МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Познавательная потребность (В. С. Юркевич1)
Цель. Определение интенсивности познавательной потребности.
Материал. Стандартизированная анкета, адресованная учителям, которые на основе наблюдений и бесед с родителями должны выбрать ответы на следующие вопросы.
| | | |
№ п/п | Вопросы | Возможные ответы | Балл |
1 | Как часто ученик подолгу (полчаса-час) занимается какой-нибудь умственной деятельностью (час-полтора для младшего школьника, несколько часов подряд — для подростков? | а)постоянно б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
2 | Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность? | а) помучиться, но само му найти ответ б) когда как в) получить готовый ответ от других | 5 3 1 |
3 | Много ли читает школьник дополнительной литературы? | а) постоянно, много б) иногда много, иногда ничего не читает в) мало или совсем ничего не читает | 5 3 1 |
1 Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев: Вища школа, 1998. С. 224-225.
62 Раздел 2. Методы изучения познавательного интереса
Изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте 63
№ п/п | Вопросы | Возможные ответы | Балл |
4 | Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? | а)очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко не вы ражены (по сравнению с другими ситуациями) | 5 3 1 |
5 | Часто ли ребенок задает вопросы? | а)часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
Обработка данных. Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов: 17—25 баллов — потребность выражена сильно; 12—16 баллов — умеренно; меньше 12 баллов — слабо.
Познавательные интересы школьника (К. Н. Волков)
Цель. Определение степени выраженности познавательных интересов школьников.
Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.
Ход проведения. Учителю дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один.
1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей про
фессии?
а) очень тесно;
б) связаны, но очень мало, сопровождаются соответствую
щей организацией деятельности;
в) никак не связаны.
2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользует
ся ли научной литературой, работает ли со словарем и т. д.?
а) постоянно;
б) иногда;
в) очень редко.
3. Ставит ли перед собой задачи, выполнение которых невоз
можно в один присест и требует кропотливой работы в течение
многих дней и даже месяцев?
а) большинство заданий подчинено этому принципу;
б) ставит, но редко выполняет;
в) не ставит долговременных задач.
4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать
«черную», неинтересную для него интеллектуальную работу (на
пример, выполнять длительное вычисление при решении инте
ресной задачи)?
а) делает всегда столько, сколько нужно;
б) делает периодически;
в) не любит выполнять неинтересную работу.
5. Способен ли при необходимости заниматься продолжитель
ное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлече
ниями, а иногда и отдыхом?
а) всегда, когда нужно;
б) только изредка;
в) не способен.
Обработка данных. О сильной выраженности познавательного интереса свидетельствуют ответы а).
Познавательная активность младшего школьника (А. А. Горчинская)
Цель. Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.
Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.
Ход проведения. Школьнику дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один.
1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по мате
матике?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразитель
ность?
а) помучиться, но самому найти ответ;
б) когда как;
в) получить готовый ответ от других.
3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?
а) постоянно много;
б) иногда много, иногда ничего не читаю;
в) читаю мало.
4. Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя
возникли вопросы?
а) всегда нахожу на них ответ;
б) иногда нахожу на них ответ;
в) не обращаю на них внимания.
5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?
а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, дру
зьями);
б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;
в) ты не станешь об этом рассказывать.
Обработка данных. Ответы а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности; ответы б) — об умеренной; ответы в) — о слабой выраженности.
Познавательная активность младшего школьника (вариант 2) (А. А. Горчинская)
Цель. Выявление степени выраженности познавательной активности младшего школьника в области математики.
Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.
Ход проведения. Родителю дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать один из предъявленных вариантов ответов.
1. Нравится ли ребенку выполнять задания по математике?
а) нравится всегда;
б) иногда;
в) очень редко.
2. Обращается ли ребенок к дополнительной литературе при
выполнении домашних заданий?
а) часто;
б) иногда;
в) очень редко.
3. Как ведет себя ребенок при выполнении заданий, решение
которых невозможно в один присест и требует кропотливой ра
боты?
а) решает до тех пор, пока не получит верный ответ;
б) несколько раз оставляет решение задачи и снова к нему
возвращается;
в) прекращает работу, если не может быстро найти ответ.
4. В какой мере, занимаясь любимым делом, ребенок может
делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную
работу?
а) делает всегда столько, сколько нужно;
б) выполняет выборочно или периодически;
в) не любит выполнять неинтересную для него paботу
5. Способен ли ребенок при необходимости заниматься продолжительно интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечением, а иногда и отдыхом?
а) всегда, когда это нужно;
б) только изредка;
в) не способен.
Обработка данных. Ответы а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности; ответы б) — об умеренной; ответы в) — о слабой выраженности.
Познавательная самостоятельность младшего школьника (А. А. Горчинская)
Цель. Выявление степени выраженности познавательной самостоятельности младшего школьника в области математики.
Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими следующие варианты ответов: а) да, б) иногда, в) нет.
Ход проведения. Родителю дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать один из ответов, с которым он согласен.
Вопросы.
1. Стремится ли ребенок самостоятельно выполнить домашнее задание по математике?
2. Стремится ли ребенок самостоятельно найти дополнительный материал по теме к уроку математики?
3. Самостоятельно ли ребенок, без напоминаний, садится за выполнение домашнего задания по математике?
4. Способен ли ребенок отстаивать свою точку зрения?
5. Стремится ли ребенок самостоятельно расширять знания, если тема его заинтересовала?
Обработка данных. Ответы а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной самостоятельности; ответы б) — об умеренной; ответы в) — о слабой выраженности.
Доминирующие мотивы в ситуации их столкновения (М. В. Матюхина)
Цель. Выявление доминирующего мотива — интереса к мыслительной деятельности или к преодолению трудностей.
Ход проведения. Школьнику предлагают выбрать одну из двух задач. Первая символизирует интерес к мыслительной деятельности, вторая — к преодолению трудностей.
Дается инструкция следующего содержания: «Задача 1 интересна тем, что при ее решении нужно рассуждать, мыслить, но она нетрудная. При решении задачи 2 придется преодолевать большие трудности. Задание считается выполненным, если решена одна из задач. Отметки за решение той или другой задачи будут ставиться одинаково».
Обработка данных. Фиксируется сделанный ребенком выбор, на основании чего формулируется вывод либо о наличии интереса к мыслительной деятельности, либо о доминировании мотива преодоления трудностей.
Мотивы учения. Методика
«Заверши предложение» (М. В. Матюхина) .
Цель. Определение спектра мотивов учения.
Пояснение. Эта и следующая методика являются методами проективного типа. Материал для восприятия (начало предложения, начало рассказа) является стимулом, который включает мотивацию личности. Чем сильнее побуждение, тем чаще оно должно проецироваться. Ответ на эту стимуляцию может быть различным у детей в зависимости от внутренних условий, психических особенностей личности. Такая методика дает возможность изучать личность опосредованно и создает благоприятные условия для проявления мотивации.
Ход проведения. Испытуемому предлагается завершить предложения.
1) Я стараюсь...
2) То, о чем я думаю...
3) Я был бы рад ...
4) Я надеюсь...
5) Я уверен...
6) Я мечтаю...
7) Я стремлюсь...
8) Я хочу...
9) Я не сомневаюсьМоя цель...
Обработка данных. Основанием для формулирования выводов служат ответы ребенка. Можно предполагать доминирование познавательного мотива при условии, что частота суждений, указывающих на склонность к занятиям познавательной или интеллектуальной деятельностью (например, «Я стараюсь узнавать больше нового», «Я мечтаю, чтобы у меня было много книг» и т. п.), превышает число суждений, относящихся к другим аспектам школьной деятельности (к примеру, «Я надеюсь получать только хорошие отметки», «Я не сомневаюсь, что мама купит мне новый портфель» и т. п.).
Доминирующие мотивы учения (М. В. Матюхина)
Методика 1. «Закончи рассказ»
Цель. Выявление доминирующего мотива учения. Ход проведения. Школьнику зачитывается рассказ. По его завершении предлагается ответить на поставленные вопросы.
Текст рассказа
Однажды на перемене в классе завязался между ребятами разговор о том, для чего они учатся.
—Я считаю своей обязанностью ходить в школу, — сказала Галя.
—А мне нравится в школе получать хорошие отметки, — сказал Яша.
—А я люблю думать, рассуждать на уроках, — заявил серьезно Коля.
Ваня заявил, что он обязательно поступит в авиационный институт и будет строить самолеты. Вдруг раздался тихий голос Вали:
— А меня мама заставляет ходить в школу. Она говорит, что она
идет на работу и мне надо идти в школу, так как это моя работа.
А что ты скажешь? Для чего ты учишься?
Обработка данных. Ответы на поставленные вопросы могут свидетельствовать о превалировании одного из нижеприведенных мотивов: чувства долга, стремления к получению хороших отметок, потребность в умственной деятельности, социальная значимость учения, мотив принуждения. Обнаружение склонности к умственной деятельности может служить признаком наличия познавательного интереса.
Методика 2
Цель. Определение доминирующих мотивов учения.
Материал. 21 карточка с написанными на них суждениями. Суждения 1—3 направлены на выявление мотивов долга и ответственности, 4—6 — самоопределения и самосовершенствования, 7—9 — мотивации благополучия, 10—12 — престижной мотивации, 13—15 — мотивации избегания неприятностей, 16—18 — мотивации содержанием, 19—21 — мотивации процессом. Таким образом, суждения 1 — 15 отражают социальные мотивы, а 16— 21 — мотивы, заложенные в самой учебной деятельности и характеризующие познавательный интерес.
Суждения.
1) Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
2) Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
Уровень развития интереса к содержанию
и процессу учения. Методика
«Перечень любимых занятий» (М. В. Матюхина)
Цель. Выявить уровень развития интереса к содержанию и процессу учения.
Материал. Бланк с перечнем занятий. Перечень составлен таким образом, что число занятий, связанных с содержательной стороной учебной деятельности (пункты 1, 4, 7, 9, 10, 11), тождественно числу занятий, отражающих процессуальную сторону.
Ход проведения. Испытуемому предъявляется бланк с перечнем занятий и предлагается выбрать самые любимые. Обследование проводится индивидуально, чтобы исключить всякое влияние других детей.
I. Напиши фамилию, имя.
II. Прочитай все пункты от 1 до 12.
III. Выбери (подчеркни), что ты больше всего любишь (сделай 4 выбора).
1. Слушать, когда учитель приводит интересные примеры.
2. Выводить правила на уроках математики.
3. Выполнять упражнения по русскому языку.
4. Узнавать, откуда произошли числа.
5. Самому составлять упражнения по русскому языку.
6. Решать задачи по математике.
7. Узнавать, почему предмет называется определенным словом.
8. Самому составлять задачи.
9. Узнавать правила написания слов.
10. Слушать, когда учитель рассказывает что-то необычное.
11. Узнавать о математических действиях.
12. Выводить правила на уроках русского языка.
Обработка данных. На основе выбора любимых занятий определяется характер интереса к содержательной и процессуальной стороне учения:
■ пункты 1 и 10 — свидетельство интереса учащегося к занимательности;
■ пункты 9 и 11 говорят о привлекательности для ребенка фактов;
■ пункты 4 и 7 фиксируют пристрастие к сути явлений;
■ пункты 3 и 6 — подтверждение заинтересованности в самом процессе действий;
■ пункты 2 и 12 соответствуют поисково-исполнительскому уровню;
■ пункты 5 и 8 отражают творческий уровень.
Степень устойчивости направленности на способ осуществления учебной деятельности. Методика выбора задачи-«способа» (А. К. Дусавицкий)
Цель. Выявление степени устойчивости направленности младшего школьника на способ осуществления учебной деятельности.
Материал. Три бланка, на каждом из которых помещен определенный тип задач.
Tun 1 — задача, требующая простого арифметического действия.
Можно ли разместить 783машины поровну в трех гаражах?
Тип 2 — занимательная задача.
Знаете ли вы чемпиона хвостатых в животном мире? По японской легенде, царь зверей разделил хвосты между всеми животными. А для трех японских кур у него осталось 2 170 см хвостов. Удалось ли курам разделить хвосты поровну и какой длины оказался хвост у чемпиона хвостатых — одной японской курицы?
Тип 3 — задача на интерес к способу решения.
Если хочешь узнать, какие слова пропущены, сделай следующее.
1. Проверь, делится ли число 771 на 3. Напиши «да» или «нет».
2. Найди сумму цифр числа. Запиши.
3. Проверь, делится ли сумма на три. Напиши «да» или «нет».
4. А теперь запиши правило, вставив в него пропущенные
слова.
5. Пользуясь этим правилом, не производя деление, определи,
делится ли на 3 число 2808. Напиши «да» или «нет».
Для учащихся первых классов в конце учебного года можно использовать варианты задач, использованные в исследовании .
Tunl
В городе 10 гаражей. Можно ли в них разместить 80 машин так, чтобы в каждом гараже было одинаковое количество машин?
Тип 2
В одной из сказок говорится, что между Иваном-царевичем и Кащеем 10 Царств — 100 км. Решил Иван-царевич Кащея на битву вызвать, проехал 9 царств и оттуда с помощью стрелы послал Кащею вызов на битву. Удалось Ивану-царевичу передать вызов, если лук стреляет только на 10 км?
Есть простой способ, которым можно определить, не производя деления, делится ли любое число на 10. Узнают это по такому правилу (в правиле некоторые слова пропущены): «Если запись числа оканчивается цифрой..., то это число... на 10».
Если ты хочешь узнать, какие слова пропущены в правиле, сделай следующее (ответы напиши):
1. Проверь, делится ли число 90 на 10. Запиши ответ.
2. Найди число десятков и в делимом, и в делителе.
3. Вспомни правило деления на единицу и выполни деление над десятками. Запиши ответ.
4. Сравни первый и второй ответы.
5. Теперь запиши правило, вставь пропущенные слова: «Если запись числа оканчивается цифрой..., то это число... на 10».
6. Пользуясь этим правилом, определи (не производя деления), делится ли на 10 число 120. Напиши да или нет.
Ход проведения. Учащихся из задач указанных типов просят отобрать для математического задачника самые интересные задачи. Подчеркивают, что речь идет только о самых интересных (количество выбранных задач не имеет значения). Эти задачи каждый должен попытаться решить.
Обработка данных. На основании высказанных предпочтений устанавливается ранговое место познавательного интереса, который характеризуется выбором задачи-способа.
Типы познавательного интереса. Методика «Непроизвольное запоминание» (А. К. Дусавицкий)
Цель. Выявление типа познавательного интереса у школьников третьего класса.
Материал. Текст рассказа, сконструированный из разных по содержанию частей. Первая часть остросюжетная, развлекательного типа, вторая полностью лишена внешней занимательности,
Изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте 75
в ней речь идет о том, как в лингвистике изучают происхождение слов. Эксперимент рассчитан на непроизвольное запоминание. При создании этой методики автор исходил из следующей закономерности, открытой : непроизвольно лучше запоминается то, что входит в цель деятельности, но если цель одинакова, то лучше запоминается материал, связанный с мотивом деятельности. При чтении текста цель перед всеми детьми ставится одна и та же, поэтому разное запоминание может здесь зависеть только от того, интересен тот или иной отрывок рассказа ребенку или нет.
Текст рассказа
Вова Бутузов и Настя Кувшинникова играют в слова. Вова говорит слово, а Настя объясняет, почему так называется человек или предмет. За каждое правильное объяснение — очко.
—Летчик, — говорит Вова.
—Потому что летает.
—Сталевар.
—Потому что сталь варит.
Теперь Настина очередь спрашивать. Она хитро смотрит на Вову и говорит:
— Ткач.
— Потому что ткет! — обрадованно кричит Вова.
— Врач.
— Потому что врет! — выпаливает Вова.
— Попался! Попался! — захлопала в ладоши Настя и рассмеялась. Вова растерянно посмотрел на нее, а потом и сам как расхохочется! В самом деле смешно: врач ведь людей лечит, а не врет. Но почему его так назвали?
— Давай у учительницы спросим, — говорит Настя.
— Думаешь, учительница знает? — сомневается Вова. — Сло
во-то, наверное, древнее. Как теперь догадаешься, почему при
думали такое название для врача?
Узнав об этой истории, учительница улыбнулась и сказала ребятам, что ученые умеют разгадывать тайны даже самых древних названий. А делают они это так...
Первый помощник ученых — история родного языка. Почему, например, постройку мы называем словом «здание»? Ученые знают, что в древнем русском языке в корне не могло быть двух согласных подряд. Между ними обязательно стояли коротенькие гласные звуки: «и» или «ы». Значит, наше слово «здание» звучало когда-то по-другому: «зидание». А в древних рукописных книгах нашли слово «зида» — так тогда называлась глина. Из глины строили дома. Глагол «зидети» и означает «строить». А сама постройка из глины называлась «зидание». Потом слово «зида» забылось и зданием стали называть любую постройку — и из дерева, и из камня. Никто теперь не удивляется, услышав о деревянном здании. А ведь в Древней Руси такое выражение показалось бы нелепым.
Вот так ученые разгадывают тайны названий. (Сделать паузу.)
—А почему все-таки врача назвали врачом?
—В древности слово «врати» означало «колдовать», а не говорить неправду. А врач — это колдун. Люди тогда еще не знали, отчего бывают болезни и как от них избавиться. Вот и назвали тех людей, которые умели лечить, врачами, то есть колдунами. Прошло много времени, теперь все понимают, что никакого колдовства в лечении нет, но слово «врач» так и осталось в русском языке.
Ход проведения. Учитель на уроке русского языка предлагает детям послушать интересный рассказ. Учащихся предупреждают, что после чтения зададут очень сложный вопрос. Отвечать на него будут все, поэтому надо слушать внимательно. После чтения учитель предлагает учащимся послушать рассказ еще раз и придумать к нему заголовок (дается 2 минуты на придумывание заголовка). В заключение учитель предлагает написать подробное изложение по рассказу, ориентируя учащихся на то, что надо написать как можно больше, неважно, если что-то забудется, важно, чтобы был передан смысл рассказа.
Обработка данных. Определяется лучшее по качеству запоминание одной из частей рассказа. Если ребенок лучше запомнит первую часть — у него интерес развлекательного типа, интерес-
занимательность. Успешность запоминания второй части говорит о наличии у ребенка познавательного интереса. В третьей части сообщается конкретный научный факт о происхождении слова врач. Запоминание этой части тоже свидетельствует о познавательном интересе, но это интерес к результату.