СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы изучения органов пищеварения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы изучения органов пищеварения»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ













«Методы изучения органов пищеварения»
















Разработал учитель биологии

МБОУ Орловский УВК

Шелуха Е.В.



Урок 36 9 класс Биология Дата __________________________

Тема урока: Методы изучения органов пищеварения

Цель: формирование представлений о методах изучения процессов пищеварения, как современных, так и предложенных Павловым И.П., показать практическое значение методов при изучении процессов пищеварения и предупреждении заболеваний ЖКТ.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать, характеризовать методы изучения процессов пищеварения, дать определения понятиям: фистула, безусловные рефлексы, условные рефлексы, мнимое кормление, гуморальное сокоотделение желудочных желез, сформировать умение понимать смысл биологических терминов; анализировать полученную информацию о нервной и гуморальной регуляции пищеварения.

Метапредметные: формировать у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиск решений проблемных вопросов: устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, извлекать информацию из различных источников, формировать  способность конкретизировать, анализировать, обобщать.

Личностные: воспитывать самостоятельность, коммуникативные качества учащихся.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.

  2. Продолжить формирование умения находить  отличия,  работать с текстами, находить и выделять необходимую информацию, объяснять значения новых слов, осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения организовывать совместную деятельность, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения правильно и четко формулировать и выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить обучение основам волевой саморегуляция и самооценки в ситуации затруднения.

Личностные УУД

  1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстративные.

Оборудование: учебник, дополнительная информация, презентация, таблицы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Тестовые задания (ОГЭ 9 класс)

    1. Какие функции выполняет слюна человека? Выберите три верных ответа из шести.

1) облегчение глотания;

2) расщепление жиров;

3) расщепление крахмала;

4) механическое измельчение пищи;

5) обезвреживание бактерий;

6) расщепление белков.

2. Какие химические вещества участвуют в переваривании питательных веществ? Выберите три верных ответа из шести.

1) витамин А;

2) гемоглобин;

3) пепсин;

4) соляная кислота;

5) желчь;

6) фибрин.

3.В каких органах пищеварительной системы происходит ферментативное расщепление питательных веществ? Выберите три верных ответа из шести.

1) пищевод;

2) желудок;

3) ротовая полость;

4) толстая кишка;

5) двенадцатиперстная кишка;

6) печень;

4.Что характерно для печени человека? Выберите три верных ответа из шести.

1) разрушает эритроциты;

2) выполняет барьерную функцию;

3) имеет многочисленные ворсинки;

4) участвует в жировом обмене веществ;

5) способствует перевариванию клетчатки;

6) вырабатывает фермент, расщепляющий сахар.

5.Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА

А) заканчивается переваривание белков, углеводов и липидов

Б) всасываются органические вещества  в кровь и лимфу;

В) всасывается основная часть воды;

Г) расщепляется клетчатка;

Д) внутренняя поверхность имеет микроворсинки;

Е) формирование каловых масс.

1) тонкий

2) толстый

 

6.Расположите в правильном порядке уровни организации пищеварительной системы человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. кровеносный капилляр;

  2. тонкий кишечник;

  3. пищеварительный канал;

  4. двенадцатиперстная кишка;

  5. пищеварительная система;

  6. кишечная ворсинка.

7. Вставьте в текст «Желудочный сок» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ЖЕЛУДОЧНЫЙ СОК

Клетки __________(А) стенок желудка выделяют желудочный сок. Желудочный сок человека – бесцветная жидкость, содержащая слизь, ферменты и небольшое количество __________(Б). Ферменты в желудке расщепляют __________(В). Они активны только при температуре 38–39 °С и в __________(Г). Слизь предохраняет стенки желудка от механического повреждения.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) соляная кислота;

2) белок;

3) аминокислота;

4) глицерин;

5) щелочная среда;

6) кислая среда;

7) внутренний слой;

8) средний слой.

3 Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

В XVIII в. французский ученый Реомюр, зная, что хищные птицы могут извергать обратно через рот перья, кости, проглоченные с пищей, но оставшиеся непереваренными, давал птицам проглатывать туго набитые мясом трубочки с дырочками в стенках. Спустя сутки птицы извергали эти трубочки через рот обратно, но уже без мяса.

Другой итальянский ученый Спалланцани, давал животным глотать губку с привязанной к ней ниткой. Через некоторое время он вытягивал губку за нитку обратно.

Русский ученый Басов описал наблюдения над человеком, у которого в результате несчастного случая образовался на животе незарастающий свищ — узкий канал, соединяющий полость желудка с поверхностью тела. Эти наблюдения привели ученого к мысли сделать в опыте искусственное отверстие в желудке. В 1842 г. В. А. Басов произвел на собаке по операцию наложению фистулы. что позволило изучить сокоотделение в желудке.

Что можно было узнать при помощи этих опытов? (Это позволило изучить сокоотделение в желудке).

Русский физиолог Павлов приобрел мировую известность, изучая работу нервной системы. А чем ещё знаменит наш ученый? Ребята, давайте определим тему нашего урока.

Запись в тетради. Тема: Методы изучения органов пищеварения.

Ребята, давайте определим цели нашего урока:

  1. Изучить методы исследования пищеварительной системы.

  2. Ознакомиться с методами И. П. Павлова, по изучению процессов пищеварения.

  3. Выяснить, как происходит регуляция процессов пищеварения.

4 . Изучение нового материала.

1.Методы исследования пищеварительной системы.

Существует несколько методов изучения функции ЖКТ у человека. Работа в парах с дополнительной информацией.

1. Зондовые методы (в полость желудка или 12-типерстной кишки вводится трубка, через которую отсасывается содержимое желудка или кишки, которое затем подвергается исследованию)

2. Рентгенологические методы (рентгенография, рентгеноскопия).

3. Электрогастрография (метод графической регистрации биопотенциалов, которые генерирует гладкая мускулатура желудка, от поверхности передней брюшной стенки).

4. Эндоскопические методы (позволяют осмотреть поверхность слизистой оболочки, сфотографировать ее и взять биопсию на исследование, но динамику проследить нельзя).

5. Радиоизотопное сканирование (радиоактивные изотопы вводят через рот в безвредных дозах и наблюдают их движение с пищей, всасывание в кровь и лимфу).

6. Аускультация (выслушивание кишечных шумов), фоноэнтерография (графическая регистрация кишечных шумов).

7. УЗИ (УЗИ желудка и кишечника позволяет определить их физические размеры, топографическое расположение в брюшной полости, толщину стенок, структурные особенности, состояние окружающих тканей, наличие патологических изменений, характеристики кровотока в крупных сосудах, оценить эвакуаторную функцию. Врач видит ультразвуковую картину внутренних органов на экране монитора УЗИ аппарата в реальном времени).

8. МРТ (Неинвазивный (не связанный с проникновением) диагностический метод, который использует сильное магнитное поле для визуализации органа. Магнитно-резонансная томография позволяет оценить состояние желудка и органов брюшной полости, выявить язву и другие патологии, обеспечить контроль процесса лечения заболевания и эффективность терапии).

Обсуждение результатов работы.

2. И. П. Павлов и его роль в изучении процессов пищеварения.

Перед тем как продолжить нашу работу по теме урока, мне бы хотелось, чтобы вы послушали информацию о великом учёном Иване Петровиче Павлове.

Выступление учащихся.

1-й учащийся.

Иван Петрович Павлов, лауреат Нобелевской премии 1904 года.

Выдающийся русский физиолог, создатель современных представлений о процессе пищеварения и учения о высшей нервной деятельности; основатель и научный вдохновитель российской физиологической школы; разработчик и преобразователь методов исследования функций организма, позволяющих вести длительные эксперимента на практически здоровых животных.

Основные научные достижения

Внедрение особого метода экспериментирования над животными – «хронический опыт», который позволил исследовать физиологию здоровой особи в ее естественном состоянии, что снижало вероятность искажения результатов.

Исследование роли нервной системы в регуляции кровообращения. Доказал наличие «тройного нервного контроля» на сердце.

  • Учение о сигнальных системах. Показал специфическую особенность человека, заключающуюся в наличии у него, помимо первой сигнальной системы, общей с животными, второй сигнальной системы – речи и письма.

  • Исследование работы пищеварительной системы и описание физиологии пищеварения. Доказал наличие нервной регуляции деятельности желудочных желез.

  • Формулирование понятия условного рефлекса, разработка учения о сигнальных системах.

  • Формулирование представления об аналитико-синтетической деятельности головного мозга. Создание учения об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга и о системности в работе больших полушарий.

Образование, степени и звания

1860-1864 гг. Рязанское духовное училище, был принят сразу во второй класс.

1864-1870 гг. Духовная семинария.
1870−1875 гг. Императорский Санкт-Петербургский университет, физико-математический факультет, естественное отделение: кандидат естественных наук. Уже с третьего курса И.П. Павлов начал специализироваться на физиологии.
1875−1879 гг. Медико-хирургическая академия (затем Военно-медицинская академия), специальность – лекарь.
1883 г. Медико-хирургическая академия (затем Военно-медицинская академия), Санкт-Петербург. Защита докторской диссертации «О центробежных нервах сердца» с присвоением степени доктора медицины.
1884 г. Получение звания приват-доцента Военно-медицинской академии, Санкт-Петербург.
1901 г. Императорская Санкт-Петербургская Академия наук, член-корреспондент.
1907 г. Санкт-Петербургская Академия наук, почетный член академии наук.
2-й учащийся.

Профессиональный путь
1875−1924 гг. Медико-хирургическая академия (затем Военно-медицинская академия), Санкт-Петербург, заведующий кафедрой фармакологии (1890-1896 гг.), заведующий кафедрой физиологии (1896-1924 гг.).
1878-1890 гг. Работа в клинике С.П. Боткина, 1886 г. – руководитель клиники.
1890−1924 гг. Институт экспериментальной медицины, Санкт-Петербург, заведующий физиологической лабораторией.
1925−1936 гг. Институт физиологии АН СССР, Ленинградская обл., директор.
Основы физиологии пищеварения созданы Иваном Петровичем Павловым, его учениками и последователями. Ученый предложил и разработал новые принципы и методы изучения данного процесса.
Есть некоторые свидетельства о том, что Альфред Нобель был знаком с научными опытами Павлова. Есть версия, что, называя в завещании одну из наград не просто премией по медицине, а премией по физиологии и медицине, Нобель прежде всего имел в виду работы Павлова. Признавая заслуги Павлова, Альфред Нобель в 1893 году пожертвовал 10 тыс. руб в пользу Петербургского института экспериментальной медицины именно в то время, когда директором института был Иван Петрович Павлов.
В 1904 году Павлову была вручена Нобелевская премия в области медицины и физиологии за многолетние исследования механизмов пищеварения, которые позволили кардинально преобразовать эту область физиологии. Ученый стал первым российским Нобелевским лауреатом.

В 1912 году в Англии избирают Павлова почетным доктором кембриджского университета, и на церемонии посвящения произошел такой эпизод, когда студенты Кембриджа спустили игрушечную собачку с многочисленными фистулами.


3. Методы И. П. Павлова по изучению процессов пищеварения.

Экспериментальные методы исследования пищеварения

А. Фистула выводного протока слюнной железы

•Выводной проток слюнной железы отделяется от окружающих тканей и переносится отверстием вместе с кусочком слизистой на кожу щеки и фиксируется на ней.

•Можно собирать слюну.


Б. Фистула поджелудочной железы

•Это выводной проток поджелудочной железы, выводится на поверхность передней брюшной стенки.

•Можно собирать сок поджелудочной железы.

В. «Опыт мнимого кормления"

Фистулу желудка предложил русский хирург В.А. Басов в 1842 году. Но Павлов ее изменил и усовершенствовал.

Этапы операции:

1.Фистула желудка.

Это трубка, один конец которой закреплен в желудке, другой выведен на переднюю брюшную стенку.

2. Эзофаготомия.

Это перерезка пищевода.

• Собака ест. В результате раздражения пищей рецепторов полости рта в желудке рефлекторно выделялся желудочный сок, хотя пища не попадает в желудок.

•.

• Сок можно собрать с помощью фистулы.

Г. Изолированный желудочек (по И.П. Павлову)

Это та часть желудка, которая отделена от него и может функционировать самостоятельно.

• Разрез производится вдоль большой кривизны.

• Граница между желудком и изолированным желудочком формируется из слизистой оболочки.

• Изолированный желудочек имеет иннервацию и кровоснабжение.

Можно собирать желудочный сок на любом этапе пищеварения и оценивать его качественный и количественный состав.

Физкультминутка.


3. Нервная регуляция пищеварения.

От момента поступления продуктов питания в организм до завершения процессов пищеварения с пищей происходят физико-химические изменения – она измельчается, смачивается, перемешивается, подвергается действию ферментов и всасывается.

Нормальная работа пищеварительной системы обеспечивается благодаря тесному взаимодействию нервных и гуморальных механизмов регуляции.

Нервная регуляция выделения желудочного сока происходит в два этапа.

Первая фаза секреции является результатом действия комплекса условных и безусловных раздражителей, предшествующих попаданию пищи в желудок (вид и запах пищи, разговоры о ней). Выделяемый в этой фазе желудочный сок называют запальным, или аппетитным. Он подготавливает желудок к восприятию пищи.

Нервная регуляция желудочного сокоотделения.

  1. Условно-рефлекторная регуляция осуществляется с участием коры больших полушарий головного мозга.

    • Вид и запах пищи вызывает выделение желудочного сока

    • Шум, посторонние разговоры, чтение тормозят пищеварительные рефлексы.

    • Стресс, раздражение, ярость приводят к усилению, а страх и тоска к торможению как секреции, так и моторики желудка.

  2. Безусловно-рефлекторное выделение желудочного сока

  • Импульсы от рецепторов ротовой полости и желудка проводятся в продолговатый мозг

  • От продолговатого мозга импульсы идут к железам желудка по блуждающему нерву (парасимпатическая нервная система).

  • Приправы, соль, перец, горчица усиливают возбуждение рецепторов ротовой полости и желудка, улучшая аппетит

  1. Неприятные ощущения голода связаны с усиленным сокращением стенок желудка, что стимулирует к действиям по утолению чувства голода.

  2. Сигналы о насыщении поступают в головной мозг с опозданием в 20 минут (это связано с гуморальным механизмом возникновения чувства насыщения, центры насыщения и голода находятся в гипоталамусе).

  • при быстрой еде существует опасность переедания. Тогда пищеварительные соки не успевают переработать большое количество пищи, затрудняется перистальтика кишечника, т.е. нарушается пищеварение

  • Лучше есть медленно и понемногу 4 раза в день. При этом завтрак должен содержать 25% всей дневной нормы, Обед 50%, полдник 15%, ужин 10%.

Вторая фаза секреции - желудочная, или нейрогуморальная, - обусловлена раздражением пищей рецепторов слизистой оболочки желудка в результате механического и химического воздействия на них. Ведущую регуляторную роль в этой фазе играет гормон гастрин, вырабатываемый некоторыми клетками слизистой оболочки желудка. Он активирует секрецию желудочного сока и регулирует двигательную активность желудка и кишечника. Сильное возбуждающее действие на желудочную секрецию оказывают вещества, содержащиеся в отварах мясной и овощной пищи. Жиры тормозят сокоотделение, поэтому жирная пища переваривается значительно дольше (8-10 ч), чем другие ее виды (3-4 ч).

Нервная регуляция слюноотделения

В ротовой полости находятся рецепторы, которые распознают вкус, температуру и другие свойства пищевых продуктов. От рецепторов по чувствительным нервам возбуждение передаётся в центр слюноотделения, который располагается в продолговатом мозгеОт него команда по центробежным нервам направляется к слюнным железам, в результате чего выделяется слюна. Количество и качество выделяемой слюны определяется физическими свойствами пищи и её количеством. Это пример безусловного слюноотделительного рефлекса.

Но, как говорится, слюнки могут течь и от вида, запаха еды, даже разговора о ней. Это уже условно-рефлекторная реакция. Она будет возникать только на хорошо знакомые продукты питания. Например, внешний вид экзотических фруктов, которые мы никогда не пробовали, слюноотделения не вызовет.

Количество выделяемого желудочного сока на разные виды пищи неодинаково На белковую пищу выделяется больше сока с наибольшим содержанием ферментов, на углеводную – меньше, на жиры – еще меньше.

Регуляция пищеварения обеспечивается также вегетативной нервной системой. Парасимпатическая часть стимулирует секрецию и перистальтику, в то время как симпатическая часть подавляет.

Также, в гипоталамусе расположены центры голода и насыщения, которые высокочувствительны к изменению концентрации глюкозы. Понижение её содержания в крови приводит к возбуждению центра голода и формированию поведения, направленного на поиск и потребление пищи.

Сразу после приёма пищи, а затем в процессе пищеварения концентрация глюкозы в крови повышается, что сопровождается возбуждением центра насыщения и угнетением центра голода.

4.Гуморальная регуляция пищеварения

— Почему во время обеда полезно сначала съедать суп или салат?

Гуморальная регуляция происходит с помощью гормонов, которые вырабатываются в организме человека

В регуляции выделения желудочного сока важную роль играют гуморальные факторы.

Под воздействием продуктов пищеварения слизистая оболочка желудка выделяет гормон гастрин, который усиливает выделение желудочного сока.

Сильными химическими раздражителями рецепторов желудка являются мясные, рыбные и овощные отвары. Жиры тормозят сокоотделение. Выделение желудочного сока происходит до тех пор, пока в желудке находится пища, и зависит от её количества и свойств. Например, жирная пища переваривается в желудке около 10 часов, а углеводная – быстрее.

Как только кислая пищевая кашица поступает в начальный отдел тонкого кишечника, его слизистая оболочка рефлекторно начинает выделять кишечный сок.

К рефлекторному механизму присоединяется гуморальный: выделяются гормоны – холецистокинин и секретинкоторые стимулируют выработку сока поджелудочной железы и желчи.

  1. Закрепление нового материала.

Вопрос 1. Ощущение потребности в пище, формирующееся при снижении содержания глюкозы в крови, называется …

  1. голод

  2. аппетит

  3. насыщенность

Вопрос 2. Павлову И. П. была вручена Нобелевская премия в области медицины и физиологии в ...

  1. 1904;

  2. 1912;

  3. 1900;

  4. 1907.

Вопрос 3. Гормон который усиливает выделение желудочного сока

  1. гастрин;

  2. адреналин;

  3. секретин;

  4. инсулин.

Вопрос 4. Гормон который усиливает выделение кишечного сока

  1. гастрин;

  2. адреналин;

  3. секретин;

  4. инсулин.

Вопрос 5. Как называется Павловский метод изучения состава желудочного сока  

  1. рентгенография;

  2. зондирование;

  3. наложение фистул;

  4. изолированного желудочка.

Вопрос 6. Как называется Павловский метод изучения слюноотделительных рефлексов? 

  1. рентгенография;

  2. зондирование;

  3. наложение фистул;

  4. изолированного желудочка.

Вопрос 7.Отделение желудочного сока с наибольшим содержанием ферментов происходит при поступлении пищи..

  1. белкового происхождения;

  2. углеводного происхождения ;

  3. жирового происхождения;

  4. в виде мясных бульонов и отваров овощей.

Вопрос 8. Определите последовательность нервной регуляции слюноотделения:

  1. рецепторы полости рта;

  2. слюна;

  3. чувствительные нервы;

  4. двигательные нервы;

  5. центр слюноотделения продолговатого мозга;

  6. слюнные железы.

Вопрос 9. Центры голода и насыщения находятся в:

  1. коре больших полушарий;

  2. гипоталамусе ;

  3. кора височной доли;

  4. отделы коры постцентральной извилины.

Вопрос 10. Определите, когда осуществляется условно-рефлекторная регуляция, а когда безусловно-рефлекторная регуляция?  

1.условно-рефлекторная 

2.безусловно-рефлекторная  

  1. мысль о еде;

  2. раздражение рецепторов рта;

  3. ощущение запаха еды;

  4. вид еды;

  5. раздражение рецепторов желудка.





Взаимопроверка результатов.

  1. Рефлексия. Итоги.

-Достигли ли мы целей, намеченных в начале урока?

Прием «Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились(понравились) хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. Подводятся итоги.

  1. Домашнее задание

Изучить § 28 учебника, записи в тетради; опережающее задание — подготовить сообщения «Болезни ЖКТ».

Письменно ответить на вопрос: Согласитесь ли вы с рекомендацией врачей- диетологов, что из-за стола нужно вставать с легким чувством голода? Объясните свою точку зрения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!