СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии в 5 – 6 классах

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация и материал для выступления по теме "Методы и приёмы формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии в 5 - 6 классах"

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии в 5 – 6 классах»

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 5 – 6 КЛАССАХ Домбровская Наталья Анатольевна, учитель географии, биологии МБОУ СШ № 11, г. Новый Уренгой

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 5 – 6 КЛАССАХ

Домбровская Наталья Анатольевна,

учитель географии, биологии

МБОУ СШ № 11, г. Новый Уренгой

Естественнонаучная грамотность - это один из аспектов функциональной грамотности     Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношение с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счёт внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования. Понятие естественнонаучной грамотности (физика, химия, биология, география) пришло к нам из международного исследования PISA. В рамках этого исследования оценивается функциональная грамотность.

Естественнонаучная грамотность - это один из аспектов функциональной грамотности

Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношение с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счёт внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

Понятие естественнонаучной грамотности (физика, химия, биология, география) пришло к нам из международного исследования PISA.

В рамках этого исследования оценивается функциональная грамотность.

Естественнонаучная грамотность отображает уровень культуры общества, охватывает его способность к поддержке научной и инновационной деятельности. Она оценивается в тестах ВОУД  («Внешняя оценка учебных достижений» – это один из видов независимого мониторинга над качеством обучения в среднем образовании. При помощи ВОУД оцениваются предметные знания и функциональная грамотность учащихся по математике, естественным наукам, информационно-коммуникационным наукам, грамотности чтения ), в задания PISA ( Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ), TIMSS ( Международное исследование качества математического и естественно-научного образования ).
  • Естественнонаучная грамотность отображает уровень культуры общества, охватывает его способность к поддержке научной и инновационной деятельности. Она оценивается в тестах ВОУД («Внешняя оценка учебных достижений» – это один из видов независимого мониторинга над качеством обучения в среднем образовании. При помощи ВОУД оцениваются предметные знания и функциональная грамотность учащихся по математике, естественным наукам, информационно-коммуникационным наукам, грамотности чтения ), в задания PISA ( Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ), TIMSS ( Международное исследование качества математического и естественно-научного образования ).
Можно выделить следующие уровни естественнонаучной грамотности: использование повседневных содержательных и процедурных знаний, чтобы распознавать объяснение простого научного явления; демонстрация базовых познавательных умений, которые позволяют распознавать вопросы, которые могут изучаться естественнонаучными методами; оперирование не очень сложными знаниями для распознавания или построения объяснений знакомых явлений; использование целого ряда взаимосвязанных естественнонаучных идей и понятий из области физики, биологии, географии и астрономии, использование знаний содержания, методов познания для формулирования гипотез относительно новых научных явлений, событий и процессов или для формирования прогнозов; использование абстрактных естественнонаучных идей или понятий для объяснения незнакомых учащимся и более сложных, комплексных явлений, событий и процессов, включающих в себя причинно-следственные связи.
  • Можно выделить следующие уровни естественнонаучной грамотности:
  • использование повседневных содержательных и процедурных знаний, чтобы распознавать объяснение простого научного явления;
  • демонстрация базовых познавательных умений, которые позволяют распознавать вопросы, которые могут изучаться естественнонаучными методами;
  • оперирование не очень сложными знаниями для распознавания или построения объяснений знакомых явлений;
  • использование целого ряда взаимосвязанных естественнонаучных идей и понятий из области физики, биологии, географии и астрономии, использование знаний содержания, методов познания для формулирования гипотез относительно новых научных явлений, событий и процессов или для формирования прогнозов;
  • использование абстрактных естественнонаучных идей или понятий для объяснения незнакомых учащимся и более сложных, комплексных явлений, событий и процессов, включающих в себя причинно-следственные связи.
Основные компетенции, составляющие естественнонаучную грамотность: понимание основных особенностей естественнонаучного исследования (или естественнонаучного метода познания); умение объяснять или описывать естественнонаучные явления н основе имеющихся научных знаний, а также умение прогнозировать изменения; умение использовать научные доказательства и имеющиеся данные для получения выводов, их анализа и оценки достоверности.
  • Основные компетенции, составляющие естественнонаучную грамотность:
  • понимание основных особенностей естественнонаучного исследования (или естественнонаучного метода познания);
  • умение объяснять или описывать естественнонаучные явления н основе имеющихся научных знаний, а также умение прогнозировать изменения;
  • умение использовать научные доказательства и имеющиеся данные для получения выводов, их анализа и оценки достоверности.
У российских школьников наблюдается дефицит сформированности ряда важных умений:   осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения исследований; составлять прогнозы на основе имеющихся данных; интерпретировать научные данные и данные исследований, лежащих в основе доказательств и выводов; интерпретировать графическую информацию; проводить оценочные расчеты и прикидки. Трудности вызывают задания практического содержания, данные, в которых представлены в нестандартной форме, требующие проведения анализа, интерпретацию данных.

У российских школьников наблюдается дефицит сформированности ряда важных умений:

  • осуществлять поиск информации по ключевым словам;
  • анализировать процессы проведения исследований;
  • составлять прогнозы на основе имеющихся данных;
  • интерпретировать научные данные и данные исследований, лежащих в основе доказательств и выводов;
  • интерпретировать графическую информацию;
  • проводить оценочные расчеты и прикидки.
  • Трудности вызывают задания практического содержания, данные, в которых представлены в нестандартной форме, требующие проведения анализа, интерпретацию данных.
Переход от наблюдения к предсказанию результатов эксперимента, осуществляемому на основе теоретического анализа, можно проводить при выполнении исследовательских заданий на повторение и закрепление материала. Описание многих удивительных явлений природы может также послужить основой для создания ситуации неожиданности. Кроме того, можно использовать ситуацию ОПРОВЕРЖЕНИЯ, которая создается в тех случаях, когда учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, проекта, опровергнуть антинаучный вывод и др. Самостоятельный эксперимент учащихся на уроках способствует усвоению, закреплению материала, развивает их творческие способности. Это осуществляется в форме практической работы.
  • Переход от наблюдения к предсказанию результатов эксперимента, осуществляемому на основе теоретического анализа, можно проводить при выполнении исследовательских заданий на повторение и закрепление материала.
  • Описание многих удивительных явлений природы может также послужить основой для создания ситуации неожиданности.
  • Кроме того, можно использовать ситуацию ОПРОВЕРЖЕНИЯ, которая создается в тех случаях, когда учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, проекта, опровергнуть антинаучный вывод и др. Самостоятельный эксперимент учащихся на уроках способствует усвоению, закреплению материала, развивает их творческие способности. Это осуществляется в форме практической работы.
Как проверяется ЕНГ?  Уровни ЕНГ: высокий уровень грамотности: объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведённых исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения. Средний уровень грамотности: использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования. Низкий уровень грамотности: воспроизведение простых знаний (терминов, правил, фактов), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.

Как проверяется ЕНГ? Уровни ЕНГ:

  • высокий уровень грамотности: объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведённых исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения.
  • Средний уровень грамотности: использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования.
  • Низкий уровень грамотности: воспроизведение простых знаний (терминов, правил, фактов), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!