Ходиева Зарина Иркиновна
“Методы контроля знаний на уроках музыкальной литературы”
https://www.facebook.com/Z.Khodiyeva
Ташкент- 2017-18 уч.г.г
Педагогическая технология - это система формирования у студентов знаний, способов действия и положительных личностных качеств с учетом человеческих и технических возможностей и их взаимодействия с целью оптимизации процесса обучения и личностного развития.
Осваивая музыкальную литературу, учащийся не только приобретает знания о музыке, но и приобретает определенные навыки и умения, необходимые для самостоятельной музыкальной деятельности по специальности.
Музыкальная литература - одна из основных музыкальных дисциплин, в которой с годами произошел ряд существенных изменений. Ввиду требований времени основной упор делается на эффективное использование новых педагогических технологий в музыке.
В процессе внедрения инновационных педагогических технологий под руководством преподавателя студенты самостоятельно приобретают, изучают и усваивают знания. Музыкальная литература, как учебная дисциплина может с легкостью сочетать следущие рекомендуемые для обучения технологии:
-игровая деятельность -“Блиц-опрос” – метод направлен на обучение правильной организации последовательности действий, логическому мышлению, умению выбирать из широкого спектра идей и информации на основе изучаемого материала. В области музыкальной литературы “блиц-опрос” это быстрый контроль знаний (10-15 минут) – где подразумеваются информационные вопросы: факты, даты, названия произведений, имена, фамилии, тональности, форма и т. д.
-работа в малых группах: один из познавательных методов на уроках музыкальной литературы. Эта технология дает студентам хорошие возможности для заполнения основных форм работы. Например:
- Методика «интервью» направлена на то, чтобы научить преподавателя - ученика или ученика-ученика задавать вопросы, слышать, правильно отвечать, этот метод заключается в том, чтобы правильно сформулировать вопрос и дать исчерпывающий ответ.
Метод «3х4» направлен на то, чтобы помочь студентам свободно мыслить, высказывать широкий круг идей, анализировать, описывать детали и делать выводы в учебном процессе индивидуально и в небольших группах.
Следующий метод - техника «иерархии» - “пирамида” направлен на то, чтобы научить мыслить логически, критически, творчески, используя приемы перехода от простого к сложному, от сложного к простому.
Техника бумеранга позволяет ученикам работать с разнообразной литературой, текстами, запоминать, рассказывать, свободно выражать идеи и оценивать всех учеников во время урока. Например, дополнительная информация о композиторе.
-диаграммы (кластеры) - направлены на обучение логическому мышлению, расширение сферы мышления, самостоятельное использование литературы. Этот метод ускоряет процесс теоретического объяснения жизни и творчества композиторов, форм музыкальных произведений.
-инсерт данная технология - это метод понимания смысла информации. Например, ключевые фразы, даты, новые слова можно пометить карандашом или маркером в процессе изучения в книге или рабочем конспекте.
-пинборд – в данном методе в ход пойдут разнообразные карточки, магниты. Этот метод можно использовать на семинаре. Все студенты отвечают на вопросы прикрепляя к доске специальные символы.
-тест- одна из лучших технологий проверки письменных знаний по предмету музыкальной литературы. В тестах могут задаваться вопросы об основных жизненных событиях, творчестве и стилистических особенностях композитора.
- программный диктант - в музыкальной литературе диктант используется для развития у учащихся памяти и навыков слушания музыки (в живом исполнении или же в музыкальной записи).
-кейс-стади - означает «ситуативный метод». Представляет собой событие, деталь конкретной ситуации. Учебный материал содержит дополнительную информацию для усвоения, определения возникшей проблемы и поиска ее решений. Например, экспертные заключения, статистика, статьи, Интернет-материалы, мультимедиа, презентации, т.е. слайды.
Различия в критериях оценки в зависимости от возрастных характеристик учащихся, а иногда и индивидуальных особенностей.
Виды и формы опроса:
1. Устный индивидуальный опрос - устный пересказ (требуется рассказать о музыкальном содержании произведения, прослушанного и проанализированного на предыдущем уроке); блиц – опрос;
2. Общий (фронтальный) опрос.
3. Письменный опрос:
- блиц - опрос (10-15 минут) - информационные вопросы по теме.
- тесты;
- письменное сочинение о музыке;
- опрос в виде кроссворда, ребуса, загадки, чаинворда и др.
4. Музыкальный диктант (Викторина).
Приложение
Таблицы для проведения музыкального диктанта (Викторина)
Таблица для анализа
произведений
№ | Композитор | Название произведения | Темп | Лад | Ритм | Регистр | Динамика | Вид мелодии | Жанр | Дата написания произведения/ стиль |
| | | | | | | | | | |
“Дневник активного слушателя”
№ | Название произведения | Жанр, стиль | Средства музыкальной выразительности | Впечатления от данной музыки |
| | | | |
Сводная таблица по композиторам:
№ | Имя композитора. Значение в истории музыки | Страна/ даты жизни | Стиль | Учителя | Симфоничекие жанры | Камерные жанры | Сценические жанры | Великие современники |
| | | | | | | | |
6