Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Методы изучения природы»
Тема урока: «Методы изучения природы»
Цель урока:
Создать условия для осознания и осмысления блока информации о методах изучения природы, для овладения начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.
Планируемые результаты
Личностные; развивать умение ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.
Метапредметные
Познавательные: понимание сути методов изучения природы, расширения знаний учащихся о методах изучения природы, особой роли наблюдений для изучения природы.
Информационно-коммуникационные: использование для решения задач различных источников информации; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.
Рефлексивные: владение умениями совместной деятельности; согласование и координация результатов своей деятельности; оценка своих учебных достижений, успехов одноклассников.
Предметные: создать условия для развития у учащихся интереса к использованию приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Оборудование:
Учебник, рабочая тетрадь
Живые растения
Раковины моллюсков
Медный купорос, крахмал
8 стаканов, 8 палочек
компьютер;
экран;
презентация;
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, мои юные друзья!
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
- Ребята, что вы изучили на прошлом уроке? Ответы учащихся.
- Вспомним изученный материал.
Фронтальная работа (слайд 2,3)
Индивидуальная работа по карточкам (2 учащихся). Приложение 1.
III. Определение темы урока. Актуализация субъективного опыта учащихся.
- Ребята, вы теперь хорошо знаете науки о природе, и что они изучают. (Ответы детей).
- Как вы думаете: интересно изучать природу? (Ответы детей).
- Почему природу изучать интересно? (Ответы детей).
- А знаете ли вы, как это правильно делать? (Ответы детей).
- Что необходимо знать, чтобы изучать природу? (Ответы детей).
- Правильно, необходимо знать способы или методы.
Какова цель урока? (Ответы детей: изучение природы, способы изучения природы, методы изучения природы).
Каким образом мы будем стремиться к этой цели?
IV. Изучение нового материала.
Учитель записывает название темы на доске, учащиеся в тетрадь.
Слайд 4: метод, запись определения в тетрадь
Учитель. Сейчас мы проверим, что вы уже знаете о способах изучения природы.
Слайд 5, 6. Решаем задачу и делаем вывод.
Слайд 7. Запись определения в тетрадь.
Слайд 8-10. Рассматриваем следующую жизненную ситуацию и отвечаем на вопрос.
Запись определения в тетрадь.
Слайд 11-12. Решаем задачу и делаем вывод. Запись определения в тетрадь.
С какими методами природы мы познакомились?
- Возможно ли используя один и тот же метод решить все три задачи?
- А возможно ли использование нескольких способов для решения одной задачи?
V. Физкультминутка
Слайд 9.
- А теперь немного отдохнем.
Учащиеся встают.
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! (Учащиеся машут руками).
Теперь в океане дельфином плывете. (Учащиеся совершают плавательные движения).
Теперь в саду яблоки спелые рвете. (Учащиеся поднимают руки вверх).
Налево, направо, вокруг посмотрели. (Поворот туловища).
VI. Практическая работа.
Класс делится на 4 группы по 5 человек.
Каждая группа получает инструкционную карту. Приложение 2.
1-2 группы проводят эксперимент «Растворение медного купороса и крахмала в воде».
3-измерение листьев у комнатных растений.
4. – измерение длины раковины беззубки.
Подведение итогов работы. Выступление учащихся. Выставление отметок.
VI. Домашнее задание.
Рассказ о домашних животных.
Исследовательская работа «Рост членов моей семьи».
Выучить определения методов изучения природы.
Прочитать параграф 4, ответить на вопросы устно.
VII. Закрепление нового материала.
Соотнесите единицы измерения из правого столбика с названием физических величин из левого столбика.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
Масса а. Сантиметр (см)
Длина б. Час (ч)
Время в. Градус Цельсия (0С)
Скорость г. Грамм (г)
Температура д. Километров в час (км/ч)
Соотнесите методы изучения природы, обозначенные в левом столбике, с их примерами из правого столбика и соедините их стрелками.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИМЕРЫ
Эксперимент а. определение температуры кипения подсолнечного
масла
Наблюдение б. голый слизень (моллюск) медленно ползёт
по листу капусты
Измерение в. для получения высокого урожая капусты в почву
следует добавить азотные удобрения.
Взаимопроверка.
Учитель. Наш урок подошёл к концу. Спасибо за урок. До свидания.
Используемая литература:
Настрой на урок: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1735
Материал о методах: http://svetlana.pro/catalog/item/mir-biologii-metodi-izucheniya/
http://interneturok.ru/ru/school/prirodovedenie/5-klass/glava-1/nauki-o-prirode-metody-izucheniya-prirody
Физкультминутка: http://gigabaza.ru/doc/65479.html
Приложение 1
Заполните кластер «Науки о природе»
2
1
3
Науки о природе
4
5
6
Наука о веществах и их превращениях
Наука о явлениях природы
Наука о небесных телах
Наука о живом
Наука о растениях
Наука о животных
Приложение 2
Инструктаж для 1-2 группы.
Название эксперимента: «Растворение медного купороса и крахмала в воде»
Гипотеза: я думаю, что медный купорос растворим/нерастворим в воде
(выберите нужное), крахмал растворим/нерастворим в воде.
Ход работы
Насыпать в стакан №1 медный купорос.
Насыпать в стакан №2 крахмал.
Налить до 1/3 воды
Размешать стеклянными палочками.
Наблюдаю: медный купорос в воде растворился/ не растворился, так как раствор прозрачный/непрозрачный, осадок отсутствует/присутствует. Крахмал в воде растворился/не растворился, раствор прозрачный/непрозрачный, осадок присутствует /отсутствует.
Вывод: медный купорос в воде растворим/нерастворим; крахмал растворим/нерастворим в воде.
Мною высказанная гипотеза подтвердилась/не подтвердилась.
Такой метод изучения природы называется …
Химический стакан, стеклянная палочка – это … оборудование.
Инструктаж для 3 группы.
Определение длины листьев растения (по выбору учащихся).
Взять любое растение в классе.
Измерить длину 10 листьев.
Записать размеры в тетрадь в порядке возрастания.
Записать длину самого маленького и самого большого листа.
Сделать вывод о разнообразии размеров листьев: размеры листьев разнообразны/одинаковы.
Какие единицы измерения вы использовали.
Такой метод изучения природы называется …
Какое оборудование вы при этом использовали?
Линейка относится к … приборам.
Инструктаж для 4 группы.
Определение длины раковины беззубки.
Измерить длину раковин моллюска.
Записать размеры в тетрадь в порядке возрастания.
Записать длину самой маленькой и самой большой раковины.
Сделать вывод о разнообразии размеров раковин: размеры раковин разнообразны/одинаковы.
Подумайте; зависит ли размер раковины от возраста моллюска, как?
Какие единицы измерения вы использовали.
Такой метод изучения природы называется …
Какое оборудование вы при этом использовали?
Линейка относится к … приборам.