СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Тембры – музыкальные краски» (по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеев)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока  6 класс

Класс: 6

Тема: «Тембры – музыкальные краски» (по программе Т.И. Науменко,

В.В. Алеев)

Тема урока: Тембры – музыкальные краски

Художественно – педагогическая идея: Эпиграф

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче… Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

Д.Д. Шостакович

  • Цель урока: услышать и прочувствовать роль тембра в создании музыкально-живописного образа. Познакомить обучающихся с многообразием тембров
  • Задачи урока:
  1. Эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания; уметь определять на слух тембр музыкальных инструментов; обобщить знания детей о средствах музыкальной выразительности.
  2. Способствовать развитию у учащихся вокально-хоровых умений и навыков, музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, музыкального слуха и воображения. Способствовать развитию когнитивной сферы деятельности учащихся
  3. интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать и исполнять музыку, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности.
  • Предметные компетенции

расширить представление о тембре как средстве музыкальной выразительности;

узнать, что общего между тембром и живописными красками;

обогатить знания о тембровых особенностях скрипки, виолончели;

познакомиться с творчеством композиторов Николая Андреевича Римского – Корсакова, Антонио Паганини, Сергея Васильевича Рахманинова;

узнать о роли тембра в раскрытии образного содержания музыки;

учиться вслушиваться в темброво-живописную красоту музыки;

развивать вокально-хоровую грамотность.

  • Информационная компетенция

находить ключевые знания в текстовом материале (тембр как средство музыкальной выразительности, тембр – как живописные краски, тембр как отражение образов и эмоционального состояния);

развивать понимание чтения музыкально-познавательного текста (посредством чтения музыковедческих терминов, запоминания их написания, чтения развёрнутых художественно оформленных текстов);

уметь оформлять краткие записи материала урока.

  • Коммуникативная компетенция

воспитывать культуру общения через чтение и воспроизведение музыковедческого учебного текста (слышать и слушать ответ другого ученика)

формировать культуру анализа текста на примере приёма «описание» - описание тембровой характеристики музыкальных инструментов

  • Личностная компетенция

направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством

  • Методы и приемы
  1. Метод сходства и различия
  2. Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному
  3. Метод размышления о музыке
  4. Метод музыкального обобщения
  5. Метод эмоциональной драматургии
  6. Метод создания художественного контекста
  7. Метод создания композиций (сочетание видов деятельности при исполнении одного и того же произведения)
  8. Методы стимулирования и мотивации учения (импровизация, музицирование)
  9. Методы организации и осуществления учебных действий и операций (пластическое интонирование, содержательный анализ музыкальных произведений)
  10. Методы контроля и самоконтроля («синквейн», кластер, эссе)
  11. Методы передачи учебной информации (словесные, наглядно-слуховые и наглядно-зрительные, практические: проблемно-поисковый, исследовательский)
  12. Метод перекодирования и идентификации
  13. Методы активизации обучающихся (пение, импровизация, словесное высказывание о музыке, интересный подбор музыкального материала, задания на активизацию слухового внимания, движение: дирижирование, ходьба, хлопки и т.д.).
  • Применение элементов современных технологий
  1. Технология моделирования художественно-творческого процесса
  2. Технология личностно-ориентированного обучения
  3. Технологии развития голоса и слуха.
  4. Информационные технологии.
  5. Технология индивидуально-деятельного подхода.
  6. Проблемно-развивающая технология обучения
  7. Технология проблемного обучения
  8. Технологии коммуникативно-развивающего обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию
  9. Синквейн
  10. Здоровьесберегающая технология
  • Тип урока: введение в тему (изучение нового материала).
  • Вид урока: комбинированный
  • Музыкальный материал:
  1. Н. Римский – Корсаков. Тема «Шехеразады» из сюиты «Шехеразада». Фрагмент. Слушание.
  2. Г.Жуковский. «Караваны птиц надо мной летят» - исполнение
  • Оборудование урока: компьютерная презентация, аудиозапись, ноутбук, проектор, экран.
  • Музыкальные инструменты: баян, фортепиано
  • Межпредметные связи: изобразительное искусство, литература, информатика.
  • Литература:

Музыка. 6 класс: по Программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак:

Науменко, Т.И., Музыка. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 6 – е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2013.- 113-117

В.В. Алеев, Музыка. 6 кл. mp3.Аудиоприложение к учебнику.- М.: Дрофа, 2013

Т.Н. Науменко, В.В. Алеев. Методические рекомендации для учителя.

Ход урока

  1. Организационная часть урока
  1. Здравствуйте ребята меня зовут Надежда Семёновна и я проведу у вас 2 урока музыки.
  2. Муз.приветствие.
  3. Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных инструментов. Все элементы музыкальной речи выразительны, потому что способны многое выразить, ведь у музыки нет слов и красок, она воздействует только своими звуками. Каждое настроение, каждое чувство, переживание и характер имеют своих музыкальных «представителей».
  4. Ход урока.

Душой музыки мы называем мелодию. Вспомним другие элементы музыкального языка. Откроем лепестки цветка, разгадав загадки.

    1. Всегда неразлучны,

Как лучшие в мире друзья.

Они, как солнце и тучка,

И им друг без друга нельзя

Один - улыбается, хохочет,

Никогда не тоскует.

Другой - часто плачет, грустит.

Не смеется и не шутит.

Мажор и минор)

    1. Он в сердце живёт, и в часах, и в дыханье.

И ноты построит он, как командир.

Порядок наводит во всём мирозданье,

А если исчезнет, то рухнет весь мир.

(Ритм) 

    1. То он мчится словно ветер, то всех медленней на свете,

То умеренный совсем. Этот итальянец…

( Темп )

    1. Повелевает она звуками. Какими?

И громкими и тихими и разными другими.

И грома звук подвластен ей и тихого ручья…

Кто же она?

( Динамика )

    1. У него так много клавиш! В крайних слева бас гудит, будто он всегда сердит.

В крайних справа звук высок, будто птичий голосок.

В средних клавишах как раз тот же голос, что у нас. 

(Регистр)

Ребята а как нужно  раскрасить музыку, чтобы она получилась такой же яркой, красочной, как наш цветок?

Наверное, для этого нужны особые, музыкальные краски, которые мы слышим.

Мы никогда не спутаем даже с закрытыми глазами голос своей мамы с голосами других женщин. Нам хорошо знакомы голоса наших друзей и близких, потому что все они не похожи друг на друга. И мы в этом можем убедиться.

К доске выходит один из учащихся и поворачивается спиной к классу. А остальные ребята по руке учителя называют его по имени. Ученик, стоящий у доски, должен определить – кто его позвал.

Без ошибок мы определили голоса друзей по окраске их голоса

А теперь давайте попробуем все вместе определить голоса музыкальных инструментов (фортепиано, баян,флейта)

Отличительным знаком голоса и музыкального инструмента, их окраской звука является тембр. У каждого голоса своя окраска, голоса могут быть светлые, темные, яркие, приглушенные…

У всех музыкальных инструментов тоже разные тембры, поэтому мы можем отличить их друг от друга на слух.

И как вы думаете как же называется наш последний лепесток ?Откроем последний лепесток нашего цветка. (Тембр)

Тембр – «окраска звучания»

А зачем нам много разных музыкальных тембров?

Д. ответ (“Чтобы музыка была ярче, разнообразнее, интереснее”)

5. Развитие темы. Метод “моделирования”

Да, наверное, с помощью разнообразных тембров можно сделать музыку интереснее, но как?..

Посмотрите: показывается черно-белый рисунок. Что здесь изображено?

А теперь сравним с этим рисунком: показывается цветной рисунок.

В чем разница?

Д. ответ “Добавили цвета, рисунок стал ярче, красочнее”.

А в музыке разве не так же происходит?

Учитель: Вывод

Музыкальные тембры часто сравнивают с красками в живописи. Музыкальные тембры также передают разнообразие мира, его образы и эмоциональные состояния.

  1. Основная часть урока

Послушайте стихотворение Якова Халецкого и перечислите все инструменты, которые в нём встретите и какими красками даны им характеристики.

О, если б вы знали, Как арфа,

Как нежен фагот, Прислушавшись к звукам рожка,

Какая душа у рояля! Ему отвечает охотно,

И флейта, влюблено вздыхая, А скрипки

Поёт – Гармонией красок дыша,

Композиторы никогда не создают музыку, которая может быть предназначена для любого тембра; каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен её исполнять.

Сегодня мы поговорим об удивительном музыкальном инструменте, чей голос завораживает, восхищает, волнует.

В симфоническом оркестре её голос самый главный,

Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.

Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.

Назовите, ребята, инструмент волшебный…?

(Скрипка)

Ребята а скрипка к семейству каким инструментам относиться?

Сообщение о скрипке (опережающее задание для учащихся)

Такой, какая она сейчас, ее сделали примерно три с половиной века назад добрые мастера-волшебники из итальянского города Кремона. Их так и зовут: к р е м о н с к и е мастера, их имена: Антонио Амати, Джузеппе Гварнери и волшебник из волшебников Антонио Страдивари.

Их называют сегодня мастера - волшебники. Никто до сих пор не разгадал секрета, как им удавалось делать у скрипок необыкновенный и красивый голос.

И сегодня мы с вами послушаем фрагмент симфонической сюиты  написанным Николаем Андреевичем Римского – Корсакова а название попробуйте дать сами посмотрев на картинку «ШЕХЕРАЗАДА» (1888) – написана по мотивам арабских сказок «1001 ночь».

А кто такая «шехерезада»?

Сборник сказок «1001 ночь» появился в XVIII веке во Франции.

С французского языка вскоре был переведён на многие другие языки.

«1001 ночь» - подлинно народное сочинение.Оно создавалось многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами. Н.А. Римского – Корсакова увлёк Восток с его прихотливой фантазией, весёлой мудростью, цветистой, образной речью. Симфоническая сюита была написана всего за два месяца.

Состоит из 4-х частей, объединённых не только одним замыслом, но и общими музыкальными темами.

Так, тема рассказчицы Шехеразады появляется во всех частях. Тема мудрой рассказчицы Шехеразады всегда звучит у СКРИПКИ СОЛО. По своему мелодическому рисунку она напоминает затейливый восточный орнамент, как бы «вьётся»

Какой же тембр у голоса скрипки?.

Слушание музыки:Н. Римский – Корсаков, тема «Шехеразады»

Фрагмент из сюиты «Шехеразада»,

Учитель: Что можно сказать о характере звучания скрипки?

Ученик: скрипке присуща особая ПЕВУЧЕСТЬ, ПЛАВНОСТЬ, ПЕСЕННОСТЬ, передаёт чувства, любовь шехерезады.

А чтобы завладеть сердце восточной царицы, мужчины должны были к её ногам кидать несменные богатства, деньги, драгоценности.

А как вы думаете в восточных страна того времени какое было самое ценное богатство?

Д. ответ

Верно верблюды и не один ,а много. А как называется когда много верблюдов?

Д. караван

Правильно , но еще говорят не только «караван верблюдов» , но и говорят что летят «караваны птиц».

  1. Вокально – хоровая работа.

Мечта – долететь! И мы упрямо

Летим в составе каравана

В оазис, где любовь и счастье

Ни время, ни пески не властны

Как песня, что ещё не спета

Родник живой в лучах рассвета.

Я сейчас сыграю вам песню, вы внимательно послушайте и подумайте о чем же рассказывает вам эта песня и попробуйте дать этой песне своё название.

Г.Жуковский. «Караваны птиц надо мной летят»

Д. ответ…..

Хорошо мне понравились ваши ответы

Песню которую я вам исполнила, слова написал Алексе́й Ива́нович Фатья́нов (1919 — 1959) — русский советский поэт, «Начало своей профессиональной деятельности отношу к дате вступления в ряды Красной Армии. Точнее — к началу войны. Только тогда я стал писать много и получал всяческую поддержку и поощрения в гуще красноармейских масс. Стал писать стихи, которые узнал фронт; статьи, очерки, которые узнала армия; песни, которые узнал и запел Советский Союз. Чувствую — голос крепнет. Может, не сорвётся…»

— Алексей Фатьянов «Нечто вроде автобиографии» 19 декабря 1943 года

 

А музыку на его текст сочинил  Герман Леонтьевич Жуко́вский (1913 — 1976) — украинский советский композитор, народный артист УССР. В 1937 году окончил Киевскую консерваторию по классу фортепиано у К. Н. Михайлова и по классу композиции уЛ. Н. Ревуцкого. Участвовал в Великой Отечественной войне. Попал в фашистский плен, из которого бежал.

Песню которую будем сейчас разучивать называется «Караваны птиц надо мной летят»

Работа над голосоведением (имитация  игры на скрипке)

  • Вывод:

Учитель: Изучен музыкальный материал урока. Какой можно сделать вывод?

1. Имеет ли каждый музыкальный инструмент свою окраску –тембр?

2. Музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи?

3. Тембр помогает «увидеть» музыкального героя?

4. Музыка неотделима от тембра?

5. Какие композиторы сегодня встречались на нашем уроке и с какими сочинениями мы познакомились и послушали?

 

  1. Итог урок
  1.  Домашнее задание

Учитель: На уроке вы расширили свои знания о тембре, слушали музыку в исполнении скрипки.Творческое задание. Подобрать стихотворения о скрипке, виолончели.

  1. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче… Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

Д.Д. Шостакович

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Тембры – музыкальные краски» (по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеев)»

лад ритм темп динамика   регистр

лад

ритм

темп

динамика

  регистр

лад ритм темп динамика   регистр тембр

лад

ритм

темп

динамика

  регистр

тембр

Яков Халецкий О, если б вы знали, Как арфа , Как нежен  фагот , Прислушавшись к звукам  рожка , Какая душа у  рояля ! Ему отвечает охотно, И  флейта,  влюблено вздыхая, А  скрипки  Поёт –   Гармонией красок дыша.

Яков Халецкий

О, если б вы знали,

Как арфа ,

Как нежен  фагот ,

Прислушавшись к звукам  рожка ,

Какая душа у  рояля !

Ему отвечает охотно,

И  флейта,  влюблено вздыхая,

А  скрипки Поёт –

  Гармонией красок дыша.

Николай Андреевич  Римский-Корсаков  композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков сочинил 15 опер. Из них 9 созданы на сказочные сюжеты.Народные былины, сказки, легенды, сказочные герои привлекали композитора своей поэтичностью и красотой. Народные песни, которые он бережно собирал и записывал, заворожили его навсегда своими прекрасными мелодиями, скромным изяществом и задушевностью. И друзья назвали его «композитор сказочник»

Николай Андреевич Римский-Корсаков композитор-сказочник

Н.А. Римский-Корсаков сочинил 15 опер. Из них 9 созданы на сказочные сюжеты.Народные былины, сказки, легенды, сказочные герои привлекали композитора своей поэтичностью и красотой. Народные песни, которые он бережно собирал и записывал, заворожили его навсегда своими прекрасными мелодиями, скромным изяществом и задушевностью. И друзья назвали его «композитор сказочник»

СИМФОНИЧЕСКАЯ СЮИТА «ШЕХЕРАЗАДА»  

СИМФОНИЧЕСКАЯ СЮИТА

«ШЕХЕРАЗАДА»  

КАРАВАНЫ ПТИЦ НАДО МНОЙ ЛЕТЯТ

КАРАВАНЫ ПТИЦ НАДО МНОЙ ЛЕТЯТ

Караваны птиц надо мной летят,  Пролетая в небе мимо.  Надо мной летят, словно взять хотят  В сторону родную – край любимый.   Птицы вы мои – гуси, журавли, -  Унесите песню, братцы!  Если б только вы, вы понять могли,  Как без стаи трудно оставаться.   Полетел бы я в дом, где жил и рос,  Если б в небо мог подняться…  Разве может с тем, что любил до слез,  Человек когда-нибудь расстаться?..

Караваны птиц надо мной летят, Пролетая в небе мимо. Надо мной летят, словно взять хотят В сторону родную – край любимый. Птицы вы мои – гуси, журавли, - Унесите песню, братцы! Если б только вы, вы понять могли, Как без стаи трудно оставаться. Полетел бы я в дом, где жил и рос, Если б в небо мог подняться… Разве может с тем, что любил до слез, Человек когда-нибудь расстаться?..


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!