МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ.
Большинство методов коррекции при работе с детьми-аутистами направлены на повышение мотивации появления речи, появления зрительного контакта, облегчение коммуникации с родителями и другими людьми, организации распорядка дня и умении соблюдать его и т.д.
Методы лечения аутизма имеют целью коррекции поведения аутичного человека в социуме и повышение его коммуникативных возможностей. Каждый из методов подбирается индивидуально, а комбинировать можно далеко не все из них.
Применение различных видов поведенческой коррекции позволяет не только избавить ребенка от проявлений нежелательного поведения, но и во многих случаях помочь ему стать практически полноценным членом общества.
Цели методов коррекции поведения:
Развитие набора социальных навыков и знаний, необходимых для максимально полноценной адаптации в обществе;
Выработка интуитивных и простых повседневных умений;
Улучшение речевой функции ребенка, развитие потребности в вербальном взаимодействии;
Избавление от сенсорных расстройств (повышенная или наоборот недостаточная чувствительность к шумам, яркому свету, прикосновениям и т. д.);
Активация способности мозга к обработке сенсорной информации;
Методы коррекции поведения:
Прикладной анализ поведения (АВА)
Структурированное обучение ТЕАССН
Трудотерапия
Обучение опорным навыкам или PRT
Визуальная поддержка
Вербальное поведение
Прикладной анализ поведения
Пет-терапия (с помощью участия животных)
Холдинг терапия
Сенсорная интеграция
Дельфинотерапия
Музыкальная терапия
Игровая терапия
Диеты (антиглютеновая, безказеиновая)
Медикаментозное лечение аутизма (снижаются отдельные симптомы: агрессия и аутоагрессия, окр, тревожность, гиперактивность и т. д.)
Одним из наиболее эффективных, по мнению многих педагогов и специалистов, является визуальная поддержка. Можно выделить несколько видов визуальной поддержки:
Расписание дня | Расписание занятия |
Планшет «сначала - потом» | Визуальные подсказки |
Социальные истории | Визуальные схемы |
Визуальные правила и инструкции | Расписание активностей |
Как помогает визуальная поддержка?
Детям с РАС может быть трудно понять социальные знаки во время повседневного взаимодействия с другими людьми. Они могут не понимать, чего от них ожидают в социальных ситуациях, как начать разговор, как ответить на попытки социального взаимодействия других людей или как изменить свое поведение в соответствии с правилами для той или иной социальной ситуации. Визуальная поддержка может помочь в обучении детей с РАС социальным правилам.
Детям с РАС часто сложно понимать устные инструкции и следовать им. Они могут быть не в состоянии сказать, что они хотят и в чем нуждаются. Визуальные подсказки помогают родителям донести до ребенка свои ожидания. Это предотвращает конфликтные ситуации и снижает проблемное поведение из-за трудностей с коммуникацией. Визуальная поддержка поддерживает уместные и позитивные способы коммуникации.
Некоторые дети с РАС испытывают очень сильную тревожность и могут плохо себя вести, если привычный распорядок дня как-то меняется, или они оказываются в незнакомой ситуации. Визуальная поддержка помогает им понять, чего ожидать, что произойдет потом, и это уменьшает их тревожность. Визуальная поддержка помогает детям уделять внимание самым важным аспектам ситуации и справиться с переменами.
Доска «Сейчас-потом» — это визуальная последовательность из двух изображений. Доска сообщает о некоем приятном событии, которое произойдет после завершения не такой приятной задачи.
Чем полезна доска «Сейчас-потом»?
поможет научить ребенка с РАС следовать указаниям и обучать его новым навыкам.
мотивирует ребенка сделать что-то, что ему не нравится, потому что потом последует что-то приятное.
обучает ребенка языку для понимания инструкций из нескольких шагов.
Визуальное расписание — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события.
Чем полезно визуальное расписание?
полезно при обучении ребенка заданиям, состоящим из нескольких последовательных шагов, например, бытовым навыкам.
помогает объяснить ребенку, что это за шаги и гарантирует, что он выполнит каждый шаг.
полезно при сильной тревожности в непривычных ситуациях и ригидности, когда ребенок сопротивляется любым переменам в привычном распорядке дня.
можно предупредить ребенка заранее, что его ждет в течение дня или какого-то другого отрезка времени, и это помогает снизить тревожность.
Визуальные правила и инструкции — это наглядное отображения правил поведения в определенной ситуации и способ сообщить ребенку, что ему нужно делать, например, если ему нужно подождать.
Чем полезны визуальные правила?
полезны, чтобы сообщить ребенку, что можно, а что нельзя делать в определенной ситуации.
сообщить о физических ограничениях в пространстве или занятии.
показать, сколько раз ребенок может попросить какой-то предмет или занятие, прежде чем это станет невозможно.
показать, что нужно чего-то подождать, но скоро желаемый предмет или занятие будут доступны.
Социальные истории – короткие, представлено наглядно истории, которые позитивным образом показывают использование коммуникации и социального взаимодействия, а также поведенческих навыков.
Чем полезны социальные истории?
способствуют большему проявлению желательного поведения.
способствуют улучшению навыков социального взаимодействия (например, делиться, соблюдать очередность).
способствуют развитию коммуникативных навыков (например, просить того, что хочешь, говорить о чувствах).
Таким образом, организованная среда для воспитанников, имеющих расстройства аутистической сферы способствует их дальнейшему развитию, более быстрой социальной адаптации, поддерживает уверенность детей в себе. Разные виды визуальной поддержки помогают развивать коммуникацию, взаимодействие детей с окружающими и быть более успешными в социуме.
Источник:
https://outfund.ru/kak-ispolzovat-vizualnuyu-podderzhku-pri-autizme/