СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы мотивации детей к обучению в дополнительном образовании

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно, что проблема мотивации обучения десятилетиями сохраняет свою актуальность. Успехи в учебе, как, впрочем, и в другой деятельности, во многом определяет наличие мотива достижений – стремления добиться положительных результатов и улучшить прежние. 

Просмотр содержимого документа
«Методы мотивации детей к обучению в дополнительном образовании»











Доклад


Методы мотивации детей к обучению в дополнительном образовании



Подготовила

Бегунова Татьяна Сергеевна

педагог дополнительного образования
























г. Вятские Поляны

2025 г




Мотивация младших школьников в системе дополнительного образования.


Известно, что проблема мотивации обучения десятилетиями сохраняет свою актуальность. Успехи в учебе, как, впрочем, и в другой деятельности, во многом определяет наличие мотива достижений – стремления добиться положительных результатов и улучшить прежние. Стремление к высоким достижениям в учебе в школьном возрасте может послужить хорошей основой для формирования направленности личности на различные достижения в дальнейшей жизни и деятельности человека. Проблему формирования мотивации учения у обучающихся дополнительных образовательных учреждений можно считать одной из самых актуальных в образовательном процессе, т.к. ее недостаток – одна из главных причин, по которой дети покидают объединение. Проблема формирования мотивации обучения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания педагога оказывается не только осуществляемое обучение, но и развитие личности ребёнка. Развитие у обучающихся мотивации, познавательного интереса является центральной методической проблемой. Основной задачей педагога следует считать развитие стойкого познавательного интереса к творчеству. Ведь в нашей жизни много негатива. Необходимо быть источником позитивных эмоций, радовать и увлекать своим творчеством детей. В распоряжении педагогов много всевозможных мотиваций, форм и методов, которыми они владеют, но не всегда применяют. Они могут сослужить отличную службу, но для этого нужно большое желание: сделать занятие незабываемым и неповторимым.

Высокий уровень познавательной мотивации является источником активности и успешности в обучении, его достижение является одной из важнейших задач современного образования.

Проанализировав пути и средства формирования и повышения учебной мотивации обучающихся на занятиях в объединениях «Мастерская чудес» и «Волшебная нить», можно прийти к выводу, что, какую бы деятельность ни осуществляли ребята, они должны иметь полную психологическую структуру - от понимания и постановки целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.

Что же такое «мотивация»?

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле, но нас сейчас интересует только одна сторона - как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационном поведении нас интересует: его возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели.

Говоря о мотивации, мы задаем вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?».

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. Говоря о внутренних психологических свойствах имеем в виду мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Для формирования мотивации современному педагогу необходимо уметь определять мотивы учебной деятельности, в том числе и познавательные.


Внутренние внешние личные мотивы обучающихся


Все мотивы можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним мотивам относятся мотивы признания товарищей, получение похвалы со стороны педагога, мотивы долга, поощрения и т.д. Если преобладают внешние мотивы, для учащегося овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей.

Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью, удовольствием, получаемым от процесса познания. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.

Именно внутренняя мотивация определяет глубину и осознанность отношения к учебной деятельности. Часто ребенка привлекает общение в коллективе, поэтому он не готов к выполнению сложных проблемных заданий, и задача педагога привести к постепенному изменению мотивов с внешних на более осознанные, внутренние.

В системно-деятельностном подходе при работе объединений «Мастерская чудес» и «Волшебная нить» мотивация учащихся является необходимым структурным элементом каждого занятия. На начальном этапе занятия происходит осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на занятии. На данном этапе организуется положительное самоопределение учащегося к деятельности на занятии, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность 2) выделяется содержательная область.

В каждой группе есть небольшой процент учащихся с преобладанием внешних мотивов и если не будет дальнейшего развития мотивации, у них к концу года может произойти некоторый спад, а возможно и уход их из объединения.


Методы обучения делятся на:


1.Объяснительно-иллюстративный – педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а обучающие ее воспринимают, фиксируют, запоминают.

2.Репродуктивный – обучающие воспроизводят полученную информацию, выполняют действия по алгоритму, он используется для приобретения обучающимися умений и навыков.

3.Метод проблемного изложения – педагог ставит какую-либо проблему и сам ее решает, показывая ход мысли в процессе ее познания, обучающие следят за логикой, алгоритмом решения проблемы в целом.

4.Частично-поисковый метод – обучающиеся коллективно, вместе с педагогом ищет решения данной проблемы.

5.Исследовательский метод – обучающимся ставится познавательная задача, которую решают они самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы. Обучающие при этом овладевают методами научного познания и накапливают опыт творческой, исследовательской деятельности.

6.Метод поощрения – положительная оценка действий воспитанников. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.

Поощрение более высокого уровня – благодарности, награждения и т.д. – вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие ученикам длительные стимулы, т.к. они не только венчают длительный и упорный труд, но и свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Поощрение не должно противопоставлять ученика остальным членам коллектива. Поэтому поощрения заслуживают не только те, кто добился успеха, но и те, кто добросовестно трудился

Одобрение – простейший вид поощрения. Одобрение можно выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы учеников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями.

7.Соревнование – это метод направления естественной потребности учащихся к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, ученики быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе занятия большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи педагога. Как показывает практика, создание на уроках ситуаций занимательности должны вызывать радость узнавания не побочных деталей, а основных идей изучаемой проблемы. Эмоции должны вводить ученика в проблему, а не уводить от неё – в этом отличие подлинных познавательных эмоций, от эмоций развлекательного, побочного характера.

8. Огромную роль в повышении мотивации к обучению играет создание ситуации успеха для каждого ученика. Здесь важен индивидуальный подход (учет темпа выполнения заданий, выбор действия в соответствии с возможностями ребенка - отдельное объяснение педагога при затруднениях), создание атмосферы диалога, сотрудничества, взаимопонимания как между преподавателем и детьми, так и между самими детьми.

Эффективная похвала всегда искренна, дает информацию о компетентности и достижениях учеников, настраивает на позитивное отношение к выполнению задания, подчеркивает усердие и старательность, как причину успеха, помогает обрести веру в себя.


Благоприятные и неблагоприятные черты мотивации


В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к обучению, широта его интересов, любезность. Широта интересов обучающихся проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу даже средне школы. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности обучающихся. Непосредственность, открытость, доверчивость детей, их вера в непререкаемый авторитет учителя

Мотивация детей имеет и ряд негативных черт, характеристик, препятствующих обучению. Так, интересы обучающихся, отличающиеся следующими особенностями:

1) недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;

2) неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление);

3) малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;

4) слабо обобщены, то есть охватывают один или несколько учебных предметов по объединенным внешним признакам;

5) содержат в себе школьника чаще на результат, а не на способы учебной деятельности, порой не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе (что не редко косвенно стимулируется самими педагогами, так как в отметке оценивается прежде всего результат, а не стремление к преодолению трудностей, которая чревата неуспехом).


Важность диагностики мотивации обучающихся


Для того чтобы получить достоверные сведение о мотивации учащихся, необходимо использовать не только педагогические методы наблюдения, но и тестирование, анкетирование. Существует множество методик изучения мотивации, но большинство из них предназначены для школ. Данная методика позволяет определить познавательные и социальные мотивы учащихся.

Как правило, результаты диагностики, у всех учащихся в начале года выражена мотивация посещения занятий. В познавательных мотивах учащихся первого года обучения преобладают мотивы саморазвития и самосовершенствования и широкие познавательные мотивы, т.е. потребность в новых впечатлениях.

У многих учащихся второго, третьего года и последующих годов обучения собственно познавательные мотивы приобретают особую значимость. Они хотят не просто заниматься данным видом деятельности, а изучать предмет более глубоко, самостоятельно добывать знания, т.е. характеризуются более осознанным отношением.

Изучение мотивации учащихся показывает, что этому вопросу должно уделяться внимание в течение всего учебного года, так как развитие мотивации, формирование познавательного интереса является важным фактором в сохранности контингента, формировании личности ребенка.

В дополнительном образовании мотивация обучения претерпевает изменения, в данной системе нет оценок деятельности. Мы не можем простимулировать ребенка дополнительной хорошей или плохой отметкой. Хоть это и деструктивная мотивация, но тем не менее мотивация и мы как педагоги лишаемся этого рычага. Отсутствие оценок несколько расхолаживает детей и родителей, но открывает перед педагогами другие способы оценивания и стимулирования детей.

Группы детей в дополнительном образовании состоят из меньшего количества детей от 10 до 15 человек, в отличии от стандартного класса около 30 человек. Это позволяет подойти к детям более дифференцированно и понять, что больше мотивирует каждого ребенка.

На занятия в доп. образования могут приходить мотивированные дети, если они самостоятельно выбирали курс обучения и проявляют интерес к этой сфере, а родители идут навстречу склонностям своего ребенка. Бывает, что курс для обучения выбирают родители. Какие бы мотивы не руководили родителями ребенка, такой ребенок будет менее мотивирован.


Известно, что проблема мотивации обучения десятилетиями сохраняет свою актуальность. Успехи в учебе, как, впрочем, и в другой деятельности, во многом определяет наличие мотива достижений – стремления добиться положительных результатов и улучшить прежние. Стремление к высоким достижениям в учебе в школьном возрасте может послужить хорошей основой для формирования направленности личности на различные достижения в дальнейшей жизни и деятельности человека. Проблему формирования  мотивации   учения  у   обучающихся  дополнительных образовательных  учреждений  можно  считать  одной  из самых  актуальных  в  образовательном  процессе, т.к.  ее  недостаток – одна из  главных  причин, по  которой  дети  покидают  объединение.  Проблема формирования мотивации обучения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания педагога оказывается не только осуществляемое обучение, но и развитие личности ребёнка.

Проанализировав пути и средства формирования и повышения учебной мотивации  обучающихся на занятиях в объединениях художественной направленности «Мастерская чудес» и «Волшебная нить», можно прийти к выводу, что, какую бы деятельность ни осуществляли ребята, они должны иметь полную психологическую структуру - от понимания и постановки целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.

Можно определить следующие этапы формирования мотивации на отдельных этапах занятия.

·                     Этап вызывания исходной мотивации.

 На начальном этапе занятия педагогом учитываются несколько видов побуждений обучающихся: опора на мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызов мотивов относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усиление мотивов ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), усиление непроизвольных мотивов удивления, любознательности.

·                     Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.

Здесь я как педагог стараюсь ориентироваться на познавательные и социальные мотивы. Например, вызывая интерес к нестандартным заданиям, требующим творческого подхода к их выполнению (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что вызвав мотивацию на первом этапе занятия, нельзя о ней забыть, сосредоточиваясь на предметном содержании занятия. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и практической, трудной и легкой и т.п.).

·                     Этап завершения занятия.

Важно, чтобы  каждый  ребёнок  вышел  из  деятельности  с положительным  личным  опытом,  и  чтобы  в  конце занятия  возникала  положительная  установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с моей отметкой. Конечно, важно показать детям их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На занятиях усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени усвоения новых знаний и умений. Но еще более важным является акцент на том, что получилось, что удалось и т.п.

Немаловажна необходимость обучения ребенка самого ставить перед собой цели и всегда поддерживать его познавательный интерес. На разных занятиях в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели педагога, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо  стремиться  последовательно  отрабатывать с ним постановку разных целей - близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом - они должны быть реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.

Познавательный интерес - это глубинный и внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у учащихся - показатель серьёзных недостатков в организации обучения.


Каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к обучению?

1. Прежде всего, такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

4. Слишком лёгкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

5. Чем чаще проверяется и оценивается работа обучающегося, тем интереснее ему работать.

6. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого педагога с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к предмету.


Развитие у учащихся мотивации, познавательного интереса является центральной методической проблемой. Основной задачей педагога следует считать развитие стойкого познавательного интереса к прикладному творчеству. Ведь в нашей жизни много негатива. Необходимо быть источником позитивных эмоций, радовать и увлекать своим творчеством детей. В распоряжении педагогов много всевозможных мотиваций, форм и методов, которыми они владеют, но не всегда применяют. Они могут сослужить отличную службу, но для этого нужно большое желание: сделать занятие незабываемым и неповторимым.

Причины снижения мотивации к обучению


Каковы причины снижения мотивации к обучению по мнению самих ребят? При разговоре с обучающимися прозвучали следующие ответы: лень, адаптация, усталость, недосыпание, желание проводить время не на занятиях, а на улице, или за компьютером. Все перечисленное - это факторы зависящие не от нас , преподавателей, а скорее от режима и приоритетов семьи обучающегося. Но есть и причины, напрямую связанные с педагогом - неинтересные уроки, трудности в понимании предмета, большой объем материала, много лишнего материала, негативные отношения между учениками в группе, личные качества педагога. Здесь есть повод задуматься.

В своей работе каждый педагог сам определяет оптимальное сочетание методов обучения, а выбор его зависит от содержания данной темы, от цели и задачи обучения, от имеющихся условий и отведенному времени, от возможностей обучающихся и самого педагога. Но на каждом занятии обязательно учитываются:

-личностно-ориентированные технологии (ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка),

-педагогика сотрудничества (подразумевает ребенка, как активного участника взаимодействия с педагогом, атмосфера диалога );

-коллективный способ обучения (работа учеников в группах, парах).

Обучающий материал не должен быть как слишком легким, так и слишком сложным, т.к. это способствует потере интереса к изучаемому предмету.

А для правильной мотивации детей занятие должно быть интересным.

Интерес к занятиям складывается за счет такого важного фактора как - личность педагога (очень часто даже скучный и достаточно сложный материал, объясняемый педагогом, который нравится детям, хорошо усваивается);

Участие в конкурсах в конкурсе создает ситуацию успеха, однозначно мотивирует на учебную деятельность.

Необходимо объяснить детям, что у всех есть шанс, стоит только немного приложить усилия и они смогут проявить свои лучше качества и завоевать себе место в конкурсе.

Так же хочу уделить немного внимания теме повышения мотивации во время дистанционно обучения. Точнее о применении данных методом и приемов во время дистанционного обучения.

Так конкурс можно легко перевести в онлайн режим. С такими ребятами фото работ можно разместить вродительской группу и сделать как выставку работ, а победителя выбрать большинством количеством лайков за ту или иную работу.


Методы и приёмы повышения уровня учебной мотивации у обучающихся.

Прием обучения – это составные части метода, которые ведут к достижению частных задач. Также можно сказать, что из совокупности приемов складывается в методы обучения.

С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:

-По возможности стараться на занятии, обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

-Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого педагога – не только научить, а развить мышление ребенка посредством своих занятий.

-Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы одного направления с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

-Помнить и называть детей по имени.

Такие приемы влияют как раз на положительное отношение к педагогу, а значит и к его передаваемым знаниям.

-Свободный выбор деятельности по интересам также способствует формированию познавательной мотивации.

В заключение, можно сделать выводы:

Положительная мотивация- один из факторов успешного и эффективного обучения. Создание ситуации успеха для каждого ребенка ведет к повышению результативности обучения. Использование в обучении продуктивных методов и приемов современных педагогических технологий, интересное и необычное преподнесение учебного материала формирует стремление к познанию, способствует развитию мышления, коммуникативной компетенции, творческой активной личности. Учение привлекательно и радостно, если самостоятельно открываешь, исследуешь, познаешь мир.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя