Методы и приемы
системно-деятельностного подхода
на уроках немецкого языка
как средство развития
коммуникативных способностей учащихся
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь…
Китайская мудрость
Развитие коммуникативных способностей учащихся – главная задача учителя иностранного языка.
Как нельзя лучше это можно сделать с помощью методов и приемов
системно-деятельностного подхода.
учитель должен построить урок так, чтобы
Методы и приемы
системно-деятельностного подхода
Учащиеся самостоятельно пытаются определить тему урока после ситуации, предложенной учителем. После определения темы урока учащиеся вовлекаются в постановку учебных задач. Данный прием позволяет мотивировать учащихся на работу в течение урока, повысить интерес к изучению новой темы.
Прием “Да-Нет”
формирует у учащихся умение связывать разрозненные факты в единую картину или тему; умение систематизировать имеющуюся информацию; умение слушать друг друга.
Прием “До-После”
может использоваться на этапах актуализации знаний и рефлексии. У учащихся с помощью этого приема формируется
- умение прогнозировать события,
- умение соотносить известные и неизвестные факты;
- умение выражать свои мысли, сравнивать,
- делать выводы.
Прием “Лови ошибку” является универсальным приемом, активизирующим внимание учащихся в течение всего урока, причем заранее придуманную ошибку может совершать как учитель, так и учащийся, выбранный для этой роли.
Данный прием формирует у ребят
- умение анализировать информацию;
- умение применять знания в нестандартной ситуации;
- умение критически оценивать полученную информацию.
Прием “Телеграмма” направлен на актуализацию полученного субъективного опыта.
Телеграмма – это очень краткая запись. Учащийся пишет телеграмму учителю (например, что уяснил на уроке, а что – нет);
однокласснику – пожелание, совет с точки зрения изученного на уроке.
Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа . Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися . Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.
Для реализации системно-деятельностного подхода на уроках немецкого языка я использую кейс-метод.
Организационной основой кейс-методов является активное обучение, а содержательной основой - проблемное обучение.
Метод кейсов (анализ конкретных учебных ситуаций) – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях:
- выявление, отбор и решение проблем;
- работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в ситуации;
- анализ и синтез информации и аргументов;
- работа с предложениями и заключениями;
- оценка альтернатив;
- принятие решений;
- слушание и понимание других людей – навыки групповой работы.
Цель данного метода:
совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникшую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Метод кейсов - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала обучающегося и преподавателя.
Метод “Шесть шляп мышления”
В практику развития мышления метафору “шести шляп” ввел известный психолог Эдвард де Боно.
Каждому учащемуся предлагается представить свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок.
Желтая шляпа – позитивное мышление, только положительные стороны (необходимо доказать, почему позитивно и положительно).
Черная шляпа – противоположность желтой шляпе. Найти в произведении все негативное, проблематичное.
Красная шляпа – это эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с моментами рассматриваемого явления.
Зеленая шляпа – это творческое мышление.
Синяя шляпа – это философская шляпа. Те, кто мыслит в синем русле, старается обобщить высказывания других “шляп”, сделать общие выводы, найти обобщающие параллели.
Прием “Синквейн ”
Синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк. Правила написания синквейна: в первой строчке тема называется одним словом, обычно существительным. Вторая строчка – это описание темы двумя прилагательными. Третья строчка – описание действия в рамках темы тремя глаголами . Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя пятая строчка – это синоним из слова первой строки, который повторяет суть темы.
D ie Jugendlichen
W iderspruchlich
zielbewusst
rauchen
akzeptieren
schw ä nzen
die heutigen Jugendlichen sind widerspruchlich
die jungen Leute
До цели четыре шага:
планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,
действуйте положительно и добивайтесь неустанно .
Уильям А. Уорд