Методы обучения на уроках технологии.
Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям. Необходимость передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла одновременно с появлением общества, и будет существовать на всех этапах его развития. Родители передают свой опыт детям, старшие – младшим, более опытные – менее опытным и т.д. С этого момента процесс передачи социального опыта выделился и стал целенаправленным. Это явление получило название педагогический процесс.
Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие старшего и младшего. Целью этого взаимодействия является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Предметом дисциплины «технология» является взаимодействие целей, содержания и процесса обучения.
Концепция технологического образования принятая за основу выдвигает следующие цели и задачи образовательной области «Технология»:
повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный;
обеспечить творческий подход к формированию системы обучения;
воспитывать учащегося как личность;
привитие учащимся жизненно необходимых знаний и умений;
умение применять знания по экономике, менеджменту, маркетингу;
определение целей урока.
При подготовке к занятиям, вне зависимости от их организационной формы, учителю необходимо уметь четко определить цели и задачи, как всего раздела учебной программы, так и отдельного занятия.
Формулируются три вида целей урока:
учебный;
развивающий;
воспитательный.
Многие ученые предлагали разные классификации методов обучения. Сложив многие классификации, ученые выделяют следующие методы:
1. Объяснительно-иллюстративный. Суть этого метода в том, что учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают и фиксируют. Сюда относятся такие приемы как рассказ, лекция, работа с учебником.
2. Репродуктивный метод. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму.
3. Проблемное изложение. Учитель ставит перед учеником проблему и сам показывает путь ее решения. Учащиеся следят за логикой решения проблемы.
4. Частично-поисковый (эвристический) метод. Суть в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на под проблемные, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.
5. Исследовательский метод. Задачу, поставленную учителем учащиеся решают самостоятельно, подбирая необходимые приемы.
Процесс решения учебных задач является мощным стимулом к развитию чувств, обращенных «внутрь», на самого субъекта учения.
Обоснование выбора приемов мотивации.
Приемов мотивации может быть несколько:
1) сообщение учебных и развивающих целей урока;
2) показ значения новых знаний и умений для учащегося;
3) показ образцов качественно выполненной работы учителем или учениками;
4) показ привлекательности профессии.
Описание процесса формирования мотивации.
Процесс формирования мотивации заключается в заинтересованности ребенка делать то или иное действие. В этом разделе можно продемонстрировать образцы качественно выполненной работы учителем или другими учениками. Возможно, рассказать, что другой класс выполнял эту же работу и как хорошо у них получилось.
Описание сущности словесных и наглядных приемов изложения.
Эта группа методов является наиболее крупной и проработанной. Некоторые методы при различной форме организации могут применяться для достижения различных задач обучения.
Это методы:
получения новых знаний;
выработки практических умений и накопления опыта учебной деятельности;
закрепления изученного материала;
организации взаимодействия учащихся.
Приемы изложения (методы) бывают словесными и наглядными. К словесным методам относятся:
Рассказ.
Этот метод наиболее распространенный в организации учебной деятельности. Рассказ - это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителем. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Чаще этот метод используется, когда в него вкраплены другие элементы: рассуждения учителя, анализ излагаемых фактов и т.д.
Объяснение.
Под объяснением следует понимать словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала.
Школьная лекция.
Школьная лекция представляет собой продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся (выписывание основной мысли, конспектирование).
Беседа.
Беседа является диалогическим методом обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.
По своей форме беседа может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.
Методы беседы обладают рядом следующих достоинств:
активизирует деятельность учащихся;
развивает их память и речь;
помогает контролировать знания;
К наглядным методам относятся:
Работа с учебником.
Это один из важнейших методов. Работа с книгой может быть организована в двух формах: под непосредственным руководством учителя и в форме самостоятельной работы.
Сущность этого метода заключается в овладении новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры и параллельно приобретает умение работать с книгой.
Организация наблюдения.
Метод заключается в том, что учащиеся наблюдают какое-либо явление или предмет и под управлением учителя выделяют его наиболее существенные черты.
Иллюстрация.
Метод иллюстрации предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, зарисовок на доске и пр.
Демонстрация.
Этот метод представляет собой синтез словесных и наглядных приемов, связанных с демонстрацией приборов, опытов, технических установок и пр.
Описание процесса проверки степени понимания учащимися новой учебной информации.
Отдельную группу составляют методы проверки знаний у школьников. Текущие наблюдения педагога позволяют верно оценить и при необходимости скорректировать уровень необходимых знаний, умений и навыков.
При разработке методики проведения урока можно использовать устный контроль, т.е. попросить учеников (1-2 человека) рассказать последовательность выполнения конкретного задания. К остальным ученикам применим письменный контроль с тем же заданием. Здесь уместнее сделать тестовые задания. Тест предопределяет краткую, ясную формулировку задания.
Ряд ученых утверждают, что главное преимущество заданий в тестовой форме проявляется в четкости логической структуры контрольного материала, а также в оперативности получения результата контроля.
Список использованной литературы
Н.Н.Малюков, В.К.Устименко. Методические указания. Москва 2003г.
С.А.Смирнов. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Издательский центр «Академия». Москва 1999г.
Г.И.Кругликов. Методика преподавания технологии с практикумом. Издательский центр «Академия». Москва 2002г.
В.М.Казакевич. А.В.Марченко. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. Издательство «Дрофа». Москва 2000г.