СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы контроля за функциональным состоянием организма

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы контроля за функциональным состоянием организма»









МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ОРГАНИЗМА

































СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..3 Функциональные пробы для оценки состояния центральной нервной системы………………………………………………..........................3Функциональные пробы для оценки состояния вегетативной системы……………………………………………………………...….4Функциональные пробы для оценки внешнего дыхания…………………………………………………………….......6Контроль за функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы…………………………………………………………….......7

Функциональные пробы и тесты для оценки физической работоспособности………………………………………………........9

Заключение…………………………………………………………...13

Список литературы…….…………………………………………….15

























ВВЕДЕНИЕ

Занятия физической культурой и спортом оказывают значительное влияние как на морфологические признаки физического развития, так и на функциональное состояние органов и систем организма, обеспечивающих двигательную деятельность. Морфологические признаки физического развития изучаются посредством соматоскопии и антропометрии и оцениваются с помощью методов индексов, метода стандартов или средних антропометрических данных и метода корреляции с использованием шкал регрессии. Функциональное состояние организма человека исследуется с помощью большого количества инструментальных медико-биологических методик. В спортивной медицине для этих целей применяется разнообразная диагностическая аппаратура и оборудование, позволяющие наиболее точно и объективно оценить функционирование различных органов и систем организма. В то же время в практике врачебного контроля за людьми, занимающимися физической культурой и спортом, особенно при массовых обследованиях учащейся молодежи, широкое распространение получили различные тесты и функциональные пробы. Они просты и доступны большинству специалистов физического воспитания, так как без применения сложной аппаратуры и оборудования позволяют достаточно информативно оценивать функциональное состояние нервной системы, нервно-мышечного аппарата, внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы и физической работоспособности. Функциональные пробы и тесты дают возможность отслеживать изменения функционального состояния организма в зависимости от применяемых средств физического воспитания, позволяют контролировать адекватность физических нагрузок возможностям занимающихся физической культурой и спортом для того, чтобы не допустить перегрузок и перенапряжений у них, обычно возникающих в результате нерациональных занятий. Поэтому важной задачей кафедр физического воспитания является ознакомление студентов с методами контроля за функциональным состоянием организма. Эти знания позволят им осуществлять самоконтроль в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом, используя самые простые и доступные из рекомендуемых нами проб и тестов.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Расстройство координации движений и нарушение двигательного акта являются одним из наиболее четких признаков переутомления или патологических изменений в отдельных звеньях нервной системы. Поэтому для исследования ее состояния используют так называемые координационные пробы. Координационные пробы, применяемые до и после физических нагрузок, позволяют установить степень утомления занимающихся. Проба Ромберга (оценивается статическая координация). Бывает простая и усложненная проба Ромберга. Простая проба, когда обследуемый стоит со сдвинутыми стопами, руки вперед, пальцы раздвинуты, глаза закрыты. Усложненная проба более информативна. Обследуемый, сняв обувь, принимает исходное положение стойки на одной ноге, другая нога согнута коленом вперед и касается подошвенной поверхностью коленного сустава опорной ноги, руки вперед, пальцы раздвинуты, глаза закрыты. При оценке пробы Ромберга обращается внимание на степень устойчивости (стоит неподвижно, покачивается), дрожание век и пальцев (тремор) и, главное, длительность сохранения равновесия. Сохранение устойчивой позы более 15 с без тремора оценивается — хорошо; небольшой тремор век и пальцев при удержании позы в течение 15 с — удовлетворительно; поза удерживается менее 15 с — неудовлетворительно. Пальце-носовая проба (оценивается динамическая координация). Обследуемый находится в исходном положении стоя, руки в стороны, глаза закрыты. Необходимо, не открывая глаза, быстро коснуться указательным пальцем сначала одной, затем другой руки кончика своего носа. Промах и дрожание руки говорит о нарушении динамической координации.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Ортостатическая проба основана на том, что тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы и соответственно частота сердечных сокращений увеличиваются при переходе из горизонтального положения (клиностатика) в вертикальное (ортостатика). Ортостатическая проба проводится следующим образом. Обследуемый ложится на кушетку, через 3—4 мин у него в течение 15 с подсчитывается пульс. Затем он встает и через 15 с после перехода в вертикальное положение у него вновь определяют пульс. Результаты пересчитывают на 1 мин. При нормальном тонусе и возбудимости симпатического отдела вегетативной нервной системы учащение пульса не должно превышать 12—18 уд./мин. Уменьшение частоты пульса менее. чем на 12 уд./мин или увеличение частоты пульса более, чем на 18 уд./мин указывает, соответственно, на понижение или повышение возбудимости и тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы. Если разница больше 20 уд./мин, значит, организм не справляется с предлагаемой нагрузкой, то есть имеется остаточное утомление. У хорошо тренированных спортсменов учащение пульса сравнительно невелико и колеблется в пределах от 5 до 15 уд./мин. В клинических условиях, при проведении ортостатической пробы по Шеллонгу, помимо частоты сердечных сокращений в течение 10 мин вертикального положения обследуемого регистрируется и величина артериального давления на каждой минуте стояния. Клиностатическая проба основана на том, что при переходе из вертикального положения в горизонтальное повышается тонус парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что выражается в уряжении частоты пульса. Клиностатическую пробу проводят в обратном порядке по сравнению с предыдущей. Нормальная возбудимость парасимпатического отдела вегетативной нервной системы выражается в уряжении пульса на 4—12 уд./мин; более значительное уряжение пульса указывает на повышенную возбудимость этого отдела вегетативной нервной системы. Проба Ашнера (глазо-сердечный рефлекс) также характеризует возбудимость парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. У обследуемого в положении лежа определяют частоту пульса, затем на его глазные яблоки при закрытых веках мякотью большого и указательного пальцев производят нерезкое, постепенно усиливающееся давление в течение 10 с, но не до боли, и вновь определяют частоту пульса. Рефлекс считается положительным при урежени пульса на 5—12 уд./мин, что свидетельствует о нормальной возбудимости парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Урежение частоты пульса более чем на 12 уд./мин указывает на повышение возбудимости парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Если частота пульса после пробы не изменяется, то рефлекс считается отрицательным, что указывает на понижение возбудимости этого отдела вегетативной нервной системы. Глазо-сердечный рефлекс считается извращенным, если пульс после пробы учащается более чем на 24 уд./мин. У хорошо тренированных людей изменение частоты пульса при всех трех вегетативных пробах выражено слабее, чем у нетренированных. Выявлено, что значительные изменения показателей вегетативных проб проявляются в состоянии переутомления, перетренированности. В несколько меньшей степени они выражены при перенапряжении. Представление о функции вегетативной нервной системы можно получить по кожно-сосудистой реакции. Определяется она следующим образом: по коже каким-либо неострым предметом, например, неотточенным концом карандаша, с легким нажимом проводят несколько полосок. Если в месте нажима на коже появляется розовая окраска, кожно-сосудистая реакция в норме, белая — возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов повышена, красная или выпукло-красная — возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов высокая. Белый и красный дермограф может наблюдаться ори отклонениях в деятельности вегетативной нервной системы (при переутомлении, во время болезни, при неполном выздоровлении).

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ

Проба Розенталя — пятикратное изменение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) с промежутками 15 с, у тренированных спортсменов, а также у здоровых лиц при пятикратном измерении ЖЕЛ отмечают почти одинаковые цифры (удовлетворительная оценка пробы). В некоторых случаях наблюдается увеличение этих показателей от одного измерения к другому (хорошая оценка). Уменьшение величины ЖЕЛ в процессе пятикратного измерения (неудовлетворительная оценка) наблюдается у лиц с функциональным отклонением в состоянии дыхательно-циркуляторного аппарата, вызванными какими-либо заболеваниями, а также в результате переутомления и нетренированности .

Проба А.Е. Шафрановского — определение ЖЕЛ до и после дозированной физической нагрузки в виде трехминутного бега на месте в темпе 180 шагов в минуту. Измерение ЖЕЛ проводят до и после нагрузки, а затем через 1, 2, 3 мин восстановительного периода. При хорошей тренированности показатели ЖЕЛ после нагрузки не изменяются, а иногда даже увеличиваются. Снижение показателей отражает функциональные нарушения в системе дыхания. Оценить нагрузку можно по изменению ЖЕЛ. Если после занятий ЖЕЛ осталась без изменения или немного увеличилась, значит, вы занималась легкой работой, если снизилась на 100—200 см3 — средней, на 300—500 и более — тяжелой.

Проба Штанге — задержка дыхания на вдохе. Обследуемый после 5—7 мин отдыха в положении сидя делает полный вдох и выдох, а затем снова вдох (80—90 % от максимального) и закрывает нос и рот. Фиксируется время от момента задержки дыхания до прекращения пробы. Обычно здоровые нетренированные люди задерживают дыхание на вдохе 40—50 с, а тренированные спортсмены — от 1 до 2,5 мин. С улучшением состояния тренированности время задержки дыхания возрастает, а при утомлении снижается. Если вы способны задержать дыхание менее, чем на 50 с, то у вас слабая функциональная подготовленность, на 65—75 с — средняя и более 80 с — хорошая функциональная подготовленность. При проведении этой пробы повышается внутригрудное давление, что приводит к затруднению кровотока через легкие. Поток крови к левому желудочку сердца уменьшается, при этом правый желудочек совершает большую работу, связанную с преодолением повысившегося внутригрудного давления. В это время нарушается ритмичность сердечных сокращений, учащается пульс, повышается венозное давление, а систолическое давление вначале возрастает, а затем снижается. Эта проба является, в основном, нагрузкой для правого отдела сердца. Обычно у здоровых людей спустя 1—2 мин после пробы все показатели нормализуются. Людям, имеющим сердечную патологию, проведение этой пробы нежелательно.

Проба Генчи — задержка дыхания на выдохе. Эта проба является нагрузкой в основном для левых отделов сердца. Обследуемый после полного выдоха и вдоха снова выдыхает и задерживает дыхание. Здоровые нетренированные лица могут задерживать дыхание на выдохе в течение 20—30 с, а спортсмены — 60—90 с. При повышении тренированности продолжительность задержки дыхания у занимающихся увеличивается, при утомлении уменьшается. Оценка функционального состояния в этой пробе следующая: — слабое — задержка дыхания менее чем на 20 с; — среднее — 35—40 с; — хорошее — более 45 с.

КОНТРОЛЬ ЗА ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Пульсометрия. Исследование пульса является одним из главных и наиболее доступных методов изучения функции сердца. Пульсом называется периодическое толчкообразное колебание стенок артерий, вызываемое током крови, выбрасываемой сердцем в аорту при каждом его сокращение. Частоту пульса (ЧП) принято измерять пальпаторно, путем наложения четырех пальцев правой руки на левое запястье в области лучевой артерии. Можно проводить измерения и в области сонных и височных артерий. При подсчете ЧП секундомер следует включать в момент начала распространения пульсовой волны, а счет начинать со следующего пульсового толчка. Подсчет ведется в течение 10 или 15 с. Чтобы не сбиться со счета, особенно после нагрузки, рекомендуется считать десятками. Общее количество ударов за 10 или 15 с умножается соответственно на 6 или 4. Полученное произведение определяет ЧП за 1 мин. Каждому человеку присуща своя ЧП в покое, в положении лежа, сидя и стоя. У здорового нетренированного человеке в покое пульс обычно равен 60—80 уд./мин у мужчин и 70—80 уд./мин у женщин. У физически тренированных мужчин ЧП значительно реже 60 уд./мин и может быть 40—50 уд./мин и меньше, что указывает на более экономичную работу сердца. Частота пульса зависит от возраста. Чем моложе человек, тем чаще у него пульс. У юношей и девушек пульс чаще, чем у взрослых, а у подростков и детей еще более частый. Частота пульса зависит также и от положения тела. Самый редкий пульс отмечается в положении лежа, в положении сидя пульс чаще на 4—6 уд./мин, а в положении стоя на 10 уд./мин больше, чем лежа. У одного и того же человека, находящегося в состояния покоя, частота пульса меняется в зависимости от времени суток и места нахождения. Утром пульс ниже, чем днем и вечером. На открытом воздухе частота пульса может быть больше, чем в помещении, летом выше, чем зимой. Учащается пульс и в результате нервного возбуждения при волнении, испуге, радости, а также после приема пищи и возбуждающих напитков (алкоголь, кофе, крепкий чай). Частый пульс наблюдается и в случае повышения температуры при некоторых острых и хронических заболеваниях (грипп, ангина), при повышенной функции щитовидной железы. Любая физическая нагрузка, даже небольшая, вызывает учащение пульса. Научными исследованиями установлена прямая зависимость между частотой пульса и величиной физической нагрузки. На основе этой зависимости разработаны границы зон интенсивности физической нагрузки: — малая интенсивность — частота пульса до 130 уд./мин; — средняя интенсивность — 130—150 уд./мин; — большая интенсивность — 150—180 уд./мин; — максимальная интенсивность — свыше 180 уд./мин. Для студентов зоной оптимальных нагрузок является частота пульса от 150 до 175 уд./мин. Определить величину нагрузки можно по тому, за какое время восстанавливается пульс. Так, при малой нагрузке это происходит через 5—7 мин после окончания занятий, при средней нагрузке — через 10—15 мин, а при высокой нагрузке пульс восстанавливается только через 40—50 мин. Человеку, занимающемуся физической культурой и спортом, желательно четко знать все параметры частоты своего пульса: в покое, до физических нагрузок, после них, после отдыха определенной продолжительности и реакцию пульса на различные по характеру стандартные физические нагрузки. Резкое учащение или замедление пульса по сравнению с предыдущими показателями может быть следствием переутомления или заболевания и требует консультации с преподавателем физического воспитания и врачом. Рекомендуется также следить за состоянием ритма и степенью наполнения пульса. Ориентируясь на показатели частоты пульса можно более рационально дозировать объем и интенсивность физической нагрузки, паузы отдыха между упражнениями, выявить всевозможные нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы. Для доследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы используются так называемые функциональные пробы. Суть их заключается в том, что изучается ответная реакция организма на дозированные нагрузки различного характера и продолжительности. Динамические функциональные пробы делятся на три группы: одномоментные, двухмоментные и трехмоментные.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ И ТЕСТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Функциональная проба Руфье является самым простым косвенным методом определения физической работоспособности. Для этого используются значения частоты пульса в различные по времени периоды восстановления после относительно небольших физических нагрузок. У испытуемого, находящегося в положении лежа на спине, в течение 5 минут, определяют частоту пульса за 15 с, с последующим пересчетом его в минуту (P1), затем в течение 45 с он выполняет 30 глубоких приседаний, после чего сразу же ложится и у него вновь определяют частоту пульса за первые 15 с (Р2) и за последние 15 с (Р3) первой минуты восстановительного периода. Показатели пульса P 2 и Р3 обязательно пересчитывают в минуту. Оценку работоспособности производят по следующей формуле:

Индекс Руфье = (Р1+Р2+Р3) – 200

10

Полученный индекс Руфье оценивается как хороший — от 0 до 2,9; средний — от 3 до 6; удовлетворительный — от 6,1 до 8; плохой — выше 8,1. Для более объективной оценки физической работоспособности человека используют нагрузочные тесты с дозируемой мощностью работы. При тестировании обычно используют один из четырех видов эргометрии; велоэргометр, ступеньку или степэргометрию, бегущую дорожку или тредбан и ручной эргограф. Наиболее физиологичным, простым и доступным является тест со ступенькой (степ-тест). Существуют две разновидности степэргометрии: степ-тест PWС170 и Гарвардский степ-тест.

Степ-тест PWС170. Для проведения этого теста необходимы: гимнастическая скамейка или ступенька высотой 30 см, секундомер и два метронома. Тест следует проводить без предварительной разминки. Желательно вначале объяснить студентам суть этого теста и обучать навыкам подсчета пульса. Вначале измеряется частота пульса в покое, При ее значительных отклонениях от нормы выполнять пробу не рекомендуется, так как показатели ее будут недостоверны. Первая нагрузка выполняется с частотой 20 подъемов и спусков в минуту на гимнастической скамейке в течение 3 мин, для чего метроном устанавливается на частоту 80 сигналов в минуту. Тестируемый становится лицом к скамейке и после команды «Начинай!» выполняет восхождение на ступеньку в ритме метронома. По этой же команде включается и секундомер. На счет — «1» тестируемый ставит одну ногу на ступеньку; на — «2» поднимается и встает на ступеньку обеими ногами, выпрямляет их и принимает строго вертикальное положение; на — «3» опускает на пол ту же ногу, с которой начал восхождение; на — «4» становится двумя ногами на пол. Нельзя допускать следующих ошибок: нарушения ритма подъемов и спусков; неполного выпрямления коленных суставов на ступеньке; неполного выпрямления тела на ступеньке постановки ноги на пол только на носок. Первая нагрузка длится 3 мин. Затем по команде «Стоп!» тестируемый останавливается и сразу же считает пульс за первые 10 с после работы. Метроном останавливают. Вторая нагрузка следует без отдыха, сразу же после измерения пульса. Она выполняется в темпе 30 подъемов и спусков в минуту, для чего метроном устанавливают на 120 сигналов в минуту. Продолжительность второй нагрузки также 3 мин, сразу же после окончания ее подсчитывается пульс в течение 10 с.Для расчета PWС170 применяется следующая формула:

PWC 170 = 7.2 х (1 + 0,5 28-Р1 ),

Р1-Р2

где Р1 — пульс после 1 нагрузки; Р2 — пульс после 2 нагрузки.

Оценка относительных показателей физической работоспособности по степ-тесту PWC170

Оценка

Юноши

Девушки

Отлично

18.6 и выше

15,1 и выше

Хорошо

17,0 — 18,5

12,0 — 15,0

Удовлетворительно

15,0 — 16,9

10,0 — 11,9

Плохо

12,5 — 14,9

8,6 — 9,9

Очень плохо

12,4 и ниже

8,5 и ниже



У хорошо тренированных спортсменов бегунов на средние дистанции и лыжников величина относительной физической работоспособности достигает 24,5 и более киллограммометров в минуту на 1 кг веса (кгм/мин/кг). Тест PWC170 был разработан в Каролинском университете в Стокгольме в 50-х годах Шестрандом. Он рекомендован Всемирной организацией здравоохранения для обследования спортсменов и населения. Физическая работоспособность в тесте PWC170 выражается в величинах той мощности физической нагрузки при которой частота сердечных сокращений достигает 170 уд./мин. Выбор именно этой частоты не случаен. По данным многочисленных исследований, такая ЧСС является оптимальной для работы сердца здорового человека в процессе выполнения мышечной нагрузки. Кроме того, имеется прямая пропорциональная зависимость между мощностью выполняемой мышечной работы и ЧСС. Таким образом, с помощью этого теста можно установить ту интенсивность физической нагрузки, которая «выводит» деятельность сердечнососудистой системы, а вместе с ней и всей кардиореспираторной системы в область оптимального функционирования.

Индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ). Тест разработан в Гарвардском университете США в 1942 году. С его помощью количественно оцениваются восстановительные процессы после дозированной мышечной работы. При проведении Гарвардского степ-теста физическая нагрузка задается в виде восхождений на ступеньку. Для мужчин высота ступеньки равна 50 см, а для женщин — 43 см. Испытуемому предлагается на протяжении 5 мин совершать восхождения на ступеньку с частотой 30 раз в 1 мин. Каждое восхождение и спуск слагается из 4-двигательных компонентов: «1» — подъем одной ноги на ступеньку, «2» — испытуемый встает на ступеньку двумя ногами, принимает вертикальное положение, «3» — опускает на пол ногу, с которой начал восхождение, «4» — опускает другую ногу на пол. Для строгого дозирования частоты восхождений на ступеньку и спуска с нее используется метроном, частоту которого устанавливают равной 120 уд./мин. В этом случае каждое движение будет соответствовать одному удару метронома. Сразу же после окончания восхождения на ступеньку испытуемый садится. У него трижды определяется частота пульса за 30 с — первый раз в промежуток от 60-й до 90-й с, затем — от 120-й до 150-й с и далее — от 180-й до 210-й с. Результаты тестирования выражаются в виде индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ). Эту величину рассчитывают из следующего уравнения:

ИГСТ = t × 100

(f1 + f2 + f3) × 2

где: t — время восхождения на ступеньку в секундах, f1 + f2 + f3 — число сердечных сокращений за первые 30 с 2, 3 и 4 мин восстановительного периода. Величина 100 необходима для выражения ИГСТ в целых числах.

Оценка ИГСТ:

— очень плохо — меньше 50;

— плохо — 51—60;

— удовлетворительно — 61—70;

— хорошо — 71—80;

— очень хорошо — 81—90;

— отлично — 91 и выше.

Величина ИГСТ характеризует скорость восстановительных процессов после достаточно напряженной физической нагрузки и используется для оценки общей физической работоспособности и выносливости. Так у спортсменов, тренирующихся на выносливость, ИГCT превышает цифру 100—110.

Гарвардский степ-тест является значительной нагрузкой. После 5 мин восхождения на ступеньку частота пульса достигает 170—180 уд./мин, а полностью восстанавливается лишь на 20 мин после рабочего периода. При этом потребление кислорода во время проведения теста составляет в среднем 3,5 л/мин. а легочная вентиляция достигает 75 л/мин. Это выше предела функциональных возможностей организма некоторых нетренированных людей. Поэтому применять этот тест у неподготовленных людей нецелесообразно. Определение физической работоспособности по тесту PWC170 с использованием велоэргометра, тредбана или тредмила проводится в основном в хорошо оборудованных кабинетах функциональной диагностики, специализированных лабораториях, оснащенных сложной аппаратурой и оборудованием чаще всего в научных целях.

Тест К. Купера позволяет определить физическую работоспособность человека по результатам 12-минутного бега. Тест рассчитан на определение возможностей обследуемого человека в упражнениях на выносливость. Во время его выполнения необходимо пробежать как можно большее расстояние за 12 мин. При этом не разрешается перенапрягаться и, если возникает одышка, нужно сбавить темп бега, а когда восстановится дыхание, можно возобновить бег. Желательно тест проводить на беговой дорожке стадиона. Проходить тестирование могут лишь достаточно подготовленные люди, которые испытали предварительную беговую тренировку и на каждом занятии преодолевали дистанцию не менее чем 1,5 км. Оценка степени, подготовленности юношей и девушек 18—29 лет представлена в таблице.

Оценка степени подготовленности юношей и девушек 18—29 лет

Оценка

Юноши

Девушки

Отлично

2,8 и больше

больше 2,64 км

Хорошо

2,5—2,7

2,16—2,64

Удовлетворительно

2,0—2,

1,85—2,15

Плохо

1,6—1,9

1,5—1,84

Очень плохо

меньше 1,6 км

меньше 1,5 км

Повышению уровня физической работоспособности способствуют длительные циклические нагрузки (ходьба, бег, плавание, гребля, лыжи и т. п.), в результате которых улучшается функция сердечно-сосудистой системы. При этом увеличение пульса на физические нагрузки становится меньшим, а восстановление происходит быстрее, что свидетельствует об экономизации деятельности сердечно-сосудистой системы. В то же время при выполнении нарастающей по интенсивности нагрузки будет наблюдаться все большая мобилизация потенциальных возможностей организма, и прежде всего сердца, увеличивается его производительность при мышечной работе.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Функциональные пробы – это различные дозированные нагрузки или возмущающие воздействия (задержка дыхания, изменение положения тела на поворотном столе и др.), позволяющие объективно оценить функциональное состояние систем организма.

К функциональным пробам предъявляют следующие требования: -проба должна быть стандартной и надежной; проба должна быть валидной или информативной;валидность - это точность, с которой производится измерение того или иного параметра. Проба должна быть нагрузочной, т.е. должна вызывать сдвиги в исследуемой системе; проба должна быть эквивалентной нагрузкам в жизненных условиях; проба должна быть объективной и безвредной.

Показания к проведению функциональных проб: Оценка функционального состояния сердечно – сосудистой, дыхательной и других систем организма здоровых и больных людей; Оценка физической подготовленности к занятиям спортом, физической культурой и ЛФК;Экспертиза профессиональной пригодности; Оценка эффективности программ тренировки и реабилитации. Оценка приспособляемости к данной нагрузке; Оценка физической работоспособности и уровня подготовленности;Выявление изменений со стороны сердечно – сосудистой и других систем и процессов адаптации к нагрузке от одного исследования к другому; Выявление предпатологических состояний.


Противопоказания к проведению функциональных проб:- Острый период заболевания; -Повышенная температура тела;Кровотечение; -Тяжелое общее состояние;Выраженная недостаточность кровообращения; Гипертонический криз; Нарушение ритма сердца; Быстро прогрессирующая и нестабильная стенокардия; Аневризма аорты; Острый тромбофлебит; Аортальный стеноз; Выраженная дыхательная недостаточность;Острые психические расстройства; Невозможность выполнения пробы (болезни нервной и нервно – мышечной системы, болезни суставов).


Показания для прекращения тестирования:-Прогрессирующая боль в груди; Выраженная одышка;Чрезмерное повышения артериального давления, не соответствующее возрасту обследуемого и величине нагрузки; Значительное понижение систолического артериального давления; Бледность или цианоз лица, холодный пот;Нарушение координации движений; Невнятная речь; Отклонения на электрокардиограмме (желудочковая экстросистолия, нарушение проводимости и др.)


Общие требования, предъявляемые к проведению функциональных проб: Обеспечение нормального микроклимата в помещении для тестирования. В тестировании должны принимать участие минимум медицинского персонала. Необходимо исключить возникновение звуковых, световых и других, не относящихся к исследованию, сигналов. Медицинская аппаратура должна быть заземлена.Необходимо наличие аптечки первой медицинской помощи с препаратами, стимулирующими систему кровообращения и дыхания. Необходимо вести протокол тестирования.Необходимо проинструктировать обследуемого о проведении тестирования













Список литературы

1.Граевская, Н.Д.Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия [Текст]: учебное пособие: в 2 ч. Ч.1 / Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2008.

2.Карпман, В.Л. Исследование физической работоспособности у спортсменов/. В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков И.А. - М.: Физкультура и спорт, 2000.

3. Макарова, Г.А. Спортивная медицина: учебник / Г.А.Макарова. - М.: Советский спорт, 2003.

4.  Спортивная медицина: Учеб.для ин-тов физ. культ./ под общ. ред. В.Л. Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 2005.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя