«Методы, используемые в организации внеурочной деятельности по музыке»
Подготовила:
учитель музыки
МАОУ СОШ №34
Зинова М.И .
« Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития» Б. В. Асафьев
Цель внеурочной деятельности:
воспитание музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьника.
Главная задача внеурочной деятельности:
привить детям интерес и любовь к пению.
Внеурочная деятельность , а именно: кружки, выступления на праздничных концертах, конкурсах и различных мероприятиях - одна из самых эффективных форм музыкального и художественно - эстетического развития детей.
Активные формы и методы обучения
- деловые и ролевые игры,
- дискуссии,
- диспуты,
- беседы, с элементами дискуссий,
- работа в малых группах и парах,
- формы взаимоконтроля,
- исследовательские работы,
- проекты, проблемно-поисковое обучение, урок-исследование,
- урок-поиск, урок - концерт и др.
Активные методы и формы обеспечивают решение образовательных задач:
- формирование положительной учебной мотивации;
- повышение познавательной активности учащихся;
- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
- развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
- развитие универсальных навыков.
1. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - считал
Василий Александрович Сухомлинский.
Игра – путь к познанию ребёнком самого себя…
Все виды игр выполняют здоровьесберегающую функцию.
- Творческие (ролевые) игры , в которых все действия участников определяются порученной им ролью ( «игры-путешествия», музицирование на детских музыкальных инструментах и пр.);
- Игры – соревнования, связанные с выявлением победителя (викторины, конкурсы и пр.);
- Игры – упражнения , направленные на выполнение занимательных заданий (кроссворды, ребусы, шарады и т.п.);
- Игры с раздаточным материалом (музыкальное лото, домино и т.п.);
- Ролевые игры , связанные с имитацией возможной жизненной ситуации
Ролевая игра - форма моделирования ребенком прежде всего социальных отношений, свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то».
2. Инструментальное музицирование
- творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах.
Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки.
3. Вокальное музицирование
Пение как исполнительский процесс развивает различные, не только чисто музыкальные способности (музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость и т.д.), но и такие общие качества, как умение слушать и запоминать, внимание, настойчивость в преодолении трудностей, воображения, самостоятельность и т.д.
4. Вокальные игры -
- различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации, игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни, пение по «цепочке», как бы передавая «эстафету» другому человеку, вокальная импровизация.
5. Ритмодекламация
- – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме
- Ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями( произнести обиженно, сердито, печально и т.д.).
6. «Инсценировка»
- Инсценировки песен позволяют ученикам раскрепоститься, повышают самооценку, развивают творческий потенциал. Ребята очень любят выступать в роли артистов.
7. «Музыкальный театр»
- - этот метод направлен на постижение целостного музыкального содержания.
- Особенностью является то, что определяемые учителем средства, должны быть реализованы в синтезе, например звук и жест.
- Метод помогает ребенку сделать музыку зримой, осязаемой.
8. «Пластическое интонирование»
- - направлено на освоение способов «активного слушания».
- особенностью данного метода является целостное восприятие музыки, через моторику своего тела.
9. Интеллектуальные игры
– игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.
Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
10. Кроссворды
- Задания данного типа помогают вести работу по изучению музыкальной терминологии.
11.. Метод погружения
– позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека. Средством реализации данного метода являются различные жизненные ситуации, содержание которых было связано с тем или иным произведением.
12. Метод моделирования художественно-творческого процесса
- Метод моделирования требует самостоятельности в добывании и присвоении знаний , творчества (когда школьник, в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.), развития способности к индивидуальному слушанию и творческой интерпретацией.
Все перечисленные методы и формы организации работы учащихся во внеурочной деятельности помогают не только достичь поставленных целей, но и сделать это для детей очень увлекательным. Занятия с использованием активных форм и методов позволяют учителю по-новому увидеть некоторых учащихся, заметить их индивидуальные особенности .
Спасибо за внимание!
Всем творческих успехов!