СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы обучения, используемые на уроках биологии и химии.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

  «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми».

Бенджамин Блум

 

Просмотр содержимого документа
«Методы обучения, используемые на уроках биологии и химии.»



МОУ « Болычевская общеобразовательная основная школа».



















Методы обучения,

используемые на уроках биологии и химии.













Учитель химии и биологии - Щенникова С.В.























20017 г.

«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми».

Бенджамин Блум

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

Современный урок сегодня немыслим, если он не имеет под собой технологической основы, если он не спроектирован, не просчитан по всем этапам с четко выверенными воспитательными, дидактическими и развивающими целями с учетом психолого-педагогических особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности. Не существует плохих и хороших приёмов и методов обучения. Они могут быть более или менее эффективными, подходящими или неподходящими, удачными или неудачными, простыми или сложными, технологичными или индивидуальными и т.п. В то же время нельзя подвергать огульной критике и полностью отвергать так называемые «традиционные» методы обучения. К использованию тех или иных приёмов и методов преподаватель должен относиться творчески. Выбор и применение приёмов педагогической техники соотносится с поставленными целями, особенностями и уровнем подготовки учащихся, способностями и интересами преподавателя. Применение любого приёма должно быть построено на демократических и гуманистических ценностях. Предпочтение следует отдавать тем приёмам, которые оказывают наибольшее влияние на активизацию мыслительной деятельности, и, следовательно, и на всестороннее развитие личности.

Каждый педагог стремиться к профессиональной самореализации и совершенствованию своего мастерства.

Чтобы вызвать у обучающихся познавательный интерес к новому учебному материалу, нужно использовать разнообразные методические приемы: создание проблемной ситуации, прием новизны, значимости, динамичности, исследовательский прием и др. Все они пробуждают любознательность и познавательный интерес и могут быть использованы на всех этапах изучения учебного материала.

Этапы урока

1.Проверяем готовность к уроку создаём положительный, эмоциональный настрой у обучающихся

Материал взят из «Приемы педагогической техники» - А. Гин)

«СВЕТОФОР»

(это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой зеленая).

1.В начале урока, ученики поднимают карточки разных цветов, что говорит о их готовности к уроку.

2.При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения зависит от типа опроса.

Тип 1- опрос по базовым вопросам, которые учащиеся обязаны знать назубок. Здесь красный сигнал означает «Я не знаю», это – сигнал тревоги. Зеленый сигнал – «Знаю».

Тип 2 – задаются творческие вопросы, на них ученик не обязан знать ответ. Здесь зеленый сигнал означает «Хочу ответить», красный «Не хочу»

Желтый –у меня уважительная причина, выучу к следующему уроку.

Оранжевая- Учил, но ничего не понял, готов остаться после уроков.

Проверка домашнего задания

способы

  1. При помощи тех же карточек ( теоретические вопросы по химии, фронтальный опрос по биологии)

  2. 6 класс биология

Прием устного опроса «Щадящий опрос». Делается это так. Класс разбивается на две группы по рядам – вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте – ученику второй группы. Затем на этот вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и ставят ему «+» или « - » На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Таким образом, задав 10 вопросов, каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, выставит оценки.

Что такое побег?

Из каких частей он состоит?

Что такое почка?

Как почки располагаются на стебле?

Какие различают почки?

Какое строение имеет вегетативная почка?

Какое строение имеет генеративная почка?

Чем отличаются вегетативные почки от генеративных?

Почему почку называют зачаточным побегом?

Какой частью растет побег в длину?


  1. Составить кроссворд по невыученному уроку, за время опроса.

  2. Решить кроссворд. Тематический кроссворд

Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.

  1. Игра «Лови мяч»

Учитель задает вопрос и бросает мяч ученику. Ученик, должен поймать и ответить на заданный вопрос. (проверка знания формул по химии).



  1. «Лабиринт» _головоломки. По Химии –один правильный путь.

3.Мотивация к учебной деятельности. Актуализация (повторение) знаний

  1. Стихи как средство активизации мышления учащихся при изучении химии и биологии. Значение стихотворных загадок при изучении химии в средней школе переоценить невозможно. Каждое используемое на уроке стихотворение несёт в себе определённую учебную цель и имеет химический смысл. Их применение придаёт уроку химии особую привлекательность и является одним из способов развития интереса к химии как к науке, а также способствует развитию логического мышления учащихся..

Вспомнить агрегатные состояния воды в природе можно, используя загадку:

Тёмным облаком летела,

Опустилась птицей белой,

Превратилась в человечка,

Постояла у крылечка,

Покатилась кувырком,

И запела ручейком.



Я на бумаге оставляю,

Конечно, очень жирный след.

И рисовать вам помогаю

Уже я много-много лет!

Не прочен я, не как гранит!

А называюсь я ... (графит)



Горжусь своим я блеском

И тем, что очень твёрд.

Разрежу я железку

На тысячи кусков.

Я – камень драгоценный,

Чужих боюсь я глаз!

Надеюсь, догадались:

Меня зовут... (алмаз)



Химические формулы – они всему начало

Правила техники безопасности

Вот послушайте, друзья,

Что на химии нельзя.

Есть и пить, мечтать, играть,

Реактивы разливать.

Всё мешать в одной пробирке,

Прожигать на парте дырки.

На спиртовку дуть не смей,

Колпачком туши скорей.

Слушай, что учитель скажет,

И смотри, что он покажет.

Коль кипит раствор в посуде,

Пусть раствор подальше будет.

Осторожно кипятить,

Чтоб себя не обварить.

Руки ловкие имейте,

Воду в кислоту не лейте,

Ведь такой эксперимент

Покалечит вас в момент.

В общем, будь ты осторожен.

Опыт может быть не сложен,

Но небрежностью своей,

Не пугай своих друзей.

Загадки к теме «Бактерии, водоросли, грибы, лишайники».

Гриб и водоросль дружно жили.

Вместе ели, вместе пили.

Чтобы я и дальше рос,

Очень важен симбиоз. (Лишайник)

Тундра ягелем богата,

Ест меня олень рогатый. .(Лишайник)

3. Хоть капустой и прозвали,

Но на грядках не сажали.(водоросль, морская капуста)

4. Хоть меня не видит глаз,

Заразить могу я вас.

И холерой, и ангиной,

Насморком и скарлатиной. (бактерии)

6. Мама тесто замесила,

Меня в тесто положила.

От пузырьков углекислого газа,

Тесто вылезло из таза. (грибы, дрожжи)

7. Что случилось с нашим хлебом?

Хлеб таким, ведь, раньше не был.

Стал белым, пушистым, наш хлеб друзья.

Но есть, к сожаленью, его нельзя! (грибы, плесень мукор)

8. На берёзе я расту,

Не щажу её красу.

Чахнет деревце, скрипит.

Вот такой я паразит. (гриб трутовик)















Ребусы

Лишайик





Лягушка



фотосинтез



4. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала

 Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Последовательность действий проста и логична:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.



Метод «Пометки на полях» или «Инсерт».

Прием критического мышления

  Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (+) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.

Знаком «плюс» (-) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.

Данный прием требует от ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной     информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Первично закрепление материала.

Тема: «Двустворчатые моллюски»

Игра «светофор» (оцени правильность суждения)

Если вы согласны с данным суждением, то поднимите синий кружок, если не согласны – то красный.

Двустворчатые моллюски по способу питания относят к фильтраторам.

Органами дыхания беззубки являются легкие.

Кровеносная система двустворчатых – незамкнутая.

Тело беззубки состоит из головы, туловища и ноги.

Некоторые виды двустворчатых - используются человеком в пищу.

Беззубка – это раздельнополое животное.

Для животных данного класса характерна двусторонняя симметрия тела.

Большинство двустворчатых живут на суше.

Раковина состоит из двух створок.

Органы чувств очень хорошо развиты



Найдите названия 10-ти моллюсков в тексте:

«Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала — она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара — панамы нам очень пригодились.

«Смотрите, цапля! — закричал Коля, снимая джемпер, — лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей… А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается… « И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три — цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: « Иди, я не трону тебя.»

Маленкая игра.

А детская игра «крестики-нолики» превращается в химическую игру», «Кто быстрее», «Кто лишний», «Верю – не верю».

Здесь овладения новыми знаниями не сводится к обычному заучиванию правил, выводов и обобщений. Он основывается на улучшении самостоятельной работы школьников, на глубоком логическом анализе того фактического материала, который лежит в основе формирования научных понятий. использование указанных приемов стимулируют стремление учащихся к самостоятельному выполнению заданий, характеризуются сосредоточенностью произвольного задания, отвлечений учащихся на уроках стало меньше. Использование натуральных объектов, символов, творческих заданий, игр, информационно-коммуникационных и тестов вызывают у школьников эмоциональные проявления;

Метод «Написание синквейна»

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.

Соединения галогенов

•Бесцветные, токсичные

•Растворяются, образуют, диссоциируют

•Образуют множество соединений





Галогеноводороды.

Роль галогенов

Необходимы, опасны

•Стимулируют, прекращают, обеззараживают

•Важные для организма, биологически значимы

•Интересные элементы.

Учитель

Добрый, знающий.

Учит, воспитывает, помогает.

Старый друг лучше новых!

Мастер.

Химия

Органическая, неорганическая.

Открывает, изучает, превращает.

Очень сложный предмет.

Наука.

Использование натуральных объектов, символов, творческих заданий, игр, информационно-коммуникационных и тестов вызывают у школьников эмоциональные проявления;

Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.

1.Например, применяю прием «Отсроченная отгадка». В конце урока сообщаю учащимся удивительный факт: « На следующем уроке мы будем изучать вещество, которое описывается в экспедиции геохимика Ф.Е.Ферсмана. В центре пустыни Каракумы были открыты многочисленные холмы, состоящие из смеси песка и серы. Геологи набрали образцы серы, завернули в бумагу, снабдили этикетками, упаковали в ящики и отправили в институт. Когда же по прибытии стали распаковывать образцы, многие этикетки оказались чем-то изъедены, ящики местами прожжены, а из некоторых кусков серы капала жидкость».

2.Курьезные случаи из жизни ученыххимиков .Менделеев — чемоданных дел мастер

Известно ли Тебе, что всемирно известный русский химик Дмитрий Иванович Мен-делеев любил изготавливать рамки для портретов, с удовольствием переплетал книги и... делал чемоданы? Однажды выбирая необходимый товар для будущих шедевров, он услышал, как один покупатель спрашивал о нем.

— Кто этот почтенный господин?— Как? Вы не в курсе? Знать нужно таких людей, — с уважением сказал приказчик. — Это Менделеев — чемоданных дел мастер.

3. В один из дней 1837 г. в подвале частного пансиона в Казани раздался оглушительный взрыв. Виновником его оказался воспитанник Саша Бутлеров, увлекавшийся химией и в тайне от начальства превративший подвал в свою «лабораторию». За это он был посажен в карцер и по мудрому решению педагогического совета был выведен в столовую с повешенной на груди доской, на которой крупными буквами было написано: «ВЕЛИКИЙ ХИМИК». Придумывая эту ироничную надпись, незадачливые воспитатели Саши не допускали, конечно, и мысли, что она может стать пророческой, что заклейменный ею «нарушитель пансионных правил» станет действительно великим химиком – Александром Михайловичем Бутлеровым

Источник:

  1. http://5fan.ru/wievjob.php?id=82683

  2. «Приемы педагогической техники» А. Гин)














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!