СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы организации ситуации успеха как средство повышения мотивации детей к обучению

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы организации ситуации успеха как средство повышения мотивации детей к обучению»

МКУ «управление образования» г. рубцовска муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «детско-юношеский центр»

Методы и приёмы организации ситуации успеха как средство повышения мотивации детей к обучению



Шилко Виктория Сергеевна, методист












Рубцовск

2021





Материалы методической учебы в рамках спецкурса «Совершенствование профессиональной культуры педагога»



Методы и приемы организации ситуации успеха как средство повышения мотивации детей к обучению

Наш сегодняшний разговор на тему создания ситуации успеха хотелось бы начать с рассказа Августа Соломоновича Белкина, известного педагога, автора книги «Ситуация успеха. Как ее создать»:

«Учился я хорошо. До восьмого класса. Потом начались
всякие увлечения. Немного запустил математику. На одной
контрольной я неправильно решил задачу. Получил двойку,
хотя у других ребят за ту же ошибку стояли тройки. Обиделся. Перестал готовиться по этому предмету. Учительница
сказала: «Я думала, что способный, а ты...». Я обиделся еще
больше. В конце года выяснилось: я здорово отстал от всех.
Потерялась вера в свои силы, в возможность исправить
положение. Начались нарушения дисциплины, обсуждения,
вызовы родителей. Дошло и до одного привода в милицию.
Из девятого класса этой школы я был вынужден уйти.
Работал, учился в вечерней школе. Математику сначала
очень боялся. Но учительница однажды сказала мне: «Ведь
ты способный! Вот тебе задачи для высшей школы. Уверена — справишься!» Я справился. Поверил в себя, учителей.
Настолько поверил, что поступил на исторический факультет
педагогического института, с отличием окончил его, пошел
работать учителем в школу,
И вот в моих руках приказ о назначений меня директором
той самой моей школы, из которой я ушел без теплых чувств
ровно двенадцать лет назад.

За эти Годы я пришел к твердому убеждению: если ребенка лишить ожидания завтрашней радости, если его лишить
веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее»
Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя
могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.


Что же такое «ситуация успеха»? Каков механизм создания такой ситуации? Что дает эта ситуация обучающимся? А педагогу? На эти вопросы мы и попытаемся найти ответы сегодня.


Никто не будет спорить, что создание ситуации успеха для своих учеников – это один из главных смыслов деятельности каждого педагога. Учеба – это главный вид деятельности детей школьного возраста, учеба занимает большую часть времени школьников, поэтому для них так важна радость от учения, которая возможна от осознания достигнутого. Радость сама по себе не возникает. Ее горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребенка тем более.

Важно разделить понятия: «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

Ситуация – это то, что способен организовать педагог: переживание же радости, успеха – нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, значительным, связанным со всей жизнью и деятельностью ребенка. Всё зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается ли она, что лежит в ее основе.

Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить

ритм и стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация
успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы – самой главной линии ожиданий ребенка, самого главного рубежа его стремлений.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающие личности и результатами ее деятельности. Каждый человек всегда окружен системой ожиданий от его поступков, действий, линии поведения. И сама личность несет в себе целый букет ожиданий по отношению к родным, близким, сверстникам, окружающим в целом. Человек ждет определенных поступков, в которых удовлетворяются его надежды (или опасения), и этого же ждут от него. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или
превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе.

С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода цепная реакция, высвобождающая
огромные возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики педагога, семьи.

Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка; подростка – от юноши; юноши – от взрослого; радость ученика – от радости педагога; радость ребенка – от радости родителей.

В основе ожидания успеха у младшего школьника лежит стремление заслужить одобрение старших - педагога, родителей; у подростков – одобрение одноклассников, сверстников, наиболее уважаемых членов группы; у старших
школьников – стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее. Девочки реагируют на успех иначе, чем мальчики. У них
переживания более тонкие, более дифференцированные и более эмоциональные.

Предлагаю рассмотреть основные типы ситуации успеха и приемы их создания.


1. Неожиданная радость.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ребенка превзошли его ожидания.

С педагогической точки зрения неожиданная радость – результат продуманной, подготовленной деятельности педагога. То есть для педагога здесь нет ничего неожиданного, так как педагог знает, что достижения ребенка были им запрограммированы. Значит, неожиданной – радость может быть только для ученика.


Приемы «неожиданной радости»:

  • «Даю шанс». В данном приеме речь идет о заранее подготовленной педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобную ситуацию учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет как-то материализовать.

Наглядно проиллюстрировать данный приём поможет пример из книги Августа Соломоновича Белкина:

Алеша, учёник девятого класса, - отличник. По всем предметам у него
глубокие знания. Но где-то в середине третьей четверти начал сдавать.
Появились другие, внешкольные интересы. На уроке истории вышел отвечать, но настолько слабо, что учитель, разочарованный, удивленный,
вынужден был поставить тройку. На следующем уроке, полагая, что первая неудача была случайной, намереваясь дать Алеше шанс исправить положение, снова вызвал его отвечать. Снова слабый, серый ответ... На протяжении последующих трех недель учитель ни разу не напоминал Алеше
о его неуспехе, ни разу не спрашивал (несколько демонстративно!), хотя понимал, что класс ждет от него иной тактики.

В конце месяца учитель сделал краткий обзор успеваемости класса
в целом и дал характеристику работы каждого ученика в отдельности.
Когда дошла очередь до Алеши, то он сказал, что удивлен его «успехами» и намерен спросить его сегодня же. Лицо Алеши вытянулось. Этого-то он
никак не ожидал. Но тем не менее учитель вызывает его к доске и начинает задавать вопросы. Алеша отвечает плохо. Но учитель ко всеобщему удивлению ставят ему высший балл и предупреждает, что с этого момента что с этого момента он будет ставить ему на каждом уроке отличные отметки, но спрашивать не будет, пока он сам не захочет показать настоящие знания.

На следующем уроке обещание учителя было выполнено, но Алеша
чувствовал себя явно неуютно. Для него это оказалось слишком сильным
эмоциональным натиском, который он выдержать не смог. На последующем уроке он принял активное участие в работе класса, поднимал руку, дополнял хотя желания выйти к столу не изъявил... Было всем очевидно, что процесс его «выздоровления» начался.

Конечно педагог мог бы просто ставить ученику неудовлетворительные оценки из урока в урок, а подросток мог упорно продолжать стоять на своей принципиальной позиции, закончилась бы такая ситуация плачевно, как для ученика, так и для педагога. Но педагог выстроил продуманный план действий. Во-первых, педагог побеседовал с родителями ученика, классным руководителем, чтобы выяснить нет ли каких-то веских причин для такого неожиданного срыва. Серьезных причин не оказалось. Поэтому учитель резонно предложил, что у Алеши наступило временное расслабление, переключение на однодневные интересы. Значит, его надо было чем-то
обязательно «встряхнуть». Учитель точно знал, что высокий авторитет, которым пользовался Алеша в классе, поможет ему, учителю, выиграть эту ситуацию. Если Алеша безмолвно примет эти ничем не обоснованные пятерки, то он безусловно, потеряет в глазах товарищей репутацию порядочного
человека, которая у него всегда была. Разумеется, он на
такое никогда не пойдет. В этом учитель был глубоко уверен.
Учитель обоснованно предположил, что срыв Алеши — слабость сильной личности, а потому необходимо сделать так, чтобы временная слабость не превратилась в постоянную, опереться при этом на силы самого школьника.


  • «Исповедь» или «Когда учитель плачет». Этот прием целесообразно применить в тех случаях, когда есть надежда, что искреннее обращение педагога к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный отклик. Как его применить – дело техники, опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции. Вот пример данного приёма, опубликованные в книге «Ситуация успеха. Как её создать»:

«Отношения у меня с девятым классом не сложились. Мне трудно
сказать почему. Может быть, я очень резко стала требовать, может, слишком педантично проверяла контрольные работы, строго ставила отметки.
Но слушали мои объяснения нового материала внимательно, задавали
вопросы. Сначала по делу, потом с подковыркой, с подтекстом. Я не очень расстраивалась, переводила вопрос на программный материал, задавала встречные вопросы. Особенно донимал меня Олег Меньшиков. Из интеллигентной семьи, умный, развитой, но ужасно самолюбивый. Когда-то я, очевидно, наступила на его любимую мозоль. Кажется тогда, когда он не смог решить довольно сложную задачу, а я вызвала Катю Борисову и расхвалила ее за «физическую направленность мышления».

Олег очень авторитетен в кругу мальчиков. Они все делают по его
команде. Однажды он мне устроил настоящую обструкцию. Я давала открытый урок по физике для учителей нашего района. Очень долго, добросовестно готовилась. Урок не получился. Вернее так: провалился! Ребята молчали. На мои вопросы отвечали еле-еле. Даже те девочки, которые всегда были моей опорой, и те были как замороженные...

Ночь я не спала. Мучилась, не знала, что делать, с кем посоветоваться. Утром я села к письменному столу и начала писать. Зачем? Я сама толком не знала. Но мне надо было выложиться, излиться, хотя бы на бумаге, хотя бы перед собой. Я исписала почти полностью школьную тетрадь.

Я писала о том, что с детства мечтала быть учителем. Что мне нравится моя профессия. Что я люблю свой класс, своих ребят. Что мне нравится с ними спорить, отвечать на их вопросы. Что они умные, способные. Но очень жестокие. Что они не только не помогли мне, а
совершили в отношении меня предательство. Что не понимаю, чем оно
вызвано. Что обмануты мои самые лучшие надежды. Что я не приду больше в их класс... И еще что-то, теперь уже не помню. Впрочем, я действительно заболела, у меня поднялась температура, страшно разболелась голова.

Я попросила завуча сообщить ребятам, что на урок не приду, но
передаю им мою тетрадку, чтобы староста класса прочел ее вслух.

Дверной звонок выдал трель. Я открыла дверь и невольно отшатнулась. На площадке стояла толпа. Почти весь девятый «В». Зашли.
Пригласила пройти в комнату. Отказались, сгрудились в коридоре
Вперед вышел Олег с какой-то тетрадкой в руке. Негромко сказал
«Ответ». И начал читать. Я узнала, что ребята несколько раз прочли мою
исповедь. Что в классе было бурное собрание. Что я, оказывается, очень умный, очень грамотный учитель. Что я замечательный человек. Что они гордятся таким учителей. Но оказывается, я все время подчеркивала перед ними свое превосходство. Что, выходя к доске, многие из них боялись моих язвительных реплик. Что меня считали высокомерной, черствой. Что обструкция была, действительно, заранее продуманной: чтобы не дать мне повода подтвердить публично свою исключительность. Что они после моего письма поняли, как были предвзяты ко мне, что искренне сожалеют, что они докажут мне свое уважение, преданность и любовь. Затем ко мне подошел Олег, взял мою руку и поцеловал ее. Я ничего не могла им ответить. Я ревела. Ревела с удовольствием, с радостью, ревела от благодарности к этим замечательный, благородным негодяям, которых, оказывается, я плохо знала...».

Этот пример ещё раз доказывает, что не может быть отдельно ситуации успеха для педагога и отдельно для обучающихся. Может быть только совместная радость от удовлетворения достижения поставленной цели.

Хочется вспомнить еще один пример учительских слез. На выпускном
акте в Царскосельском лицее Державин до слез растрогался,
слушая стихи будущего гения России А.С. Пушкина. Думаю, для Пушкина эти слёзы дорогого стоили.


2. Общая радость. Следующий тип ситуации успеха - «общая радость». Она состоит в том, что ребенок достиг нужной для себя реакции коллектива или той его части, мнением которой он особенно дорожит. Она может быть подготовленной педагогом или спонтанной, заметной или незаметной.

«Общей радостью» считается только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия, имеют нужные последствия, как для самого ребенка, так и для окружающих.

Что же означает с этих позиций общая радость? Это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Это радость за тех, кого уважают, в успехах которого видят общий престиж.

Важно, чтобы в достижениях отдельного члена коллектива окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих».

Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребёнка, его прорыв к лучшему.

Рассмотрим примеры с помощью которых можно создавать ситуации, вызывающие общую радость.

Приемы «общей радости»:

  • «Следуй за нами». Данный прием стоит использовать с обучающимися у которых наблюдается нежелание познавать что-то новое, лень, низкий уровень притязаний на занятиях, их вполне устраивает такое положение вещей. Но они доброжелательны, имеют хорошие отношения с педагогом и с товарищами. Про таких часто говорят «Звезд с неба
    не хватает, но хороший, милый ребенок».

Смысл педагогической тактики состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль обучающегося, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий. Это первая ступень пробуждения ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников.

Конечно, важным шагом в алгоритме применения данного приема является диагностика интеллектуального фона коллектива. Потому что невозможно будет вызвать у ребенка ожидания радостной реакции от окружающих, если большинство из них находится в состоянии интеллектуальной спячки, если отсутствует общий настрой на учебу, творчество. Тогда использование приема «следуй за нами» будет просто нецелесообразно.

Второй шаг алгоритма – выбор интеллектуального спонсора. Можно это также назвать «наставничеством». Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству более старшего обучающегося. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и
осознание собственного интеллектуального «Я», а кроме того, забота о младшем не может не облагораживать старшего. В то же время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед более успешными сверстниками.

Не стоит забывать, что нельзя заставить быть интеллектуальным спонсором, нужны какие-либо побудительные мотивы, нужен взаимный интерес.

Пример «интеллектуального спонсорства» из книги Белкина:

«Преподаватель радиодела Евгений Зигизмундович Баранов готовил ребят к традиционной выставке детского технического творчества. Среди его воспитанников был и семиклассник Валерий В. Мальчик с явно техническими наклонностями по гуманитарным предметам учился слабо. В разговоре с Евгением Зигизмундовичем учительница географии Мария Васильевна
Фелицина посетовала: «У Вас он из кожи лезет, старается, а у меня
на уроках слова у него не вытянешь! Да еще и прогуливает через
урок!».

Евгений Зигизмундович заинтересовался ситуацией. Из разговора
с мальчиком понял, что у того, во-первых, сильно запущен материал,
а во-вторых, сам предмет не вызывал особого интереса. Тогда учитель
обратился к девятикласснику Виктору С., с которым Валерий вместе
разрабатывал довольно сложный аппарат. Разговор с Виктором был
короткий: «У Валеры не ладится с географией, историей. Ты помоги,
а то придется его отстранить от разработки. Жалко парня». Вот к все.

Как шел разговор Виктора с Валерой, мы не знали. Но через несколько
дней, в той комнате, где они занимались радиотехникой, на стене
появилась географическая карта. Перед началом работы Виктор командовал: «На зарядку становись!». Валера брал указку, подходил к карте. «Покажи путь из Балтийского моря в Черное. Рассказывай, какие страны проедешь, какая там погода...» В таком духе проходили у них «зарядки» несколько недель. Постепенно игра увлекла обоих. Но разговорами дело не кончилось. Наступил день, когда Мария Васильевна не пришла, а буквально
прибежала к Евгению Зигизмундовичу: «Сегодня на уроке Валера вместе
с Виктором втащили электрифицированную карту мира! Теперь можно
проверять знания у всего класса за один урок!».

Это была общая радость. Великим географом Валерий не стал, но отношение к предмету изменилось. Главное, пожалуй, в том, что
изменилась и самооценка Валерия, изменился общий настрой в учебе.
Исчезла избирательность в оценке роли предметов. Интеллектуальное
спонсорство в данном случае было построено сначала на жесткой детерминации (угроза срыва подготовки аппарата), а затем превратилось в устойчивый взаимный интерес к сотрудничеству. Точнее, сотрудничество между школьниками было и раньше, но стало многограннее, богаче по содержанию.

Третий шаг алгоритма – фиксация результата и его оценка. Если продолжить дальше анализировать пример интеллектуального спонсорства, рассмотренный выше, то оценка проявилась в радостном сообщении учителя географии Марии Васильевны, и в том эффекте, который произвела занесенная в класс электрифицированная карта. Очень важно, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы поддержку и самое главное
желание повторить, развить его.


  • «Эмоциональный всплеск» или «Ты так высоко взлетел». Данный прием подойдет для обучающихся, у которых нет интеллектуальной запущенности, но они вышли из ритма, немного «потеряли себя». Речь идет о детях с хорошими способностями, с достаточным запасом знаний. В данном приеме главная роль в создании ситуации успеха отводится педагогу, именно он создает тот «эмоциональный всплеск» своими словами поддержки.

Какой колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, на вид ничем непримечательном, среднем, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в своего рода цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово
педагога рождает усилие, усилие рождает мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

«Ученик 6 класса Вадим Г. не очень любил русский язык, но занимался более или менее регулярно, имел средние отметки. Мальчик
способный, но предпочтение отдавал точным наукам. На одном уроке
русского языка он получил хорошую отметку, успокоился и решил не
очень обременять себя домашними заданиями.

Пришел черед нового урока. Вадим что-то слушал, что-то пропускал мимо ушей. У него наступило привычное состояние пассивного
отсиживания. Вдруг он услышал вопрос учителя, который попросил его повторить правило, изученное на прошлом, уроке. Правило не вспоминалось, мысли путались. Вадим в затруднении. И вдруг он услышал
голос учителя, услышал слова, сказанные с такой надеждой, добротой, поддержкой: «Вадим! Ты не можешь молчать. Ты подумай, ты вспомни! Ты так высоко взлетел! Ты взлетел и летишь так высоко, ты
понимаешь, что это? А сейчас ты можешь упасть, а падать всегда
больно!».

Сразу вспомнились откуда-то выплывшие строки правил, изученных прошлом уроке, примеры, подтверждавшие эти правила. И Вадим
стал отвечать. Говорил верно, с небольшими паузами, четко, с надеждой, что его поймут и поддержат! Домой не пришел, а вбежал: «Мама, ты знаешь, она мне вот так и сказала: «Ты полетел!» Я вспомнил! Я все
вспомнил, мама! Я не упал...»

Говоря об этом примере можно только поразиться тому, сколько теплоты родилось от мудрого педагогического акта. Его хватило на то, чтобы согреть радостью всех присутствующих в классе и оставить глубокий след в их душах, который наверняка они пронесут через школьные годы не только как пример педагогического мастерства, но и как проявление истинной
человечности, никогда не остающейся безответной.

  • «Обмен ролями». Данный прием будет целесообразно использовать с теми детьми, которые довольно успешны, но из занятия не имеют систематичности, этим детям становится скучно на занятиях, они пассивны.

Пример использования приема «обмен ролями»:

«Когда я учился в школе, мои знания по географии были посредственными. Да и поведение было не всегда удовлетворительное. На
одном из уроков географии, Светлана Александровна сделала мне замечание. Она иронично сказала: «Может быть, ты будешь вести урок?»
Я ей а тон ответил: «Давайте!» И она поручила мне подготовиться
провести урок по заданной теме.

Готовился основательно. Прочитал много дополнительной литературы, которую она мне порекомендовала. На следующий раз я вышел к
доске, а Светлана Александровна села на мое место. Я взял указку и
под смешки класса начал объяснять новый материал. Потом смех прекратился, и все ребята стали слушать меня внимательно. Потом я сел
за стол учителя и начал спрашивать одноклассников заданный на прошлом занятии материал. В классе были заметны улыбки, но отвечающие
старались ответить на вопросы как можно полнее, старались заглянуть
в книги или тетради. Ведь отметки я ставил в журнал!

К следующему занятию Светлана Александровна снова велела мне
подготовиться, а за прошлый урок поставила пятерку. Ребята хорошо
подготовились к занятию, и урок прошел в более серьезной обстановке.

А вот третьего урока не получилось, так как кто-то из администрации школы сделал Светлане Александровне замечание за «неправильное ведение занятий». Но ребята к ней стали относиться с еще большим уважением, а мне еще после первого урока ребята сказали: «Ну, ты даешь! Смотри, из тебя учитель, а то и директор школы получится!» Хотя они и шутили, но я чувствовал, что они действительно не ожидали от меня такой смелости».

В чем психологический и педагогический смысл этой
истории? Ничем внешне не примечательный ученик во внезапно сложившейся ситуации на уроке обнаруживает такие качества, которые никто не мог предположить в нем, а они выделяют его, подчеркивают его неординарность. Он смог не просто «встать в строй», а повести коллектив за собой.

Почему же радость в этой истории общая? Скорее всего каждый ученик из класса эту ситуацию примерил на себя.
«Игорь смог. Неужели я не смогу? Ведь я ничуть не хуже его!». Другие могли и засомневаться. «Вряд ли у меня хватило смелости решиться на такое... Игорь молодец, решился...». «Общая радость», очевидно, в том и состояла, что поступок Игоря, как бы неоднозначно его ни восприняли, создал ощущение общей причастности к успеху, самосознание непроявившихся возможностей.

  • «Заражение» или «Где это видано, где это слыхано». Великолепный этюд на тему «заражение» представлен в рассказе Виктора Драгунского из цикла «Денискины рассказы», который так и называется «Где это видано, где это слыхано». Напомню, что Мишка с Дениской на уроке музыки пели песенку «Папа у Васи силён в математике». Мишка пел первый две строчки, а Дениска – вторые. Мишка слова забыл и несколько раз пропел одно и тоже. Дениска хоть и знал правильные слова, но заразительно повторял строчки песни за Мишкой.

Есть такой психологический феномен. Когда один из собеседников зевнет, а за ним по кругу начинают зевать другие – это хрестоматийный пример психологического заражения.

Педагогическое заражение построено на точном расчете,
в котором главное – выбор гносионосителя (носителя познания), т.е. мощного источника интеллектуального заражения. Таким источником может стать увлеченный ребенок, с широким кругозором, умеющий отдаваться своему делу.

Еще одна педагогическая ситуация из книги Августа Соломоновича:

«В восьмом классе у нас появился свой поэт. Володя Савельев. Явился он миру таким образом. Наша учительница Вера Георгиевна предложила домашнее сочинение на какую-то литературную тему. Не свободную, а программную. Через некоторое время принесла в класс сочинения
и начала читать. Одно прочитала в самом конце. Сказала о нем коротко:
«Сочинение уникально. Хотя не совсем по теме». Да, такого мы еще
не встречали. Сочинение в стихах. Почти вся школьная тетрадь исписана ладными, непривычными рифмами. Особенно сильное впечатление
производили образные сравнения. Володя Савельев стал героем того дня. Но потрясло и еще одно событие. Вера Георгиевна предложила этому «герою» вечером проводить ее до дома
чтобы поговорить по дороге «за жизнь». Теперь этот Савельев стал
«дважды героем». Дорого бы дал каждый из нас за такое удовольствие
Наше «обожательное уважение» было не случайным. Через несколько дней Анатолий Татусь громогласно объявил, что
он тоже написал сочинение в стихах. Вера Георгиевна прочитала и на
одном из уроков заявила. «Толя — тоже подающий надежды поэт»
И предложила... проводить ее вечером до дома, «поговорить». Прошла
еще одна-две недели, и Радик Пузанов официально провозгласил, что
он – автор оды. Вера Георгиевна и о его произведении отозвалась одобрительно, и Радик тоже оказался в числе провожающих;
Далее началось какое-то сумасшествие. Страсти разгорались За перо
взялись
те, кто раньше и в мыслях не держал попыток к такому творчеству. Потом все как-то стихло. Страсти улеглись
Но мы уже были какими-то другими. От мыслей о поэзии перешли к
другим вещам, более прозаическим, более сложным. Вера Георгиевна
по-прежнему оставалась главным поверенным наших душ. А Володя
Савельев действительно стал профессиональным поэтом. Она правильно
предсказала его будущее. Его стихи печатались и в местных, и в
центральных изданиях.»


Алгоритм использования приема «заражение»:

1 шаг: позитивное единство эмоционального и интеллектуального фона коллектива.

Почему реакция Веры Георгиевны на первое стихотворное сочинение ученика была встречена коллективом так благосклонно, что породила стремление к подражанию? Несомненно, эмоциональный фон коллектива к этому предрасполагал. Почему возник этот всплеск поэтического творчества? Интеллектуальный фон коллектива давал такую возможность. Там, где подобной почвы нет, трудно рассчитывать на педагогически значимое «заражение».

2 шаг: выбор гносионосителя.

3 шаг: создание ситуации состязательности и педагогически целесообразного соперничества.

Появление в группе сверстников гносеоносителя, т.е. ребенка увлекающегося, демонстрирующего высокие результаты деятельности, само по себе не станет причиной подражания ему другими участниками группы. Но если появится соперник, т.е. другой участник группы, претендующий на эту же роль, то такая состязательность может превратиться в педагогически управляемое соперничество, что послужит мощным стимулом к саморазвитию, к усилению влияния на других, к «заражению».

4 шаг: выбор адекватных стимулов состязания «заражения».

Это может быть и стремление заслужить одобрение педагога, это может
быть стремление к лидерству, признания коллективом. В нашем примере зримой формой стимулирования, которую выбрала Вера Георгиевна, было ее одобрение, а также приглашение проводить ее домой для душевной беседы.

Что же в этой истории дало классу это «заражение». Несомненно, резко повысился интеллектуальный фон коллектива. Дети почувствовали себя не только классным объединением, но общностью единомышленников, еще более
активно проявился феномен сопереживания. Выросло самоуважение коллектива в целом.


3. Радость познания.

Радость познания – самая глубокая и ценная из всех «радостей», рассмотренных нами ранее. Нет более ценных мотивов для учебы, чем интеллектуальные, в основе которых лежит потребность познавать мир, когда важен не столько результат, сколько процесс познания. Радость познания и есть радость от самого процесса, когда важен не столько результат, сколько путь к его достижению.


Приемы «радости познания»:

  • «Эврика». Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что:

  • успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;

  • ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;

  • ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

Проиллюстрировать данный приём хотелось бы отрывком из сочинения Шалвы Александровича Амонашвили:

- Я хочу поговорить с Вами. Хочу что-то сказать! - и подбежав, ко
мне без приветствия, без передышки, девочка начинает объяснять. - Знаете, что я нашла? Я знаю, кто автор стихотворений «Яблоко и Шакара»! Вы знаете?

- Нет, а кто?

- Только никому не говорите!

- Нет, конечно, если ты этого хочешь.

И хотя на улице, кроме нас, никого нет, девочка поднимается на цыпочки, я наклоняюсь к ней. и она шепчет «Акакий Церетели!»

- Неужели?! - удивляюсь я. - А я думал, что его написал Яков
Гогебашвили!

- Вот видите! Все так думают! Пусть и сегодня поспорят, xopoшо?
А потом я им покажу книжку Акакия Церетели!

Ния возбуждена. Видимо, девочка плохо спала ночью, так ей хотелось поделиться со мной и товарищами своим «открытием»... Да, с открытием! Ведь в самом деле тут есть какое-то открытие, во всяком
случае Ключ к открытию!»



  • «Умышленная ошибка».

«Излагая доказательство теоремы, я умышленно допускаю ошибку
в записи, дописываю строчку и, сделав паузу, пробегаю глазами по
классу в надежде увидеть кого-нибудь, кто обнаружил эту ошибку
Внимание ребят еще приковано к тетрадям:, они дописывают строчку
Но вот поднялась рука. Это - Лена, она очень редко отвечает с места
Но
здесь, видимо, решилась.

- У Вас Ошибка, - робко говорит она.

- Молодчина, Лена, - хвалю ее. - Назови нам, пожалуйста, только строчку, в которой ты обнаружила ошибку, а мы все вместе
ее поищем.

Весь класс включается в поиск. Но это не главное, главное —
дальше ребята будут слушать доказательство еще внимательнее, стараясь не пропустить очередную «ошибку».

Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста
только на известном обучающимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.


  • «Линия горизонта».

Явление это известно с раннего детства. Сколько бы
ты ни приближался к тому месту, где проходит воображаемое
слияние неба с землей, оно всегда будет отдаляться, манить, вести за собой до бесконечности.


«Майя Львовна поручила мне сделать доклад о подводных лодках.
Я пошел в библиотеку, достал книжки, начал читать и зачитался!
Так интересно! Меня слушали все очень внимательно. Некоторые даже рот раскрыли... Майя Львовна сказала: «А ты способный! Молодец!». - и поставила пятерку.

Через несколько дней я к ней подошел и предложил: «Давайте
я сделаю доклад о танках! У меня есть книжки про их историю...» Она
сказала: «С удовольствием послушаем. Готовься У тебя по физике, наверное, пятерка выйдет, если контрольную хорошо напишешь». Я про контрольную не думал. Книга оказалась еще интереснее, чем про подводные лодки. Называется «Сухопутные крейсера» Я опять зачитался. С тех пор все время ищу литературу по истории военном техники.

А доклад я сделал. Тоже очень всем понравился. Майя Львовна мне
еще несколько раз давала разные поручения, на олимпиаду по физике
послала».

Таким образом, первый доклад не только принес ребенку радость первого успеха, но и, самое главное, раскрыл своеобразную прелесть самостоятельного поиска. Это была радость. Стремление повторить ее побудило
мальчика взяться за новые поиски, еще более увлекательные, по своей собственной инициативе. Чем больше он открывал для себя нового, неизведанного, тем больше формировалась потребность к поиску, тем глубже становилась
радость. Подчеркнем, радость не от пятерок, не от удачных контрольных работ, а именно радость от процесса поиска.


В завершении хотелось бы сказать, что педагогу тоже нужен успех! Ведь давно известен афоризм «Счастливого человека может воспитать только счастливый». Следовательно, успех ученику может создать только тот педагог, который сам переживает радость педагога».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!