того, что оттолкнул жену Ирину на вокзале

Л.Н.Толстой «Война и мир». Николай Ростов и его отец (эпизод, когда Николай проигрался в карты)

















Примеры кластеров по тексту №17 Н.Михайловой (Сборник заданий ФИПИ под ред. Цыбулько)


1) Сегодня я впервые осознала: расставаться будет грустно. (2) Просто грустно, без всяких метафор и ненужных сравнений.

(З)Одиннадцатый класс как песочные часы. (4)Сверху — школа, снизу — ты. (5)И ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда закончится урок, когда можно будет закрыть за собой дверь класса, пронестись во весь дух по коридору, сбежать вниз по лестнице, запрыгать, как кузнечик: «Домой, домой!» (6)Не хочется теперь!

(7)В одиннадцатом классе учиться весело. (8)Шутим чаще, смеёмся громче, ссоримся реже. (9)Вообще не ссоримся! (10)На уроках не до учёбы, потому что нравится оглядывать взрослеющих одноклассников, вздыхать: «Какие...» (11) Вспоминать, кто в кого был влюблен, кто кому нравился. (12)Кто смешливый, кто обидчивый, кто чудаковат, кто всегда поможет, а кто и отложит.

(13)В одиннадцатом классе легко всех любить, и все кажутся самыми лучшими. (14)Кто раздражал, незаметно становится лучшим другом. (15)Того, кого считала глупым, считаешь теперь просто очень простым. (16)И хорошим. (17)И не обзываешь никого, даже про школьные «кликухи» стараешься забыть: ко всем по имени. (18) Уважительно и как друг.

(19)В последнее время на уроках литературы мне кажется, будто между нами, одноклассниками, бьются окна, срываются шторы, становится всё понятно...

(20)Мы отрываемся от художественного произведения, от рассказов Бунина и Куприна, пружиним литературными строчками, подпрыгиваем и улетаем за горизонты школьной программы, туда, где начинается жизнь... (21)Углубляемся в тему любви, которая трогает больше всего, заставляет спорить, громко и страстно рассуждать...

(22)В любовь все верят одинаково. (23)И несправедливо выделять кого-то: юношей, девушек... (24)Нет более или менее романтичных или сентиментальных. (25)Удивительно, но юноши даже чаще более заинтересованы в обсуждении любви, личных взаимоотношений. (26) И оказываются более активными, поднимают руку, чтобы ответить, кто из героев повести или рассказа виноват в разлуке, кто ошибался, как он сам поступил бы в такой ситуации.

(27)И мы теперь с большим рвением делаем литературу, спешим начать заниматься сразу, лишь прозвенит звонок. (28)И нашей учительнице тоже интересно, она наблюдает за нами, загадочно молчит, улыбается, подкидывает новые вопросы, темы для обсуждения. (29)И у книг из школьной программы вдруг рождается неожиданное продолжение.

(30)И я с удивлением понимаю: мы не дети, мы не школьники, уже мужчины, уже женщины... (31)Те, про кого пишутся и пишутся книги...

(По Н. Михайловой)

















Кластер №2





В 11 классе учиться и весело, и грустно. Отношения становятся лучше; больше времени проводишь в школе: это скоро закончится



Социальная, нравственно-этическая, актуальная, важная, злободневная для меня















Проблема взаимоотношений одноклассников, их отношения к школьной жизни



Меняется с годами учебы в школе отношение к одноклассникам и школе

Меняется с годами учебы в школе отношение к одноклассникам и школе











«Расставаться будет грустно» - надо уважать, ценить одноклассников











Разделяю позицию автора





Б.Васильев «Завтра была война».

Отношения старшеклассников накануне выпуска





А.С.Пушкин:

Отношения лицеистов в последний год учебы











2. Кластер №3

Лучше в старших классах учатся, влюбляются, спорят, рассуждают на важные темы



Социальная, нравственная, этическая, актуальная, важная

















Проблема взросления



Когда осознаешь, что детство заканчивается?

Детство – прекрасная пора. Жаль с ним расставаться, но…













Школьники осознают, что взрослеют, когда оказываются перед экзаменами, перед выбором пути











Не могу не согласиться, т.к. на себе это ощущаю







К/ф «Доживем до понедельника» - отношения между десятиклассниками

Стихотворение М.Пляцковского «Когда идем со школьного двора»


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!