СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методики изучения познавательного интереса младших школьников, направленные на формирование познавательной самостоятельности у обучающихся начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Методы изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте»

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Познавательная потребность (В. С. Юркевич1)

Цель. Определение интенсивности познавательной потреб­ности.

Материал. Стандартизированная анкета, адресованная учи­телям, которые на основе наблюдений и бесед с родителями дол­жны выбрать ответы на следующие вопросы.





п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ученик подолгу (полчаса-час) занимается какой-нибудь умственной деятельностью (час-полтора для млад­шего школьника, несколько часов под­ряд — для подростков?

а)постоянно

б) иногда

в) очень редко

5 3

1

2

Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность?

а) помучиться, но само­
му найти ответ

б) когда как

в) получить готовый
ответ от других

5

3 1

3

Много ли читает школьник дополнительной литературы?

а) постоянно, много

б) иногда много, иногда
ничего не читает

в) мало или совсем
ничего не читает

5 3

1

1 Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев: Вища школа, 1998. С. 224-225.

62 Раздел 2. Методы изучения познавательного интереса

Изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте 63



п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

4

Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а)очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не вы­
ражены (по сравнению
с другими ситуациями)

5 3

1

5

Часто ли ребенок задает вопросы?

а)часто

б) иногда

в) очень редко

5 3

1

Обработка данных. Интенсивность познавательной потребно­сти определяется полученной суммой баллов: 17—25 баллов — потребность выражена сильно; 12—16 баллов — умеренно; мень­ше 12 баллов — слабо.

Познавательные интересы школьника (К. Н. Волков)

Цель. Определение степени выраженности познавательных интересов школьников.

Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

Ход проведения. Учителю дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один.

1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей про­
фессии?

а) очень тесно;

б) связаны, но очень мало, сопровождаются соответствую­
щей организацией деятельности;

в) никак не связаны.

2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользует­
ся ли научной литературой, работает ли со словарем и т. д.?

а) постоянно;

б) иногда;

в) очень редко.

3. Ставит ли перед собой задачи, выполнение которых невоз­
можно в один присест и требует кропотливой работы в течение
многих дней и даже месяцев?

а) большинство заданий подчинено этому принципу;

б) ставит, но редко выполняет;

в) не ставит долговременных задач.

4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать
«черную», неинтересную для него интеллектуальную работу (на­
пример, выполнять длительное вычисление при решении инте­
ресной задачи)?

а) делает всегда столько, сколько нужно;

б) делает периодически;

в) не любит выполнять неинтересную работу.

5. Способен ли при необходимости заниматься продолжитель­
ное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлече­
ниями, а иногда и отдыхом?

а) всегда, когда нужно;

б) только изредка;

в) не способен.

Обработка данных. О сильной выраженности познавательно­го интереса свидетельствуют ответы а).

Познавательная активность младшего школьника (А. А. Горчинская)

Цель. Оценка степени выраженности познавательной актив­ности младших школьников.

Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

Ход проведения. Школьнику дается бланк стандартизирован­ной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возмож­ных вариантов ответов какой-либо один.

1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по мате­
матике?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразитель­
ность?

а) помучиться, но самому найти ответ;

б) когда как;

в) получить готовый ответ от других.

3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

а) постоянно много;

б) иногда много, иногда ничего не читаю;

в) читаю мало.

4. Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя
возникли вопросы?

а) всегда нахожу на них ответ;

б) иногда нахожу на них ответ;

в) не обращаю на них внимания.

5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?

а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, дру­
зьями);

б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;

в) ты не станешь об этом рассказывать.

Обработка данных. Ответы а) свидетельствуют о сильно вы­раженной познавательной активности; ответы б) — об умерен­ной; ответы в) — о слабой выраженности.

Познавательная активность младшего школьника (вариант 2) (А. А. Горчинская)

Цель. Выявление степени выраженности познавательной ак­тивности младшего школьника в области математики.

Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

Ход проведения. Родителю дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать один из предъявленных вариан­тов ответов.

1. Нравится ли ребенку выполнять задания по математике?

а) нравится всегда;

б) иногда;

в) очень редко.

2. Обращается ли ребенок к дополнительной литературе при
выполнении домашних заданий?

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко.

3. Как ведет себя ребенок при выполнении заданий, решение
которых невозможно в один присест и требует кропотливой ра­
боты?

а) решает до тех пор, пока не получит верный ответ;

б) несколько раз оставляет решение задачи и снова к нему
возвращается;

в) прекращает работу, если не может быстро найти ответ.

4. В какой мере, занимаясь любимым делом, ребенок может
делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную
работу?

а) делает всегда столько, сколько нужно;

б) выполняет выборочно или периодически;

в) не любит выполнять неинтересную для него paботу

5. Способен ли ребенок при необходимости заниматься про­должительно интеллектуальной деятельностью, жертвуя развле­чением, а иногда и отдыхом?

а) всегда, когда это нужно;

б) только изредка;

в) не способен.

Обработка данных. Ответы а) свидетельствуют о сильно вы­раженной познавательной активности; ответы б) — об умерен­ной; ответы в) — о слабой выраженности.

Познавательная самостоятельность младшего школьника (А. А. Горчинская)

Цель. Выявление степени выраженности познавательной са­мостоятельности младшего школьника в области математики.

Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими следующие варианты ответов: а) да, б) иногда, в) нет.

Ход проведения. Родителю дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать один из ответов, с которым он согласен.

Вопросы.

1. Стремится ли ребенок самостоятельно выполнить домаш­нее задание по математике?

2.  Стремится ли ребенок самостоятельно найти дополни­тельный материал по теме к уроку математики?

3.  Самостоятельно ли ребенок, без напоминаний, садится за выполнение домашнего задания по математике?

4.  Способен ли ребенок отстаивать свою точку зрения?

5.  Стремится ли ребенок самостоятельно расширять знания, если тема его заинтересовала?

Обработка данных. Ответы а) свидетельствуют о сильно вы­раженной познавательной самостоятельности; ответы б) — об умеренной; ответы в) — о слабой выраженности.

Доминирующие мотивы в ситуации их столкновения (М. В. Матюхина)

Цель. Выявление доминирующего мотива — интереса к мыс­лительной деятельности или к преодолению трудностей.

Ход проведения. Школьнику предлагают выбрать одну из двух задач. Первая символизирует интерес к мыслительной деятель­ности, вторая — к преодолению трудностей.

Дается инструкция следующего содержания: «Задача 1 инте­ресна тем, что при ее решении нужно рассуждать, мыслить, но она нетрудная. При решении задачи 2 придется преодолевать большие трудности. Задание считается выполненным, если ре­шена одна из задач. Отметки за решение той или другой задачи будут ставиться одинаково».

Обработка данных. Фиксируется сделанный ребенком выбор, на основании чего формулируется вывод либо о наличии инте­реса к мыслительной деятельности, либо о доминировании мо­тива преодоления трудностей.

Мотивы учения. Методика

«Заверши предложение» (М. В. Матюхина) .

Цель. Определение спектра мотивов учения.

Пояснение. Эта и следующая методика являются методами проективного типа. Материал для восприятия (начало предло­жения, начало рассказа) является стимулом, который включает мотивацию личности. Чем сильнее побуждение, тем чаще оно должно проецироваться. Ответ на эту стимуляцию может быть различным у детей в зависимости от внутренних условий, пси­хических особенностей личности. Такая методика дает возмож­ность изучать личность опосредованно и создает благоприятные условия для проявления мотивации.

Ход проведения. Испытуемому предлагается завершить пред­ложения.

1) Я стараюсь...

2)  То, о чем я думаю...

3)  Я был бы рад ...

4)  Я надеюсь...

5)  Я уверен...

6)  Я мечтаю...

7)  Я стремлюсь...

8)  Я хочу...

9)  Я не сомневаюсьМоя цель...

Обработка данных. Основанием для формулирования выво­дов служат ответы ребенка. Можно предполагать доминирова­ние познавательного мотива при условии, что частота суждений, указывающих на склонность к занятиям познавательной или интеллектуальной деятельностью (например, «Я стараюсь узна­вать больше нового», «Я мечтаю, чтобы у меня было много книг» и т. п.), превышает число суждений, относящихся к другим ас­пектам школьной деятельности (к примеру, «Я надеюсь получать только хорошие отметки», «Я не сомневаюсь, что мама купит мне новый портфель» и т. п.).

Доминирующие мотивы учения (М. В. Матюхина)

Методика 1. «Закончи рассказ»

Цель. Выявление доминирующего мотива учения. Ход проведения. Школьнику зачитывается рассказ. По его за­вершении предлагается ответить на поставленные вопросы.

Текст рассказа

Однажды на перемене в классе завязался между ребятами раз­говор о том, для чего они учатся.

—Я считаю своей обязанностью ходить в школу, — сказала Галя.

—А мне нравится в школе получать хорошие отметки, — ска­зал Яша.

—А я люблю думать, рассуждать на уроках, — заявил серьез­но Коля.

Ваня заявил, что он обязательно поступит в авиационный институт и будет строить самолеты. Вдруг раздался тихий голос Вали:

— А меня мама заставляет ходить в школу. Она говорит, что она
идет на работу и мне надо идти в школу, так как это моя работа.

А что ты скажешь? Для чего ты учишься?

Обработка данных. Ответы на поставленные вопросы могут свидетельствовать о превалировании одного из нижеприведен­ных мотивов: чувства долга, стремления к получению хороших отметок, потребность в умственной деятельности, социальная значимость учения, мотив принуждения. Обнаружение склон­ности к умственной деятельности может служить признаком наличия познавательного интереса.

Методика 2

Цель. Определение доминирующих мотивов учения.

Материал. 21 карточка с написанными на них суждениями. Суждения 1—3 направлены на выявление мотивов долга и ответ­ственности, 4—6 — самоопределения и самосовершенствования, 7—9 — мотивации благополучия, 10—12 — престижной мотива­ции, 13—15 — мотивации избегания неприятностей, 16—18 — мотивации содержанием, 19—21 — мотивации процессом. Таким образом, суждения 1 — 15 отражают социальные мотивы, а 16— 21 — мотивы, заложенные в самой учебной деятельности и ха­рактеризующие познавательный интерес.

Суждения.

1) Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2)  Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

Уровень развития интереса к содержанию

и процессу учения. Методика

«Перечень любимых занятий» (М. В. Матюхина)

Цель. Выявить уровень развития интереса к содержанию и процессу учения.

Материал. Бланк с перечнем занятий. Перечень составлен таким образом, что число занятий, связанных с содержательной стороной учебной деятельности (пункты 1, 4, 7, 9, 10, 11), тож­дественно числу занятий, отражающих процессуальную сторону.

Ход проведения. Испытуемому предъявляется бланк с переч­нем занятий и предлагается выбрать самые любимые. Обследо­вание проводится индивидуально, чтобы исключить всякое вли­яние других детей.

I. Напиши фамилию, имя.

II.  Прочитай все пункты от 1 до 12.

III. Выбери (подчеркни), что ты больше всего любишь (сделай 4 выбора).

1. Слушать, когда учитель приводит интересные примеры.

2.  Выводить правила на уроках математики.

3.  Выполнять упражнения по русскому языку.

4.  Узнавать, откуда произошли числа.

5.  Самому составлять упражнения по русскому языку.

6.  Решать задачи по математике.

7.  Узнавать, почему предмет называется определенным сло­вом.

8.  Самому составлять задачи.

9.  Узнавать правила написания слов.

10. Слушать, когда учитель рассказывает что-то необычное.

11.  Узнавать о математических действиях.

12. Выводить правила на уроках русского языка.

Обработка данных. На основе выбора любимых занятий оп­ределяется характер интереса к содержательной и процессуаль­ной стороне учения:

■  пункты 1 и 10 — свидетельство интереса учащегося к за­нимательности;

■  пункты 9 и 11 говорят о привлекательности для ребенка фактов;

■  пункты 4 и 7 фиксируют пристрастие к сути явлений;

■  пункты 3 и 6 — подтверждение заинтересованности в са­мом процессе действий;

■  пункты 2 и 12 соответствуют поисково-исполнительскому уровню;

■  пункты 5 и 8 отражают творческий уровень.

Степень устойчивости направленности на способ осуществления учебной деятельности. Методика выбора задачи-«способа» (А. К. Дусавицкий)

Цель. Выявление степени устойчивости направленности млад­шего школьника на способ осуществления учебной деятельности.

Материал. Три бланка, на каждом из которых помещен опре­деленный тип задач.

Tun — задача, требующая простого арифметического дей­ствия.

Можно ли разместить 783машины поровну в трех гаражах?

Тип — занимательная задача.

Знаете ли вы чемпиона хвостатых в животном мире? По япон­ской легенде, царь зверей разделил хвосты между всеми животны­ми. А для трех японских кур у него осталось 2 170 см хвостов. Уда­лось ли курам разделить хвосты поровну и какой длины оказался хвост у чемпиона хвостатых — одной японской курицы?

Тип 3 — задача на интерес к способу решения.

Если хочешь узнать, какие слова пропущены, сделай следующее.

1. Проверь, делится ли число 771 на 3. Напиши «да» или «нет».

2.  Найди сумму цифр числа. Запиши.

3.  Проверь, делится ли сумма на три. Напиши «да» или «нет».

4. А теперь запиши правило, вставив в него пропущенные

слова.

5. Пользуясь этим правилом, не производя деление, определи,
делится ли на 3 число 2808. Напиши «да» или «нет».

Для учащихся первых классов в конце учебного года можно использовать варианты задач, использованные в исследовании .

Tunl

В городе 10 гаражей. Можно ли в них разместить 80 машин так, чтобы в каждом гараже было одинаковое количество машин?

Тип 2

В одной из сказок говорится, что между Иваном-царевичем и Кащеем 10 Царств — 100 км. Решил Иван-царевич Кащея на битву вызвать, проехал 9 царств и оттуда с помощью стрелы по­слал Кащею вызов на битву. Удалось Ивану-царевичу передать вызов, если лук стреляет только на 10 км?

Есть простой способ, которым можно определить, не произ­водя деления, делится ли любое число на 10. Узнают это по тако­му правилу (в правиле некоторые слова пропущены): «Если за­пись числа оканчивается цифрой..., то это число... на 10».

Если ты хочешь узнать, какие слова пропущены в правиле, сде­лай следующее (ответы напиши):

1. Проверь, делится ли число 90 на 10. Запиши ответ.

2.  Найди число десятков и в делимом, и в делителе.

3.  Вспомни правило деления на единицу и выполни деле­ние над десятками. Запиши ответ.

4.  Сравни первый и второй ответы.

5.  Теперь запиши правило, вставь пропущенные слова: «Если запись числа оканчивается цифрой..., то это число... на 10».

6.  Пользуясь этим правилом, определи (не производя деле­ния), делится ли на 10 число 120. Напиши да или нет.

Ход проведения. Учащихся из задач указанных типов просят отобрать для математического задачника самые интересные за­дачи. Подчеркивают, что речь идет только о самых интересных (количество выбранных задач не имеет значения). Эти задачи каждый должен попытаться решить.

Обработка данных. На основании высказанных предпочтений устанавливается ранговое место познавательного интереса, ко­торый характеризуется выбором задачи-способа.

Типы познавательного интереса. Методика «Непроизвольное запоминание» (А. К. Дусавицкий)

Цель. Выявление типа познавательного интереса у школьни­ков третьего класса.

Материал. Текст рассказа, сконструированный из разных по содержанию частей. Первая часть остросюжетная, развлекатель­ного типа, вторая полностью лишена внешней занимательности,

Изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте 75

в ней речь идет о том, как в лингвистике изучают происхожде­ние слов. Эксперимент рассчитан на непроизвольное запоми­нание. При создании этой методики автор исходил из следую­щей закономерности, открытой : непроизвольно лучше запоминается то, что входит в цель деятельности, но если цель одинакова, то лучше запоминается материал, связанный с мотивом деятельности. При чтении текста цель перед всеми деть­ми ставится одна и та же, поэтому разное запоминание может здесь зависеть только от того, интересен тот или иной отрывок рассказа ребенку или нет.

Текст рассказа

Вова Бутузов и Настя Кувшинникова играют в слова. Вова говорит слово, а Настя объясняет, почему так называется чело­век или предмет. За каждое правильное объяснение — очко.

—Летчик, — говорит Вова.

—Потому что летает.

—Сталевар.

—Потому что сталь варит.

Теперь Настина очередь спрашивать. Она хитро смотрит на Вову и говорит:

— Ткач.

— Потому что ткет! — обрадованно кричит Вова.

— Врач.

— Потому что врет! — выпаливает Вова.

— Попался! Попался! — захлопала в ладоши Настя и рассме­ялась. Вова растерянно посмотрел на нее, а потом и сам как рас­хохочется! В самом деле смешно: врач ведь людей лечит, а не врет. Но почему его так назвали?

— Давай у учительницы спросим, — говорит Настя.

— Думаешь, учительница знает? — сомневается Вова. — Сло­
во-то, наверное, древнее. Как теперь догадаешься, почему при­
думали такое название для врача?

Узнав об этой истории, учительница улыбнулась и сказала ребятам, что ученые умеют разгадывать тайны даже самых древ­них названий. А делают они это так...

Первый помощник ученых — история родного языка. Поче­му, например, постройку мы называем словом «здание»? Ученые знают, что в древнем русском языке в корне не могло быть двух согласных подряд. Между ними обязательно стояли коротень­кие гласные звуки: «и» или «ы». Значит, наше слово «здание» зву­чало когда-то по-другому: «зидание». А в древних рукописных книгах нашли слово «зида» — так тогда называлась глина. Из глины строили дома. Глагол «зидети» и означает «строить». А сама постройка из глины называлась «зидание». Потом слово «зида» забылось и зданием стали называть любую постройку — и из де­рева, и из камня. Никто теперь не удивляется, услышав о дере­вянном здании. А ведь в Древней Руси такое выражение показа­лось бы нелепым.

Вот так ученые разгадывают тайны названий. (Сделать паузу.)

—А почему все-таки врача назвали врачом?

—В древности слово «врати» означало «колдовать», а не го­ворить неправду. А врач — это колдун. Люди тогда еще не знали, отчего бывают болезни и как от них избавиться. Вот и назвали тех людей, которые умели лечить, врачами, то есть колдунами. Прошло много времени, теперь все понимают, что никакого кол­довства в лечении нет, но слово «врач» так и осталось в русском языке.

Ход проведения. Учитель на уроке русского языка предлагает детям послушать интересный рассказ. Учащихся предупрежда­ют, что после чтения зададут очень сложный вопрос. Отвечать на него будут все, поэтому надо слушать внимательно. После чтения учитель предлагает учащимся послушать рассказ еще раз и придумать к нему заголовок (дается 2 минуты на придумыва­ние заголовка). В заключение учитель предлагает написать по­дробное изложение по рассказу, ориентируя учащихся на то, что надо написать как можно больше, неважно, если что-то забу­дется, важно, чтобы был передан смысл рассказа.

Обработка данных. Определяется лучшее по качеству запоми­нание одной из частей рассказа. Если ребенок лучше запомнит первую часть — у него интерес развлекательного типа, интерес-

занимательность. Успешность запоминания второй части гово­рит о наличии у ребенка познавательного интереса. В третьей части сообщается конкретный научный факт о происхождении слова врач. Запоминание этой части тоже свидетельствует о по­знавательном интересе, но это интерес к результату.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!